ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Крах европейского химпрома и нефтехимии

Крах европейского химпрома и нефтехимии


4-12-2023, 18:06. Разместил: Око Политика


1. Экономическая катастрофа в Евросоюзе. За время Спецоперации европейская нефтехимическая промышленность потеряла 50 лет развития, деградировав до уровней начала 1970-х годов, ко временам нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильской войной. Без русского газа немецкие фабрики работать не могут. Цитирую (ссылка):
 
Европа прощается с нефтехимической промышленностью

В последний раз, когда европейские нефтехимические заводы перерабатывали так мало своего основного сырья, был 1975 год, и регион все еще «зализывал раны после первого нефтяного кризиса». Спустя почти полвека отрасль умирает, выносит приговор Bloomberg.

Было бы ошибкой интерпретировать это как триумф в борьбе с пластиком. Европа продолжает потреблять огромное количество пен, красок, смол и любой другой продукции, производимой нефтехимическими заводами. Это просто замена отечественного производства импортным.

Нефтехимия по своей сути является энергоемкой. В Европе природный газ примерно в пять раз дороже, чем в США. Сейчас дешевле купить этилен, строительный материал для пластмасс, в Техасе и отправить его через Атлантику для дальнейшей переработки в Европу, чем производить его дома.

Когда пару недель назад BASF SE, компания, синоним нефтехимической отрасли в Европе, встретилась с инвесторами, ее руководители хотели говорить о чем угодно, только не о своей родине.



2. Аналогичный провал наблюдается в немецких химпроме и фармацевтике, которые до недавнего времени были в числе самых прибыльных и конкурентоспособных отраслей в Германии. В комментариях привели график (ссылка):
 


Обвал уже гораздо глубже, чем в ковидном 2020 году. И если тогда обвал был вызван временным карантином и временным снижением спроса, то теперь речь идёт о фундаментально изменившихся условиях: дорогая энергия делает немецкий химпром неконкурентоспособным. Вдобавок, Германия ещё и во многом потеряла российский рынок для своего экспорта, но это уже второстепенный фактор по сравнению с потерей дешёвых российских энергоносителей.

США добивает Германию при помощи ручных немецких политиков, которым помогают также управляемые из США зелёные бесы. Под их давлением крупнейший в Германии химический концерн BASF начинает сейчас распродавать свои энергоактивы, связанный с добычей нефти и газа (ссылка).

Не завидую сейчас тем, кто работает в БАСФ или владеет им. Наверное, грустно наблюдать, как мощнейший концерн с богатой историей, который сделал такой важный вклад в мировую экономику и мировую науку, уничтожается на живую, чтобы ненадолго продлить гегемонию США. Но, опять-таки, немцы сделали свой выбор, причём не только политики, но и рядовые немцы. Хотели поучаствовать в американском блицкриге, порвать русскую экономику в клочья, а потом помародёрить на пепелище? Как за дружбу с США, так и за русофобию надо платить.


3. Ничуть не лучше дела с нефтехимией обстоят в Великобритании, которая хоть и вышла из Евросоюза, но также страдает от последствий отказа от российской нефти и от вредительства местных зелёных (ссылка):

Великобритания закрывает свой крупнейший НПЗ из-за энергокризиса.

Построенный в 1924 году НПЗ Grangemouth является одним из шести в Великобритании, перерабатывающих сырую нефть, добываемую в Северном море.

Grangemouth имел преимущество перед многими другими НПЗ – он находился в конце трубопровода, по которому поступала североморская нефть Forties, по ней в том числе устанавливался бенч-марк Brent. Но сегодня это уже не актуально, благодаря бурному росту поставок из США.

Много лет назад эталонный сорт нефти Brent состоял всего из трех сортов – Brent, Oseberg и Forties. Grangemouth мог принимать от десяти до двадцати грузов Forties в месяц по каналу из Северного моря. Но сегодня в сортах Brent преобладает американская нефть, и поставки сорта Forties замедлились до минимума. В некоторые месяцы по одноименному трубопроводу Forties не отгружается и восьми грузов.

Компания PetroIneos, владелец Grangemouth, приняла решение о закрытии НПЗ уже в 2025 году и превращении его в терминал для импорта и экспорта топлива.

Новые гигантские НПЗ в Западной Африке, на Ближнем Востоке и в Китае вводились и продолжают вводиться в строй, смещая центры производства, пишет Bloomberg. Добавим, что работают эти НПЗ, не в последнюю очередь, на нефти из России.

Во время пандемии Grangemouth, как и многие другие европейские заводы, законсервировал часть своих установок по переработке топлива, заявив, что они просто нерентабельны.

И вот теперь часть предприятия, на долю которого приходится 4% валового внутреннего продукта Шотландии, будет закрыта. В своей основе Grangemouth - это моментальный снимок десятилетий преобразований на нефтяном рынке. Европа качает меньше нефти, а другие регионы производят больше топлива.

И «это не последний европейский НПЗ, который будет закрыт», – резюмирует агентство.


В принципе не очень понятно, почему у Евросоюза должны быть свои НПЗ и нефтехимические заводы. Перерабатывать нефть и газ экономически разумно там, где она добывается, то есть в России, например. Если на месте перерабатывать углеводороды по каким-то причинам не получается, то тогда надо везти её в Китай или в какую-нибудь другую нейтральную страну. В страны Запада, которые не способны к равноправному сотрудничеству, имеет смысл продавать только конечный продукт, причём с серьёзной накруткой — особенно сейчас, когда там дорогая рабочая сила, давящая бюрократия и сверхдорогая энергия. Полагаю, к этому мы постепенно и придём.


Вернуться назад