ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Как появились сразу 5 картин по одному историческому сюжету
Как появились сразу 5 картин по одному историческому сюжету24-05-2023, 18:06. Разместил: Око Политика |
Этот сюжет дошел до нас из глубины веков. В 1433 году на свадьбе великого князя Василия Темного произошла некрасивая история, которая стала причиной долгой и кровопролитной войны между князьями.
А для мужчины, тем более князя, пояс и подавно был невероятно важен. Сегодня по значимости его можно сравнить скорее с регалиями, означающими властное право. Поэтому история украденного пояса на многие десятилетия была для московских князей позорной страницей, о которой предпочитали не вспоминать. Однако 65 лет спустя она получила продолжение. Через несколько промежуточных рук драгоценная реликвия оказалась у боярина Всеволожского. Его внучка была помолвлена с молодым Василием Косым, сыном звенигородского князя, и «добрый дедушка» сделал будущему родственнику этот двусмысленный и опасный подарок. Историки не исключают мысль, что он рассчитывал на скандал, дабы рассорить две княжеские ветви. Если так, то эта интрига удалась в полной мере. Василий Косой, ничего не подозревая о «позорном следе», надел пояс, собираясь на свадьбу своего двоюродного брата Василия II.
Начало XV века было временем борьбы за власть. Разгоралась она между потомками Дмитрия Донского. Малолетний Василий II, ставший московским князем при регентстве своей матери Софьи Витовтовны, полностью полагался на ее мнение. 8 февраля 1433 года 18-летний правитель играл свадьбу с боровской княжной Марией Ярославной (разумеется, невеста была выбрана властной матерью). Однако новобрачные в этой истории оказались далеко не главными действующими лицами.
В разгар веселья Софье Витовтовне нашептали, что кузен сына разгуливает в том самом поясе, который давным-давно был украден на свадьбе ее свекра Дмитрия Донского. Нашлись старожилы-свидетели, которые драгоценную реликвию 65 лет назад видели и теперь опознали. Разгневанная княгиня немедленно подошла к Василию, сорвала с него пояс и прилюдно обвинила в воровстве. Это оскорбление можно было приравнять, пожалуй, только к плевку в лицо. Разумеется, Василий Косой вместе с братом немедленно покинули Москву и уехали к отцу в Галич. По дороге они от обиды «пограбиша Ярославль и казны всех князей разграбиша». Дальше началась кровопролитная междоусобная война, и власть еще неоднократно переходила из одних рук в другие. Существует версия, что вся эта история с поясом даже была подстроена самой Софьей Витовтовной. Звенигородские князья были у нее тогда «как кость в горле», а влиятельный московский боярин Всеволож как раз собирался с ними породнится. Разразившийся скандал позорил всех ее политических противников сразу. Точных данных о «подводных течениях» и скрытых интригах близ московского княжеского престола у историков нет, поэтому сегодня можно только гадать, что именно послужило истинной причиной такого яркого эпизода.
В 1861 году в Академии художеств именно этот исторический сюжет выбрали в качестве темы для выпускных экзаменов. В результате появились пять прекрасных картин на одну тему, да к тому же датированные одним и тем же годом. Их авторами стали молодые художники: П. П. Чистяков, В. П. Верещагин, Н. Д. Дмитриев-Оренбургский, К. Ф. Гун и К. Б. Вениг (победителем конкурса был объявлен Чистяков). Все полотна решены примерно в одном ключе – на заднем плане присутствуют новобрачные, у разгневанной княгини в руках сорванный пояс, опозоренный Василий Косой и многочисленные гости застыли в ужасе (разумеется, все художники отобразили самый драматический момент этой истории). Так одна из самых знаменитых исторических провокаций стала популярным живописным сюжетом. Вернуться назад |