1. Российские власти сформировали конкретный список моделей автомобилей, на которых можно будет ездить чиновникам. В основном это сугубо отечественные модели, но есть и альтернативы с китайскими названиями. Подозреваю, Хавал вошёл в список, так как у него есть завод в Туле, так что его тоже можно считать нашим (ссылка):
Минпромторг представил перечень автомобилей, которые рекомендуется использовать российским чиновникам «в приоритетном порядке». В их числе — отечественные Lada, УАЗ, Aurus, «Москвич», Evolute и китайские машины бренда Haval. В начале сентября «пересадить» госслужащих на продукцию отечественного автопрома поручил Владимир Путин, Минпромторг пообещал выполнить указание «беспрекословно». <…>
Как пояснили в ведомстве, в приоритетном порядке для чиновников будут закупаться автомобили с высоким уровнем локализации — этот показатель рассчитывается в баллах на основании доли производственных процессов, осуществляющихся в России, и объема использования местного сырья и комплектующих. Для доступа к госзакупкам он должен составлять не менее 3,2 тыс. баллов.
При этом в Минпромторге подчеркнули, что автомобили со значением локализации ниже порогового могут быть закуплены государственными органами, но только по специальному разрешению ведомства. <…>
В рекомендациях Минпромторга перечислены конкретные модели, закупка которых находится в приоритете. Так, у бренда Lada министерство «одобрило» машины Vesta, Vesta SW Cross, Granta, Niva Travel и Niva Legend; у УАЗа — «Патриот», «Пикап», «Профи», «Хантер» и микроавтобусы СГР, известные как «Буханка».
У Aurus ведомство рекомендовало использовать модели Komendant и Senat — последняя является служебным автомобилем Владимира Путина.
У «Москвича» в перечень попали все три выпускаемых на данный момент автомобиля: городской кроссовер «Москвич 3», электромобиль «3е» и новинка бренда «Москвич 6».
Также в список включены все доступные в настоящее время модели Evolute — I-Pro, I-Joy, I-Sky, а у китайского бренда Haval чиновникам предстоит выбирать из Jolion, Dargo, F7/F7x и H9.
Зануды сейчас скажут, что надо говорить «Хавейл», а не «Хавал», и «Майкрософт», а не «Микрософт». Возражу. У иностранных маркетологов нет тут власти. Хотят, чтобы мы говорили «Хавейл»? Ну так пусть пишут у себя на сайте «Хавейл», желательно ещё и на шильдике так же. А пока на сайте у них написано Haval, наглыми латинскими буквами, я буду произносить это слово так, как считаю более правильным с точки зрения носителя русского языка.
2. Россия развивает собственную электромобильную промышленность. Растёт добыча лития, в Калининграде и Москве строятся гигафабрики – заводы по производству литий-ионных аккумуляторов (ссылка):
Новости о сотрудничестве властей Москвы, ПАО «КамАЗ» и ГК «Росатом» в области электромобилестроения недавно переполнили СМИ. Соглашение, заключенное между этими компаниями, предусматривает строительство площадки по изготовлению литие-ионных батарей для электротранспорта в Новой Москве (Красная Пахра), с общими инвестициями в размере 51 миллиарда рублей. Планируется, что площадка достигнет своей проектной мощности уже к 2025-2026 годам и станет крупнейшим в Российской Федерации по производству литий-ионных аккумуляторов.
Одним из ключевых аспектов соглашения является то, что новый завод будет специализироваться на изготовлении модулей, тяговых батарей и стационарных систем накопления. Такие аккумуляторы широко используются в личных автомобилях и электробусах, которые все больше пользуются популярностью в России. Завод планирует ежегодно выпускать до 50 тысяч литий-ионных аккумуляторов и дать работу почти 1000 гражданам.
Согласно договору, до 2030 года новый завод поставит 150 тысяч тяговых батарей для автомобилей компании "Москвич" и более 5 тысяч для "Мосгортранса". ООО "Рэнера", дочерняя компания АО "ТВЭЛ", будет ответственна за оснащение предприятия инновационным оборудованием и организацию производственного процесса, а ПАО "КамАЗ" поможет в внедрении и установке продукции на транспортные средства.
