ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Взлёт и падение "Живого Журнала"

Взлёт и падение "Живого Журнала"


24-05-2023, 04:06. Разместил: Око Политика

"Живой Журнал умер" стал мемом ещё десять лет тому назад. Платформа технически продолжает жить и здравствовать, у нас тут и по сей день есть читаемые и популярные блоги, но эпоха «Живого Журнала» как главной дискуссионной площадки рунета ушла в прошлое. А ведь было, было время!

Именно там кипели бурные страсти и жуткие срачи, рождались мемы и дискурсы, вспыхивали звёзды знаменитых блогеров и афедроны комментаторов. Кащениты тгавили пейсателя, падонки учили олбанскей, аффтарами писались тонны лытдыбров. ЖЖызнь кипела во всех формах и расцветках — и казалось, не будет этому конца и края. Конец таки пришёл куда быстрее, чем можно было предположить.

Смахнув скупую слезу ностальгии, попробуем вспомнить некоторые из славных и не очень страниц истории русскоязычного LiveJournal.



Брэд Фитцпатрик задумался о создании того, что спустя несколько лет станет этим нашим ЖЖ, когда уехал из орегонского Бобруйска… простите, Бивертона учиться программированию в Вашингтонский университет Сиэтла. Хотя пригород Портленда со штаб-квартирой компании Nike отстоит от неофициальной столицы северо-западных штатов всего лишь на 230 км (совсем немного по американским меркам), 18-летний Брэд тяжело переживал разлуку со старыми друзьями.

Из желания продолжать общение с buddies на расстоянии и родилась идея сайта, посредством которого это можно было бы делать в Интернете. Попытки создания личных интернет-дневников в Интернете предпринимались с 1996 года, подробнее об этом можно почитать тут.

Как раз в октябре 1998 года, когда первокурсник Фитцпатрик обосновывался в Сиэтле и тосковал по общению с друзьями, появился Open Diary Брюса Эйблсона: он уже предлагал возможность зарегистрированным пользователям ходить к друг другу в блоги оставлять комментарии к записям. Но Брэду ни один из существующих форматов не понравился.

Попутно он набирается опыта: создаёт личный сайт, осваивает CGI и обкатывает динамическое управление веб-страницами, учится писать пользовательские скрипты и динамические объекты.



Первый пост всея ЖЖ (скриншот мемориальной записи, перенесённой в ЖЖ в гораздо более позднем интерфейсе)


Юный гик засел за клавиатуру и начал писать код. 18 марта 1999 года на его личной странице с адресом bradfitz.com и незамысловатым заголовком Brad’s life («жизнь Брэда») появилась первая тестовая запись.

Фитцпатрик начал десятки раз в день публиковать сообщения о том, что делает или собирается сделать в данный момент. Записи имели вид наподобие «Сейчас собираюсь купить Mountain Dew» и «Стираю». Они предназначались как оставшимся в Орегоне старым друзьям, так и однокурсникам.

Почитав этот прото-твиттер, друзья упросили Брэда сделать им такие же. Спустя месяц, 15 апреля, он зарегистрировал доменное имя livejournal.com. 3 мая он создал два аккаунта для своих публикаций: bradfitz и brad. Свои ники и страницы получили его друзья. Потом и друзья друзей захотели того же. В том же мае 99-го Брэд открыл платформу для свободной регистрации.

Поскольку тащить всё это на разных серверах приходилось одному Фитцпатрику как автору программы, он устал и поднял под это дело собственный сервер. И прикрутил к платформе возможность процедуры регистрации стандартизованных профилей пользователей с аватарками через приглашения.





По мере разрастания сети блогов до сотен, а затем и тысяч, возникла потребность в открытии части записей только для ограниченного круга лиц. Причина была уважительной: «Друг написал о том, как проснулся пьяным в канаве после вечеринки, и все его друзья смеялись. Потом это прочитали его родители, и уже не смеялись», — рассказывал позже Фитцпатрик. По ходу осмысления идеи и допиливания функциональности из-за студенческих алкоприключений и родительских нотаций, пользователи LiveJournal получили возможность френдить друг друга.

Затем выяснилось, что пользователям обычно лень просматривать страницы друг друга вручную, но при этом каждый хотел, чтобы друзья читали его страницу. Для решения этой проблемы Фитцпатрик придумал собирать публикации френдов на отдельной странице. Так родилась френдлента.

