ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Школьная социализация: как оно должно быть
Школьная социализация: как оно должно быть21-09-2023, 11:26. Разместил: Око Политика |
Если мы хотим научить школьника ездить на велосипеде, надо учить школьника ездить на велосипеде. Все эти натяжки в духе «у нас много лестниц, ходьба по лестницам учит переставлять ноги, а ещё у нас много парт, парты развивают умение сидеть в седле» — это попытка заболтать два факта: 1. Ходьба по лестницам и сидение за партами бесполезны. 2. Ездить на велосипеде в школе не учат. Так и с социализацией. Сейчас школьники стихийно социализируются по тюремному типу, «против надзирателей», а на самих уроках социализация даже карается. Я учился в четырёх школах, и в каждом школьном «коллективе» был хотя бы один нелюдимый школьник, который почти не общался со сверстниками — если не считать относительно мелких эпизодов травли со стороны более социализированных одноклассников. С точки зрения школ проблемы не существовало, так как социализация была сугубо опциональной: хочешь социализируйся, не хочешь, сиди один, ЕГЭ по социализации нет. Практически все задания на протяжении 10 лет учёбы были сугубо индивидуальными. Чтобы сделать домашнюю работу, пересказать параграф у доски и написать контрольную одноклассники не нужны. Таким образом, функции школы сводились к следующему: поместить ребёнка в некую более-менее постоянную среду, создать слабый объединяющий образ общего врага и побуждающую к общению атмосферу скуки на переменах. Сейчас и того нет: пока идёт урок, общаться запрещено, а когда урок заканчивается, школьник немедленно погружает хоботок в свой смартфон. Если бы в школе реально хотели бы учить социализации, то в учебные планы добавили бы предмет, который так бы и назывался, «социализация». И на этом предмете последовательно проходили бы вот что. 1. Этикет Огромная доля проблем с социализацией вытекает из банальной неуклюжести, из незнания элементарных правил этикета. Обычно под этикетом понимают что-то из агитационных фильмов про аристократов-вырожденцев: какой ложечкой выковыривать глаз у рыбы, как правильно выжимать пакетик с чаем, на какой угол оттопыривать мизинец, когда держишь стакан с кофе. В реальной жизни достаточно куда как более простых вещей. Как правильно здороваться, как правильно прощаться. Как знакомиться. Как правильно жать руку. Как слушать анекдоты. О чём людям интересно разговаривать, о чём нет. Какие темы для беседы опасны, могут испортить вашу репутацию. Как вежливо просить, как отказывать, как благодарить. Как звонить по телефону, и как писать сообщения в телеграме. Как поступить, если вы обнаружили, что кто-то неправ. Насколько крепко держать девушку за уши во время поцелуя. Что ответить незнакомцу в Доте, когда тот рассказывает, что водил вашу маму в кино. Даже натужное, неловкое, механическое соблюдение самых простых правил этикета — уже достаточная база, чтобы даже воспитанный животными школьник легко вписался в обычную компанию сверстников и числился там в качестве приятного участника общих забав. 2. Деловое общение Товарищ взял пенал попользоваться, и потерял, но готов компенсировать ущерб? Одноклассник отказывается делиться домашним заданием? Красивая девочка опаздывает на каждую встречу минимум на 40 минут? Неизвестный вскрывает ящики и тырит мелочь? Вот прямо по Талмуду — берём и разбираем простые житейские ситуации. Кто прав, кто виноват, как разрешать конфликты, как лучше в каждом конкретном случае поступить. Учим одних говорить «нет», а других — возвращать долги. 3. Искусство спора Тут можно, например, по Поварнину идти (ссылка). Как спорить с собеседником, не переходя на матерную ругань и рукоприкладство. Как распознавать основные манипуляции, и как удерживать в себе желание обвинять в манипуляциях всех подряд. Как отстаивать свою точку зрения, сохраняя при этом нормальные отношения с оппонентами. В каких случаях нужно поменять своё мнение под весом новых аргументов, а в каких — не нужно. Как понять, что пора заканчивать спор, и что сказать в конце, чтобы смягчить накопленную напряжённость. 4. Субординация Отношения с равными, с начальством и с подчинёнными. Кому говорить «ты», а кому «вы». Что другие могут от вас требовать, и в какой форме, а что — не могут. Что вы можете требовать от других. Какие есть варианты защиты своих интересов — от «дать в глаз» до «отдайте распоряжение письменно» и «сейчас я позвоню маме, чтобы узнать её мнение по этому вопросу». Сюда же — обязательно! — опыт руководства коллективом. У каждого школьника должна быть возможность побыть в шкуре начальника, чтобы понять, как это выглядит с той стороны. Это нужно не только для социализации, это вообще важно. Тот факт, что в школах не учат руководить и не дают соответствующей практики — просто позор. 5. Этология Животная составляющая наших взаимоотношений с другими. Почему одежда важна, и почему внешний вид вообще важен. С кем мы инстинктивно хотим, а с кем не хотим дружить. Почему красивым людям по умолчанию проще. Что в нашей внешности отталкивает других людей, и что из этого можно исправить малой кровью. Гонка за статусом и статусное потребление, любовь к айфонам. Насколько сильно мы зависим от мнения других людей, фильм «Я и другие». Как устроены отношения в обезьяньих стаях, и чем обезьяньи стаи похожи на подростковые. Почему подростки любят всякие протестные культуры и компании «своих». Мужские и женские коллективы, школьные коллективы, тюрьмы, армия, монастыри. Гормоны, любовь, романтика, взаимоотношения полов. Пожалуй, на этом я свой список остановлю. Я не специалист по социализации — я просто пробежался по верхам и перечислил малую часть накопленных человечеством материалов по теме. Если кто-то будет разрабатывать настоящий курс по социализации, список выше наверняка будет расширен, дополнен и кардинально переработан. Я всего лишь хотел показать, что учить социализации можно и нужно. Сейчас ничего подобного в наших школах даже и близко нет. Вернуться назад |