Every generation has its way A need to disobey N'oubliez jamais
Но товарищ Джо Кокер не совсем прав. Потребность в неподчинении может есть и у каждого поколения, а вот про свой путь – это уже сомнительно. Однако давайте поподробней.
Замечательное свойство человеческого разума – всё всегда подвергать сомнению. В том числе и те знания, которые дают ребёнку родители, школа и социум. Когда-то люди «знали», что мир плоский, его держат три слона, стоящие на спине черепахи, плывущей по океану. Потом люди «знали», что меньше молекулы ничего нет. Потом считали, что атом неделим (собственно, «атом» и означает «неделимый», если я правильно помню). Теперь оказывается, что и со всякими электронами и протонами не всё так однозначно. Сомнения позволяют нам развиваться. Поэтому здоровый нигилизм (nihili) необходим. На определённом этапе…
То есть в возрасте 13-16 лет (у кого-то раньше, у кого-то позже) наступает момент, когда тебя вроде как много чему научили, но ты не уверен, что это правда.
Мне вот в 13 лет пропаганда всяких Коротичей/Любимовых/Боннеров пыталась втирать, что вся тысячелетняя история моей страны и моего народа – это сплошной мрак, кровь, позор и нужно от всего этого отказаться. И тогда добрые западные эльфы придут и построят тут царство свободы («царство свободы» уже оксюморон, простите). Но я слишком много читал, поэтому не поверил…
В картине мира, которой любого из нас учили, ОБЯЗАТЕЛЬНО найдутся уязвимости и неточности. Ибо она всегда неполна, модель всегда проще оригинала. И тогда пытливый ум (а у большинства подростков он ещё пытливый) начинает спрашивать «Тут неточности! А в чём ещё тогда не правы (врали!) те, кто меня учил?». Начинается декомпозиция. Кто-то пытается пересобрать конструкцию мира, существующую у него в голове, прямо на лету, проверяя по частям (с разной степенью успешности). А кто-то разбирает ткань реальности до базовых компонентов, разрушая всё. В результате в какой-то момент он стоит с белым пером в волосах, словно языческий бог, над безжизненной пустыней, наполненной беспорядочно рассыпанными детальками конструктора.
И в этот момент возникает вопрос «А что дальше?». Кто-то так и остаётся в состоянии нигилизма, полного отрицания каких-то систем, правил, ценностей. Такие, убеждённые в бессмысленности бытия, беспорядочно сношаются, бухают, наркоманят и заканчивают быстро и плохо (иногда становятся анархистами, а это хуже наркомании). А кто-то начинает строить. И хорошо, если к этому моменту человек обучен мыслить логично, системно и последовательно, обладает аналитическим аппаратом (вот чему нужно учить в первую очередь).
Потому что далеко не факт, что у него получится построить что-то жизнеспособное. Например, системы бреда, как мы знаем из психологии, зачастую очень логичны, но в основе их лежит ложный базовый постулат, делающий всю конструкцию заведомо бредовой. Например, некоторые думают, что «англосаксы хорошие и желают всем добра». Заведомо бредовое утверждение, опровергаемое тысячелетней исторической практикой. Но вот находятся же уникумы, которые ложат кладут закладывают в основу своих убеждений такие стрёмные постулаты – и потом из таких получается «либеральная оппозиция», со всеми вытекающими девиациями, отклонениями и извращениями. Абсолютно нежизнеспособная конструкция.
Большинство же начинает строить примерно в уже знакомом им ключе, внося лишь определённые вкусовые, стилистические и тому подобные правки. Потому что в любой картине мира должна присутствовать логика. Она должна быть логична и функциональна. Она должна быть жизнеспособна и применима на практике. У дома должны быть стены, окна, двери и крыша. Дом без крыши не защищает от осадков и перепадов температуры. В дом без дверей нельзя зайти. Дом без стен не дом. Аналогично и семья – это функциональная ячейка, где должны быть папа, мама и дети (два папы или две мамы не размножатся, то есть бесполезны и дисфункциональны). И так во всём.
Где-то воспроизводится старый опыт, где-то производятся инновации. Инновации бывают удачные, и тогда они становятся новой нормой, а бывают нежизнеспособными, и тогда они отмирают. Но в целом подавляющее большинство ценностей, ролевых моделей и поведенческих паттернов воспроизводятся от поколения к поколению. Ибо они на самом деле сформированы в ходе естественного отбора (который никогда не прекращается) и являются ЭСС – эволюционно стабильными стратегиями. Слишком резкие и нежизнеспособные эксперименты, типа французской революции, заканчиваются Термидорами, то есть откатами к работоспособной норме (тоже не без инноваций). Так формируется Традиция. Причём настоящая живая традиция – это не слепое воспроизведение застывших догм, а осознанное принятие работающих систем с одновременным поиском возможных способов их улучшить. Настоящая Традиция не отрицает развитие, а служит опорой (фундаментом) для него.
Новое поколение сначала отрицает ценности родителей. Потом, разобравшись, принимает их. Но не как слепое подчинение (что контрпродуктивно), а как осознанное понимание их правоты.
P.S. Сначала ты бунтарь, потом ты «охранитель». Это нормальная жизненная мудрость. Хотя есть некоторые необучаемые уникумы, которые и пятьдесят ещё продолжают майданить… там уже всё безнадежно…
Зерна отольются в пули, Пули отольются в гири. Таким ударным инструментом Мы пробьем все стены в мире.
Обращайтесь гири в камни, Камни обращайтесь в стены. Стены ограждают поле, В поле зреет урожай…
«Цикл замкнулся, старик»(с)
https://alexandr-rogers....
Вернуться назад
|