ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Ленин на квартире рабочего, стекольный завод Эрленбаха, мыло до и после революции
Ленин на квартире рабочего, стекольный завод Эрленбаха, мыло до и после революции12-06-2024, 17:46. Разместил: Око Политика |
1. Читатели прислали фотографию говорящей таблички на стене дома. Осень 1895 года, двадцать лет стремительного повышения уровня жизни в Российской Империи только начинаются. Однако рабочий резиновой мануфактуры, обычный слесарь Владимир Прошин, выходец из крестьян, уже живёт в отдельной квартире, достаточно большой, чтобы проводить революционные сходки. Кстати, резиновая мануфактура — это завод «Красный Треугольник», огромное производство из 150 корпусов и вспомогательных строений. Открыто при Александре II, отобрано и переименовано большевиками при Ленине. Примерно до конца 1960-х — флагман советской резиновой промышленности. 2. Читатели пишут (ссылка): В 1904 году в России открылся стекольный завод Максимилиана Эрленбаха. 3. К статье про дореволюционную косметику пришёл комментарий: «Нет ничего плохого в духах и прочей косметике, но сам факт того, что большевикам пришлось увеличивать выпуск мыла, свидетельствует о том, что его не хватало». Конечно, это правда. Страна развивалась и при коммунистах, так что 1913 год СССР в итоге перегнали по большинству показателей — в том числе и по мылу. Однако, как верно отмечает Фредерик Бастиа, правильно сравнивать не СССР с Российской Империей, а СССР 1928 года и Российскую Империю 1928 года — в том несбывшемся сценарии, в котором Владимир Ульянов стал адвокатом, а Иосиф Джугашвили — священником. Данные показывают, что в ходе революции и ленинской разрухи производство мыла в Советской России резко просело — как, собственно, и почти всё. Однако в 1920-е годы при помощи НЭПа Советам удалось восстановить и перезапустить значительную долю имперской промышленности, так что примерно к 1927 году производство мыла вышло на довоенный уровень (ссылка). Таким образом, если прищурить глаза и посмотреть на отдельно взятое мыло, Октябрьская революция обошлась отрасли в 14 потерянных лет. И вот ещё, из комментариев к тому же посту: …мыло «Народное» от Брокара стоило в розницу одну копейку, его мог позволить себе абсолютно любой житель России. Люди предпочитали закупать этот товар ящиками, так как оптовая стоимость была ещё ниже. В комплект к «Народному» мылу Шарлотта Брокар предложила выпускать «народные» помаду и пудру, по цене три копейки за набор. Вернуться назад |