Следует также отметить, что электромобильная промышленность ожидает еще один значимый шаг вперед в Российской Федарации. Калининградская область строит первый завод полного цикла по производству литий-ионных аккумуляторов, который начнет функционировать в 2025 году. Благодаря этим двум заводам Россия сможет оснащать аккумуляторами до 220 тысяч электромобилей в год к 2031 году.
Данные аккумуляторы играют важную роль в электротранспорте и их спрос растет с каждым годом. Россия является одним из лидеров в мире по залежам лития, который является основным компонентом этих аккумуляторов. Сегодня Россия зависит от импорта лития из Южной Америки, но российские власти и компании все больше обращают внимание на месторождения лития на территории страны. Например, совместное предприятие «Росатома» и «Норникеля» планирует добывать до 50 тысяч тонн карбоната лития в год на Колмозерском месторождении (Мурманская область). Это может обеспечить независимость от импорта и дать возможность российским предприятиям поддерживать производство аккумуляторов на нужном уровне.
Также важно, что в России в данный момент существует недостаток в производстве литий-ионных аккумуляторов для удовлетворения растущего спроса. Несмотря на несколько предприятий в стране, выпускающих такие аккумуляторы, их производительность пока не может удовлетворить потребности рынка. Следовательно, строительство новых заводов по производству аккумуляторов в Москве и Калининградской области будет значимым шагом в развитии электромобильной промышленности в России.
Повторюсь, на мой взгляд, всё это блажь. Электромобили — такой же западный срам, как радужные парады и ритуальное целование ботинок брюнетам. России выгодно продавать газ, так что я бы больше порадовался строительству фабрики по производству продвинутого газобалонного оборудование — вот чтобы можно было установить в машину прямо на заводе, и чтобы по безопасности было как минимум не хуже бензинового.
3. Также в России налаживается собственное производство печатных плат, опять-таки для автопрома (ссылка):
Научно-производственное предприятие (НПП) «Итэлма», занимающееся разработками электронных компонентов, в том числе для автомобильной отрасли, по сообщению газеты «Коммерсантъ», планирует в 2025–2026 гг. запустить в России производство печатных плат 6-го класса точности. Инвестиции в проект составят приблизительно 2 млрд руб. Уже ведутся проектирование производственной линии и подбор оборудования. Намеченный объём производства составит около 15 млн дм2 плат в год.
По оценкам, сейчас в России изготавливается приблизительно 20 млн дм2 печатных плат в год. Основная часть продукции уходит на нужды гособоронзаказа, тогда как в гражданском сегменте отечественных плат не хватает. В частности, потребность производителей автоэлектроники в российских изделиях по итогам 2022 года оценивалась в 4 млн дм2, а к 2026-му может составить 10 млн дм2.
Около половины продукции, которая будет выпускаться на новом предприятии, «НПП Итэлма» планирует использовать для собственных нужд, остальное — поставлять на открытый рынок. Такие платы будут применяться в том числе в электронных блоках управления (ЭБУ) автомобилем. Производители автомобилей в основном закупают платы из Китая. Но некоторые компании проявляют интерес к покупке российских решений. Отечественные платы также необходимы производителям вычислительной техники, в том числе серверов.
Это к вопросу «почему мы не делаем процессоров по технологии 1 нанометр». Потому что современные процессоры — это верхушка айсберга. Даже не надводная часть, а самая верхняя точка, на которой сидит полярная крачка и окрестности обозревает. Чтобы производство микропроцессоров было хоть сколько-нибудь рентабельным, в стране должна работать целая экосистема из десятков тысяч фирм разного размера, которые будут делать всякое разное, от химически чистых материалов до каких-нибудь паяльных роботов. Поэтому открытие крупного завода по выпуску печатных плат — это не только про автомобили, это про всю российскую электронику в целом.
Вернуться назад
|