ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Цифровое цудзигири, или главный риск для современного малого бизнеса
Цифровое цудзигири, или главный риск для современного малого бизнеса1-09-2024, 12:41. Разместил: Око Политика |
Американцы скатываются в свою версию лихих девяностых — с той только разницей, что Горбачёв с Ельциным творили дичь скорее от безысходности, тогда как нынешние власти США целенаправленно разрушают экономику собственной страны. Цитирую (ссылка): Американский ритейл продолжает сыпаться. Теперь на грани банкротства оказалась очередная сеть магазинов — Big Lots, с 1400 заведениями в 48 штатах США. Компания винит стремительно падающий спрос со стороны американцев, которые сожгли все свои накопления периода пандемии. При Ельцине наше правительство было коррумпированным и колониальным, однако даже оно не опускалось ни до прямого поощрения магазинных краж, ни до социалистических методов хозяйствования в виде раскулачивания буржуазии и ограничения цен. Америка, как видите, идёт дальше, а если Камала Харрис победит, реформы обещают стать почти ленинскими по сути. Дух захватывает, когда я думаю о неизбежных последствиях этих смелых экспериментов. Забавная же часть заключается в том, что пока политики бодаются с торговыми сетями — не только в США, во всех странах мира — мы явочным порядком вошли в мир могущественных корпораций из киберпанковских антиутопий. Цитирую snake-d-ha (ссылка): …Какие новые бизнесы сейчас в массе своей открываются? Сравните две ситуации. Первая — вы торгуете запчастями к хвосторезам в обычном офлайновом магазине, помещение под которое вы арендуете. Владелец помещения присылает вам письмо с требованием освободить помещение. Вы разговариваете с арендодателем и выясняете, в чём, собственно, проблема. Если проблема нерешаемая, то вы дорабатываете несколько месяцев до завершения срока договора, а потом спокойно переезжаете на соседнюю улицу. Конфликт, если он вообще возникнет, в рабочем порядке решается в суде. Вторая ситуация — вы торгуете запчастями к хвосторезам на маркетплейсах. Главный маркетплейс, на которых приходятся 60% ваших продаж, вас банит. Всё, можно закрываться — компенсировать выпавший объём продаж нечем. Или ещё веселее — однажды утром вы обнаруживаете, что ваши товары перестали продаваться, так как маркетплейс перестал их показывать покупателям. Покупатели набирают в поиске «рукоятка к хвосторезу прокруст купить», но ваш товар в выдаче им не показывают, хотя именно его-то они и ищут. Вы пишете в поддержку, и вам вежливо отвечают, что да, они понимают вашу проблему, но сделать ничего не могут. Нет, терпеливо отвечает модератор, это не «теневой бан», что за глупости вы говорите, просто вот так алгоритм поиска работает. Продолжайте обновлять карточки, выкладывать новые товары, следите за отзывами. Всё будет хорошо… Ну, или не будет. Но идти в суд бессмысленно: насколько мне известно, ни в одной стране мира ещё нет закона, запрещающего теневой бан. А представьте, как весело таксисту, которого заблокировали в главном городском сервисе такси, так как модератор спросонья ткнул на неверную кнопку, а его начальству было лень разбираться. Или блогеру, который 10 лет снимал видео про хвосторезы, чтобы однажды обнаружить, что его аккаунта больше нет… Согласно легенде, в средневековой Японии у самураев было право опробовать свой меч на любом встречном представителе низших сословий. Это называлось «цудзигири», самурай мог подойти к любому крестьянину и рубануть несчастного мечом (ссылка). Сейчас право на цифровое цудзигири есть у модераторов айти-гигантов. Они могут уничтожать небольшие бизнесы и кустарей по своему усмотрению. Малый бизнес терпит — влиятельных лоббистов у малого бизнеса нет. Политики, в свою очередь, живут где-то там, в прошлом, и им потребуется немало времени, чтобы хотя бы осознать проблему. Самим корпорациям, кстати, практика не нужна. У корпорации с триллионными оборотами не может быть конфликта с ипэшником или с таксистом — весовые категории принципиально разные. Насилие исходит обычно от рядовых модераторов с синдромом вахтёра. Дальше начальники модераторских отделов топят жалобы пострадавших в архивах, а руководство цифровых корпораций делает вид, будто ничего важного не происходит. Ну, разорили их модераторы в этом месяце ещё сотню ипэшников, бывает. Жизнь — боль. Собственно, цифровым корпорациям было бы даже выгодно, если бы им законодательно запретили банить «партнёров» без веских на то причин. С одной стороны, они получили бы юридическую защиту от упрёков в духе «почему на вашей площадке такой-то негодяй продаёт футболки с неправильными лозунгами». Метрополитен же никто не ругает за то, что он перевозит футбольных фанатов или оппозиционеров? Потому что это метрополитен, он не имеет права закрыть двери перед трезвыми людьми в чистой одежде. С другой стороны, цифровые корпорации значительно улучшили бы свою репутацию. Обратите внимание — покупатели сейчас более-менее довольны маркетплейсами, а если жалуются, то на конкретных продавцов. Напротив, забаненные продавцы пишут огромные, проникновенные, сочащиеся благородной ненавистью статьи с историями о том, как маркетплейс, соцсеть или доска объявлений порушили их бизнес. Если лишить модераторов возможности разорять случайных людей, волна недовольства в соцсетях уменьшится по моим прикидкам не на единицы процентов, а в несколько раз. Но, повторюсь, политики живут в своём мире: сражаются против видеоигр и аниме. А малый бизнес, в свою очередь, слишком беспечен и разобщён, чтобы объединиться в партию, которая могла бы назревшие изменения в законах продвигать. Вернуться назад |