В апреле 2000 года пользователи получили возможность комментировать записи друг друга. 20 мая появился аккаунт маскота LiveJournal козла Фрэнка, frank. В первой записи Фрэнк жаловался, что Брэд заставляет его кодить, и обещал ночью сжевать брэдовы штаны.

30 августа того же года Джаретт Хэзер из Калифорнии нарисовала для LiveJournal первое лого с карандашом. Аудитория росла и ширилась, стали появляться тусовки по интересам. 16 декабря 2000 года Брэд прикрутил к LJ возможность создания сообществ.



Блогер Брэд и козёл Фрэнк


После окончания учёбы Фитцпатрик решил зарабатывать на своём детище, раз уж оно настолько «зашло» молодёжи. Да-да, ранний ЖЖ был ориентирован на молодёжь и востребован прежде всего студентами, школьниками и недавними выпускниками. Средний возраст пользователя до 2003 года не превышал 20 лет. Тогда вряд ли кто-то мог поверить, что спустя два десятка лет LiveJournal будет восприниматься заповедником старпёров-миллениалов.





Основная аудитория ЖЖ — миллениалы сначала США, а затем и России. На старте проекта, кхе-кхе, мы были ещё не нынешними старпёрами, а тинейджерами и студентами. ЖЖ и блоги в Штатах середины 2000-х даже противопоставлялись: считалось, что блог должен быть больше похож на колонку публициста и вообще ориентирован на более солидную и возрастную аудиторию, тогда как LiveJournal представляет собой легкомысленную молодёжную веб-тусовку.

Когда сервер перестал тянуть быстрорастущее сообщество, Фитцпатрик стал приобретать новые сервера. Чтобы оплачивать всю эту красоту не из личного кармана, он ввёл систему платных аккаунтов с расширенным функционалом — с чего и началась монетизация ЖЖ. Для ограничения стремительного роста числа аккаунтов 2 сентября 2001 года — как раз под грохот падения нью-йоркских небоскрёбов — на LiveJournal была введена система инвайтов. Теперь новый аккаунт можно было завести только по приглашению другого пользователя.



Динамика активности аккаунтов LiveJournal


Несмотря на это, к апрелю 2003-го аудитория LiveJournal перевалила за миллион аккаунтов. Брэду Фитцпатрику и его команде, уже в виде компании Danga Interactive (первое название — bradfitz.com, inc), становилось ясно, что искусственное сдерживание роста численности пользователей проекта из экономии на серверах — путь всё более порочный, и на пути потока вместо плотины нужно строить водяную мельницу. 13 декабря 2003 года система инвайтов была Брэдом отменена. Рост аудитории ускорился взрывным образом: спустя год в ЖЖ существовало уже более 5 миллионов аккаунтов.

Но даже в 2004 году, незадолго до продажи проекта компании Six Apart, на проект Фитцпатрика работало от 8 до 12 человек, часть из которых трудились из энтузиазма на общественных началах. У самого Брэда началось жёсткое психологическое выгорание. В том числе поэтому в январе 2005 года Брэд Фитцпатрик «продался» с командой компании Six Apart, которая имела гораздо больше возможностей управления большими проектами.



Число регистраций новых пользователей в LiveJournal в первые годы его существования


Спустя менее года после перехода под крыло Six Apart (и начала уже безудержной монетизации с размещением рекламы, крайне возмутившей олдфагов) число личных страниц в LiveJournal перевалило за 9 миллионов. В 2007 году аккаунтов было уже 15 миллионов.

Уже в 2006 году около четверти, или более двух миллионов пользователей в качестве страны регистрации указывали Российскую Федерацию. Конечно, заметная часть аккаунтов была техническими, неактивным, заброшенными. Но и в США, и в РФ в пересчёте на численность населения формально получалось, что почти 2% жителей обеих стран имели аккаунты в ЖЖ. Во всех прочих странах из топ-10, кроме Сингапура (где ЖЖ использовали как платформу для личных и коммерческих объявлений), эта цифра была заметно меньшей. Ну а к лету 2007 года русскоязычных аккаунтов было уже около трети — более пяти миллионов.

Как так получилось, что ориентированный на американских тинейджеров самопальный проект студента из Сиэтла оказался настолько популярным среди российских и вообще русскоязычных обитателей сети? Да ещё и превратился из американского места постинга студенческих лытдыбров о пьяном валянии в канаве в главную площадку свирепых общественно-политических дискуссий и оформления массовой интернет-культуры на русском языке?





