ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > История советских рыбаков, которые спасли американских лётчиков
История советских рыбаков, которые спасли американских лётчиков31-05-2023, 23:38. Разместил: Око Политика |
Довольно странно, что в советское время история спасения военных лётчиков США силами гражданских моряков СССР не получила широкой огласки. Ведь это был настоящий подвиг и акт дружеского участия – в сильный шторм отправиться выручать потенциального врага, попавшего в ловушку холода и шторма. В результате уникальной поисково-спасательной операции в октябре 1978 года промысловикам судна «Мыс Сенявина» удалось уберечь жизнь десяти замерзающих в океане американцев. Как американские лётчики оказались в океанеСамолёт «Орион» из эскадрильи Golden Eagle («Золотой Орёл») ВМС США вылетел с Аляски 27 октября для выполнения повседневных задач, связанных с патрулированием, разведкой, поиском и обнаружением подводных лодок СССР. На его борту находился экипаж из пятнадцати человек, включая командира – капитана военно-морских сил США Джерри Григсби. После четырёх часов полёта, по распоряжению Грисби лётчики попытались запустить двигатель, бездействовавший весь путь, чтобы сэкономить топливо. Это решение привело к чрезвычайной ситуации: мотор воспламенился и целостность крыла оказалась под явной угрозой. В считанные минуты, уничтожив секретные документы, переодевшись в гидрокомбинезоны и подготовив спасательные боты, команда приготовилась к посадке самолёта в бушующий от шторма океан. Пилотам удалось совершить «приводнение», однако последующий взрыв в месте возгорания, привёл к неминуемому затоплению машины. Прежде чем она погрузилась на дно, 13 человек из экипажа перебрались на надувные плоты; двое – командир Джерри Григсби и бортовой инженер Миллер – сделать этого не успели. У чудом уцелевших людей вряд ли имелась надежда на второе спасение: холод, шторм, отсутствие связи и непрочность надувных ботов – все сокращало их шансы на выживание до минимума. Как была организована операция по спасению американских лётчиковК операции по поиску потерпевших авиакатастрофу лётчиков в равной степени подключились оба государства: и США, и СССР. Американцы использовали для обнаружения соотечественников подводную атомную лодку, находившуюся в зоне камчатского побережья, а также самолёты морской авиации, сторожевой корабль и катер. СССР со своей стороны, кроме атомной подлодки, предоставила для спасательных работ три корабля – сторожевые «Ретивый» и «Дунай», и рыболовецкое судно «Мыс Сенявина», которые оказался вблизи от места падения самолёта. Условия поиска осложняли непогодой – в районе воздушной катастрофы был в разгаре сильный шторм со скоростью ветра до 20 м/с и волнами высотой до 7,5 метров. По словам руководителя поисково-спасательного мероприятия Михаила Петровича Храмцова, им ещё никогда не приходилось выходить в море с восьмибальной волной. Лишь благодаря мастерству и опыту своих командиров, сторожевые суда смогли оторваться в шторм от причала и на максимально возможной скорости отправиться в зону поиска. И все же, несмотря на организационную слаженность операции, имелись все шансы не спасти людей. Причина – катастрофически большое расстояние, которое разделяло американских и советских военных с погибающими на плотах лётчиками. В такой ситуации оставалась надеяться только на гражданский экипаж промыслового судна «Мыс Сенявина», находившегося всего за 20-30 морских миль от запеленгованного квадрата бедствия. Как Капитан Арбузов не побоялся встать перед восьмибальной волнойКоманда рыболовецкого траулера, окончив работу, возвращалась к берегу, когда получила сообщение американского радиста с просьбой о помощи. Уведомив экипаж о случившемся и обсудив с ним дальнейшие действия, капитан судна Александр Арбузов отдал приказ на обратный курс. В восьмибальный шторм, игнорируя возможную опасность, судно изменило маршрут, чтобы через 55 км пути забрать на борт замерзающих граждан США. Непосредственно в операции спасения участвовали семь моряков: механик Валерий Кухтин, старпом Валентин Сторчак, штурман Василий Евсеев, матросы Николай Муртазин, Валерий Матвеев, Николай Опанасенко, Николай Килебаев; а также один пассажир – переводчик Хальзев. Именно они в непростых погодных условиях помогали американцам покидать ненадёжные боты и доставляли их на борт «Мыса Сенявина». Чем завершилась операция по спасению американских лётчиков
Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы" Вернуться назад |