ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Шведские подшипники в России
Шведские подшипники в России25-10-2023, 11:06. Разместил: Око Политика |
Во время Второй мировой шведы продавали свои подшипники — лучшие в мире — не только немцам, но и Британии, и даже нам. При этом Гитлеру шведы поставляли больше подшипников, а нам с Британией — значительно меньше, но зато со скидкой. Цитирую (ссылка): …Шведская компания SKF во время Второй мировой войны существенно помогла британской военной промышленности сохранить устойчивость, обеспечив ей поставку и производство 31% использованных подшипников, в том числе, значительную их часть – для авиамоторов. Достаточно сказать, что временами на британских заводах стояли сотни танков и до 10% собранных самолетов, ожидавших шведские подшипники. Поскольку американские подшипники имели размеры, не соответствующие британским промышленным стандартам, SKF наладила их производство в самой Швеции и на своих предприятиях в США (Филадельфия)… Шведская компания СКФ более известна по своей дочерней компании, Вольво, которая стала полностью самостоятельной в 1935 году. Однако сам гигант СКФ, пожалуй, гораздо важнее для экономики планеты: это крупнейший в мире производитель подшипников, систем смазки и мехатроники. Россию тоже многое связывает со шведской компанией. За год до революции, в 1916, русские предприниматели открыли в Москве завод «Шарикоподшипник СКФ». Технологии были преимущественно шведские, но одним из двух учредителей стал петербуржец Эммануил Нобель, представитель знаменитой шведско-русской династии Нобелей. Кроме шарикоподшипникового завода Эммануил Нобель возглавлял в императорской России знаменитый механический завод «Людвиг Нобель», впоследствии переименованный в «Русский дизель». Как ясно из названия, завод массово выпускал дизельные двигатели, которые стояли на русских кораблях, на электростанциях и на насосных станциях, например (ссылка). Эммануил Нобель очень много сделал в России и для России, о нём надо писать отдельную статью. Сегодня ограничусь упоминанием ещё одного его проекта — заводом «Ноблессер» в Ревеле, который строил русские подводные лодки Барс по проекту Ивана Бубнова. Завод был основан в 1912 и успел построить 20 подлодок — они активно служили в составе русского, а потом советского флота вплоть до 1930-х годов, после чего некоторые из них использовались как учебные суда или как плавучие зарядные станции до середины 1950-х. Сам Иван Бубнов умер в 1919, в возрасте 47 лет, от тифа, который свирепствовал тогда в разоряемом большевиками Петрограде… Вернёмся к подшипниковому заводу. После 1917 Ленин завод национализировал, и вплоть до 1932 предприятие оставалось единственным подшипниковым заводом в СССР. В 1932 коллектив завода построил и запустил ещё один подшипниковый завод в Москве. Этот новый завод в Москве назвали «Первым подшипниковым заводом», а дореволюционный завод переименовали, соответственно, во «Второй подшипниковый завод». В том же году Эммануил Людвигович умер в Стокгольме. Россию он покинул ещё раньше, в 1918, после того как Советская власть забрала его заводы себе. СССР сильно отставал в технологиях и, конечно, не мог обеспечить себя подшипниками самостоятельно, мощностей действующих заводов было совершенно недостаточно. О том, как мы закупали у шведов подшипники во время Войны, вспоминает разведчица Зоя Воскресенская. Цитирую (ссылка): …В советскую колонию [в Швеции] прибыли в командировку два молодых человека. Они не скрывали, что являются военными летчиками, фронтовиками. На собрании в посольстве они полушутя-полусерьезно заявили, что посланы сюда с целью ознакомить советских людей с положением на фронтах. Как я указал в начале поста, подшипники СССР у шведов закупал в большом количестве. Нейтралитет шведов был сомнительным, они склонялись скорее на сторону Гитлера, однако всё же шведские подшипники оказали советской промышленности огромную поддержку. После ухода коммунистов шведская СКФ снова пришла в Россию, построив в 2010 году завод по производству подшипников в Твери. У компании были большие планы по расширению производства, но в 2022 США перевели прокси-войну против России в тёплую фазу, и американцы приказали шведам покинуть нашу страну. Насколько я знаю, управление брошенным шведами заводом взял в свои руки российский менеджмент компании. Завод продолжает работу, при этом уже весной следующего года компания начнёт строительство ещё одного производства — там будут делать конические и шариковые подшипники (ссылка). Удастся ли шведам в Россию ещё раз, большой вопрос. Если смена режима в США затянется, шведы останутся нашими врагами надолго. За это время их уникальные наработки могут устареть, так как и Китай, и Россия, и другие страны не-Запада продолжают развиваться, тогда как сама Швеция входит в комплексный кризис, в том числе и экономический. Вернуться назад |