Первый русскоязычный аккаунт в LiveJournal 27 ноября 1999 года завёл житель Санкт-Петербурга Иван Матвеев с ником linker. Спустя несколько дней, 30 ноября 1999 года, в ЖЖ появилась первая запись на русском языке. Программист Алексей Толкачёв с ником at, выпускник сначала московского МАИ, а затем Калифорнийского университета, написал: «И даже по-русски можно? Ну ваще». Кто знал тогда, что это была первая ласточка грядущего бума русскоязычного ЖЖ?

Впрочем, первым полноценным и регулярно ведущимся русскоязычным блогом стала страница уже олдового к тому времени обитателя интернета, преподавателя славянской литературы Романа Лейбова из Тартуского университета с ником r_l. 1 февраля 2001 года он был начат фразой «Проба пера. Попробуем по-русски… смешная штука». Что занятно, на площадку Лейбова навёл никто иной, как Миша Вербицкий: один из самых меметичных персонажей интернетов нулевых, будущий ненавистник ЖЖ и создатель Тифаретника.



Роман Лейбов (с сигаретой) и Антон Носик в юности на заре истории ЖЖ


На своей странице imperium.lenin.ru Вербицкий в декабре 2000-го под анонсом выступлений Псоя Короленко написал: «blog www.livejournal.com Ради таких сайтов и существует Интернет, да. Там типа люди круглосуточно сидят и про себя рассказывают, сотнями».

Это прочитал Роман Лейбов, завёл себе ЖЖ, позвал туда друзей… ну и понеслось. Антон Носик, один из «отцов рунета», будущий глава СУПа и знакомый Лейбова, завёл блог в LiveJournal лишь несколькими днями позже: 6 февраля 2001 года.

24 мая 2001 года появилось слово «лытдыбр»: lytdybr, постиронично написанное всё тем же Лейбовым, в непереключённой английской раскладке русское «дневник». Летом идею подхватили и другие, ещё не очень многочисленные русскоязычные пользователи ЖЖ. Слово «лытдыбр», уже написанное в русской транслитерации, стало первым ЖЖ-мемом: спустя менее года в дневнике avva пояснялось, что «лытдыбр» имеет устоявшееся значение личной дневниковой записи в противовес публицистическому посту. 4 сентября в ЖЖ пришёл Тёма Лебедев.



Дизайнер Артемий Лебедев уже в раннем ЖЖ стал одной из самых заметных и скандальных фигур


Русскоязычный сектор ЖЖ стал расти, но в первые пару лет количество пользователей в нём исчислялось десятками и сотнями. Почти все блогеры на русском языке френдили друг друга, общались и составляли единое сообщество. Доходило до того, что большая часть немногочисленных ещё московских ЖЖшников некоторое время поддерживала традицию еженедельных живых встреч на Большой Дмитровке.

Однако многие из первых русскоязычных обитателей ЖЖ были людьми известными, яркими, неординарными и скандальными: в разных сочетаниях этих признаков. За ними на новую площадку шли их знакомые и знакомые знакомых: кто-то для того, чтобы их читать, кто-то для того, чтобы обсуждать посты или спорить, а кто-то и для того, чтобы рассказать «ломам» всё, что о них думает.

Рост русскоязычного ЖЖ ускорялся. О том, чтобы собрать всех московских пользователей LiveJournal в одном кафе, вскоре не могло быть и речи. В декабре 2002 года популярный тогда и задававший тренды журнал «Афиша» включил «Живой Журнал» в список 50 ключевых слов 2002 года. Иметь страницу в ЖЖ становится модным среди столичных студентов и журналистов. Возмущение олдовых мастеров пера «дурновкусием» новой площадки и отсутствием у её аффтаров чувства стиля, меры и моральных скреп, только подливает масла в огонь.

За 2003 и 2004 годы аудитория русскоязычного ЖЖ разрастается стремительно. Если в начале 2004 года число зарегистрированных в России пользователей LiveJournal перевалило за 40 000 (что интересно, около 2/3 из них составляли женщины), то к концу года их были уже сотни тысяч. Эти сотни тысяч, а затем и миллионы ЖЖшников разбились по тусовкам, в том числе враждующим, во главе со знаменитыми блогерами-«тысячниками», занялись увлекательными взаимными ср**ами и организацией всевозможных флешмобов — о которых то с восторгом, а то и с изумлением и осуждением, писала пресса.

