ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Зачем нужны старые дома

Зачем нужны старые дома


9-05-2023, 14:06. Разместил: Око Политика


Петербуржец прислал мне письмо с вопросом, зачем нам нужны дома 19-го века. По мнению читателя, сохранять эти дома бессмысленно, так как это всего лишь дома — иногда ветхие, иногда неудачно расположенные. Помнится, лет 15 назад я и сам задавался таким вопросом. В Петербурге масса нерешённых проблем, но нет, вместо того, чтобы делать горожанам удобно, мы тратим кучу денег и сил на охрану всем мешающего старья…

Конечно, с рациональной точки зрения читатель прав. Хоть двадцатый век и начал эпоху деградации архитектуры, подарившую нам большое количество или утилитарно уродливых, или замысловато уродливых строений, но всё же хороший архитектор вполне способен создать шедевр и сейчас. Никто не мешает современным строителям строить дома в стиле прошлых веков: такие дома будут красивы снаружи и удобны внутри, также они будут расположены так, чтобы не мешать транспорту.

Проблема заключается в том, что с рациональной точки зрения нам вообще ничего не нужно: не только старые дома, но и страна в целом, и человечество в целом, и даже мы сами. С рациональной точки зрения жизнь человека бессмысленна и пуста. Из этого следует вывод, что разумному человеку, трезво осознающему свою животную природу, следует или предаться чувственным удовольствиям, или придумать себе развлечения ради какую-нибудь игру. Например, стать активистом и начать бороться за какую-нибудь чушь. Когда игры и удовольствия наскучат, рационально мыслящему человеку надлежит выключить приставку, повернуться спиной к своему отражению в погасшем телевизоре и покинуть этот бренный мир. С рациональной точки зрения такое поведение естественно.

Посмотрите ещё раз на рациональный двадцатый век. В соцстранах распоясавшаяся рациональность загнала народы в нищие и жестокие антиутопии. В капстранах, более богатых и гуманных по своей природе, рациональность сначала породила равнодушие, а потом привела к власти секту голубцов, идеология которых является квинтэссенцией рациональности. Телесные радости? Да, это рационально. Отказ от родительства? Да, это рационально. Полное безразличие к своему народу и своей стране? Да, это рационально. И, как закономерный итог, рекордно высокий процент несчастных, решивших досрочно закончить свою рациональную жизнь.

Сохранение старых домов иррационально, но ровно так же иррационален, например, и патриотизм. Сегодня мы с вами празднуем 9 мая, День Победы. С точки зрения «цивилизованного человека» с ценностями современного Запада, мы с вами дураки, так как флаг — всего лишь тряпка на палочке, а родина — это там, где зад в тепле. Отсортировал список стран по уровню зарплат и доступности удовольствий, да и переехал. А какие на новом месте будут национальные праздники, уже наплевать: лишь бы тебя, туриста, ни к чему не принуждали. Общество что-то говорит про традиции, про религию, про памятники? Начинай громко кричать, потом высмеивать, потом снова кричать. Таких как ты — много, вместе вы сможете настоять на своём. Знаменитая квир-коммуна себастьянов в Тбилиси — совершенно естественное следствие рациональности. Как верно заметил Достоевский, «если Бога нет, всё позволено». Или, говоря языком современного интернета, «а чо такого?».

У всего, что я описал выше, есть причины. Индивидуальная психология и принципы устройства общества позволяют народам или объединиться вокруг иррационального, или погибнуть в рациональной агонии потери смысла. Однако для сегодняшнего поста не нужно докапываться до корней и изучать силы, которые нами двигают. Достаточно взглянуть на текущие США, на два дерущихся друг с другом «чёрных ящика» в виде трампистов и демократов. Трамписты — за великую Америку, за крепкую традиционную семью, за барбекю на лужайке перед своим домом. Демократы — сами знаете за что, не будем лишний раз упоминать. Что там внутри этих чёрных ящиков происходит, каким образом стороны принимают свои наборы убеждений, что побуждает одних ходить в церковь, а других целовать ботинок негру — дело десятое. Важно, что мне условные трамписты более симпатичны, даже если они иногда бывают «дубовее» своих креативных оппонентов. Рационален при этом мой выбор или нет, мне безразлично.

Теперь, когда мы всё это проговорили, я готов ответить на вопрос из начала поста. Я знаю, что моя сторона — сторона иррациональных ценителей традиций — нуждается в старых домах. Этого вполне достаточно, чтобы и я тоже хотел их сохранить.


Вернуться назад