ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Каршеринг по-советски

Каршеринг по-советски


3-11-2023, 21:21. Разместил: Око Политика



Несмотря на растущую популярность, для многих каршеринг — все еще новый и неизученный до конца сервис. И это неудивительно, ведь в России он начал активно развиваться не так давно — в 2015 году.

Но что, если мы расскажем вам: на самом деле первые попытки запустить краткосрочную аренду автомобилей предпринимались еще в СССР почти 60 лет назад?



Конечно, важно учитывать, что современный каршеринг подразумевает под собой возможность именно краткосрочной аренды. Например, взять авто можно даже на несколько минут для поездки в соседний магазин. В СССР же автомобили арендовали как минимум на несколько часов, чаще — на день. Однако в остальном идея «шеринга» или совместного использования инфраструктуры — одна и та же.


Первые «операторы» советского каршеринга

Массово арендовать авто в СССР начали в 1956 году. Тогда в Москве на базе автопарка №12 открылся первый «Прокат автомобиля без шофера». Сначала для ежедневного пользования москвичам было доступно только 80 машин, однако через несколько лет их число выросло до 300. В основном в автопарк первого советского каршеринга входили «Москвичи».

Позже похожий пункт проката открылся в Свердловске — там горожане могли взять в аренду «Волгу», «Победу» и «ГАЗ-69». Через некоторое время каршеринг появился еще в 40 крупных и курортных городах Союза.

Изначально деятельность таких сервисов никак не регулировалась законом. Однако к осени 1962 года Минтрансом РСФСР были приняты «Правила пользования легковыми автомобилями на условиях проката», а в 1969 году вышло постановление Совета Министров РСФСР.



Автомобиль «Волга ГАЗ-2» считался премиальным, выдавался в аренду не всем клиентам и стоил дороже других вариантов. Сегодня такой автомобиль отнесли бы в класс «Комфорт» или «Бизнес»


Советский каршеринг успел засветиться в кино. Так, например, героиня комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» по сюжету для поездок берет в аренду новенький ВАЗ-2103


Кто и как пользовался советским каршерингом?

Условия аренды советского каршеринга во многом напоминают современные. Правила проката могли разниться от региона к региону. Среди основных моментов:
- минимальный срок аренды — три часа, максимальный — до нескольких месяцев;
- в Москве для аренды было достаточно наличие ВУ, в регионах требовалось членство в туристических клубах, а иногда — сдача отдельного экзамена по вождению;
- «Победу» и «Москвича» выдавали всем желающим, а вот для поездок на премиальной «Волга» ГАЗ-2 требовалась хорошая история арендатора;
- минимальная средняя цена «Москвича-407» — 1 руб. 20 коп. плюс 2,4 коп. за километр пробега. А вот «Волга ГАЗ-2» стоила заметно дороже — 2 руб. 90 коп. в день и 2,9 коп. за километр.



Каршеринг в СССР просуществовал относительно недолго. Но уже через полвека сервис вернулся к нам в обновленном обличье и с новыми технологиями


Почему советский каршеринг «не поехал» дальше?

Основной причиной закрытия пунктов аренды была низкая культура вождения у граждан. Автомобили часто попадали в аварии, изнашивались, а следить за техническим состоянием прокатных машин становилось все труднее. В какой-то момент деятельность стала приносить все меньше прибыли.

После смещения Хрущева с руководящих должностей постепенно стали сходить на нет начатые при нем инициативы — аренда автомобилей попала под раздачу в числе первых. После того, как каршеринг перевели из подчинения местных органов народного хозяйства к союзному министерству транспорта, сервис начал постепенно исчезать. Уже к 70-м годам каршеринг был доступен только иностранным гражданам и представителям дипломатических миссий.


Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы". Есть у меня еще канал с юморными ситуациями для настроения "Вот так бывает", подписывайтесь.



Вернуться назад