ЖЖ активно переваривал сформировавшуюся ранее сетевую культуру — в том числе фидошную — оформлял и популяризировал в русскоязычных интернет-массах (они возникли именно в ЖЖ) возникавшие в безумных «реакторах контента» мемы, хохмы и дискурсы, а также порождал собственные культурные явления.

Это уже не говоря о том, что ЖЖ стал главной площадкой политических дискуссий в рунете нулевых годов. Одни их обожали, другие не переваривали, но нигде в русскоязычной сети нулевых не общались о политике так много, так яростно и с настолько разных до причудливости позиций, как в ЖЖ.




Теперь для изрядной части быстрорастущей российской интернет-аудитории вопрос был не в том, что иметь ЖЖ было модно, а скорее не иметь ЖЖ было неприлично. Да и неудобно: в ЖЖ обитали, писали и комментировали очень многие заметные личности. Чтобы быть «в теме», публикации «тысячников» и обсуждения под ними стоило читать. А чтобы раскрутить свою страницу — не только писать самому, но ещё и активно участвовать в популярных обсуждениях.

Собственно, именно ср… увлечённые и не всегда корректные обсуждения самых разных тем и стали очень важной частью бытия русскоязычных жжшников. Параллельно с ЖЖ в рунете тех лет существовали другие популярные площадки для блогов, вроде Diary.ru или LiveInternet — но ни на одной из них ожесточённость дискуссий не достигала таких степеней, и нигде она не была настолько обыденным, даже популярным явлением. Дискуссионные публикации популярных блогеров собирали сотни и тысячи комментариев на регулярной основе — и «набросить чего-то на вентилятор» в целях раздувания флейма было вполне обычным способом повышения популярности своего блога.





ЖЖ стал первой воистину универсальной площадкой. Сетевые дискуссии и обсуждения в раннем рунете в основном происходили на разнообразных форумах, каждый из которых был посвящён какой-то отдельной теме и имел собственную сложившуюся тусовку. ЖЖ разительно отличался от них тем, что там были если не все, то очень многие, и обсуждалось там примерно всё. С одного и того же аккаунта можно было обсуждать в разных местах — или даже попросту в разных тредах под одним постом — тактико-технические характеристики танка, вопросы отделения церкви от государства, популярные мемы про новости недели и фотографию с котиками.

Дело в том числе в том, что русскоязычный ЖЖ второй половины нулевых стал не просто массовой площадкой для блогов, но и самым популярным местом для дискуссий на любые общественно-политические темы. Потому что, опять же, в ЖЖ были почти все — и уж тем более почти все политические увлечённые люди любых оттенков воззрений. ЖЖ дал им идеальную среду как для поиска единомышленников и пропаганды своих взглядов, так и для яростных споров с оппонентами.

Он был нов и уникален тем, что в нём можно было раскрутиться и заиметь аудиторию «с нуля», просто сочиняя и публикуя интересные посты и тексты — и, естественно, периодически набрасывая на вентилятор по каким-нибудь острым вопросам. Само собой, проще можно было раскрутиться поначалу: по мере «шоладемизации трафика» всё большее значение приобретала грамотность в SMM. Расчётливое использование специальных приёмов с каждым годом значило всё больше по сравнению с чистым потоком вдохновения. Но те, кто писали много, интересно и увлекательно, имели в начале золотой эры ЖЖ все шансы стать «тысячниками» с огромной аудиторией. Само понятие «веб 2.0» для русскоязычной аудитории было прочно связано прежде всего с ЖЖ.





Поначалу подвешивать изображения в посты приходилось не без сложностей: сначала по слабости серверов Livejournal требовалась ссылка на внешний хостинг изображений, затем появился свой хостинг картинок, но заливать их приходилось отдельно, а не «напрямую» как в современных соцсетях.


В конце нулевых многим казалось, что ЖЖ властвует в рунете безраздельно, и так будет примерно всегда. Именно в него, по малоразвитости ещё соцсетей, стали пробовать заходить и государственные люди и структуры. Самым знаменитым случаем такого захода стала история того, как в апреле 2009 года президент Дмитрий Медведев завёл ЖЖ — и это вызвало буквально шквал обсуждений. Особенно сильно ЖЖшников заинтересовала возможность комментировать публикации главы государства.

За первый год ведения блог Медведева зафрендили около 20 тысяч юзеров — но вожделенных любителями мегаср… дискуссий не произошло: на блоге имелась достаточно строгая модерация комментариев, и флуд на тысячи комментов оказывался невозможным. Зато как минимум сообщалось, что поднятые гражданами в комментариях проблемы берутся «на карандаш» и имеют повышенные шансы на решение. Отчасти в силу этого 25 ноября 2009 года ЖЖ стал лауреатом Премии Рунета в номинации «Государство и общество».





Но ничто не вечно. По мнению олдов, падение ЖЖ началось уже в августе 2006 года, когда права на развитие русскоязычного сегмента LiveJournal были выкуплены компанией SUP Fabrik, она же «СУП». Выкупили его не у самого Фитцпатрика, а у американской компании Six Apart: годом ранее совершенно выгоревший и депрессующий создатель продал своё детище предпринимателям, а сам на некоторое время устроился к ним сотрудником — но быстро ушёл в Google.

Совладельцем же «СУПа» был российский миллиардер Александр Мамут. Это вызвало опасения у многих пользователей, особенно политически увлечённых. Даже традиционная грызня условных «патриотов» и «либералов» осенью 2006 года порой отступала перед всеобщим недовольством «СУПом» и его сомнительными экспериментами над платформой. Его подозревали в цензуре и сливе данных, а заодно винили во всех проблемах и неудобствах платформы, зачастую вполне справедливо. Но не всегда: по сей день многие обвиняют «СУП» в появлении рекламы в ЖЖ, хотя её прикрутили в Six Apart ещё до продажи, пытаясь понять, как всё это безобразие лучше монетизировать.



С 2006 по 2008 год руководителем службы «Суп» по блогам был скандально известный Антон Носик, что также подливало бензина в неугасимый пламень афедронов


Несмотря на перманентную «бомбёжку в каментах» и публикациях, в конце 2007 года «СУП» выкупил уже всю платформу. Всего лишь за 30 миллионов долларов США. Естественно, полыхание усилилось.

Тем временем LiveJournal оставался преимущественно англоязычной платформой: из 15 миллионов пользователей по состоянию на 2007 год лишь около полутора миллионов были русскоязычными. Однако англоязычный LJ безнадёжно умирал: аудитория массово уходила на площадку Марка Цукерберга, большая часть аккаунтов были заброшены. Активными тогда же оценивались порядка 1,7 миллионов пользователей, из которых русскоязычными были уже около трети. Если число англоязычных пользователей падало, то русскоязычных — всё ещё росло.

Увы, рост был недолгим. Уже в 2008-9 годах часть аудитории начала кто со скандалом, кто тихо мигрировать из ЖЖ кто в американские, а кто уже и в российские соцсети. Попутно росло количество экспериментов над платформой со стороны владельцев, что теоретически имело целью сделать её более удобной и популярной, но новых пользователей привлекало мало, а «олдов» в основном раздражало и подстёгивало уход из ЖЖ.

Ещё в 2013 году ЖЖ характеризовался авторами профильной статьи в Викиреальности как «один из важнейших ресурсов российского и мирового Интернета» — хотя к тому времени это утверждение было уже как минимум спорным. Конец эпохи ЖЖ часто связывают с 2012 годом — но многие полагают, что всё произошло ранее.

Впрочем, вряд ли всё же определяющими в падении ЖЖ стала политика владельцев и администраторов платформы из «СУПа» и его преемников. Главными «убийцами ЖЖ» стали массовые соцсети, куда и ушли как многие блогеры, так и миллионы обычных «юзеров». Интернетизация России и соседних стран в 2010-х стала поистине массовой, и некогда поражавшая численностью аудитория ЖЖ «утонула» на фоне десятков миллионов новых пользователей. Если раньше «все были в ЖЖ», то теперь «все» в несопоставимо больших масштабах стали обитать в соцсетях.

Ну а когда с одной стороны маячит что-то привлекательное, а привычное место обитания перестаёт быть зоной комфорта из-за сомнительных нововведений — итог обычно вполне предсказуем. Скорее всего, финал ЖЖ был бы примерно тем же даже при самом высокопрофессиональном менеджменте: просто эпоха блогоплатформ ушла, уступив место соцсетям.


источники
https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/702914/
https://habr.com/ru/companies/ruvds/articles/721612/


Обсуждаем околополитические темы на моем канале "Гражданин на диване", а интересную и познавательную информацию читаем на канале "Таблетка для головы"



Вернуться назад