ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Китай предлагает считать вкладом в мировую цивилизацию ось Пекина

Китай предлагает считать вкладом в мировую цивилизацию ось Пекина


27-05-2011, 11:49. Разместил: VP
Храм Неба
© РИА Новости. Алена Быкова

 

Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.

 

История с заявкой Пекина на статус памятника, части мирового культурного наследия – это лишь эпизод в сложном и вполне политическом сюжете насчет того, есть ли вклад китайской цивилизации в общемировую, или он еще только будет, и что это за вклад.

 

Пекин
 РИА Новости. Александр Юрьев 

Вид на один из кварталов Пекина.

 

То, что цивилизация непростая и мало на кого похожая, показывает как раз тот самый эпизод с Пекином. Городская администрация предлагает ЮНЕСКО записать в памятники не весь город (с небоскребами и бесчисленными кольцевыми автострадами), не центр его со знаменитым императорским дворцом, а ось города. Прямую улицу, идущую строго с севера на юг, иногда как бы исчезающую, но появляющуюся снова через квартал, проходящую ровно посредине нескольких дворцов, включая императорский. "Драконовую вену" длиной 7,8 километра.

Лицом к солнцу


Пекин – не такая уж древняя столица Китая. Когда-то он был пограничным гарнизонным городом, откуда китайцы отражали агрессию Великой степи, а в конце 13-го века он сам стал столицей такого вот агрессора – хана Хубилая, захватившего потом весь Китай. Наиболее известная из столиц Китая – это нынешняя Сиань, ранее Чанъань.

 

И именно из Чанъани Пекин унаследовал уникальную, присущую только китайцам идею того, что такое столица. Это не центр паутины (идея Москвы и многих европейских городов). Это нечто, расположенное у ног императора, который сидит на троне спиной строго к северу и смотрит строго на юг. То есть теоретически – и старая Чанъань располагалась именно так – дворец (то есть громадный административный город) расположен на севере, а городские кварталы – от него к югу.

 

Ну и понятно, что взгляд Сына неба должен охватывать пространства до горизонта и дальше, отчего в каждом из столичных городов Китая был и есть этот прямой проспект, доходящий до южных ворот городской стены. В Пекине он начинается от южных, главных ворот дворца, сначала это площадь Тяньаньмэнь, а дальше – улица, хотя проспектом она сегодня никак не выглядит. Если внимательно присмотреться, то императорский дворец в Пекине стоит как бы спиной к горам и холмам, поэтому часть нынешней "Драконовой вены" – к северу от дворца – была когда-то частью пригородов, а не столицы. Так или иначе, именно на севере, у Барабанной башни, сегодня самые очаровательные улицы города. Ну, а на юге на той же оси – Храм неба.

 

Сейчас Пекин организует горожан на поддержку своей заявки. Подавать ее, возможно, будут 11 июня, во Всемирный день наследия. И уже через год, нет сомнения, пекинская ось станет памятником.

 

Фэншуй и палочки


Нельзя сказать, что фэншуй (макро- и микро-архитектура и дизайн в соответствии с внутренним смыслом ландшафта) стал уже частью европейской цивилизации, но слово знакомо всем и каждому. Кстати, привычка строить город на вот такой оси с севера на юг – это стопроцентный фэншуй на уровне градостроительства. Так же как и привычка прокладывать улицы строго под девяносто градусов: от этого в китайских городах, если они не на реках или море, трудно заблудиться.

 

Императорский сад БейХай в Пекине
 Фото: Владимир Таланов
Императорский сад БейХай в Пекине

Еще любопытнее сравнивать противоположный подход средиземноморской цивилизации и китайской к идее дома, здания. На западе было больше камней, чем деревьев, на востоке когда-то – ровно наоборот. Западники строили поэтому на века, а в Китае и окрестностях дом – это деревянный павильон в парке, парк вечен, дом – нет. Хотя взгляд на небоскребы китайских городов наводит на мысль, что об этой части наследия можно забыть.

 

Но так или иначе, пока что основой влияния китайской цивилизации на все прочие выглядит китайская кухня и еда палочками, так же как китайский кинематограф. Не забудем про шелк, чай и компас. Но и все пока.

 

Трудности перевода


 

Все куда яснее по части экономики и политики. На днях вышел доклад Азиатского банка развития, специально для будущего саммита "группы 20" . Там говорится, что Азии – и прежде всего Китаю – предстоит играть гораздо большую роль в мире, ее доля в экономике может вырасти к 2050 году с нынешних 27% до 51%. Поэтому Азия будет предлагать глобальные экономические стратегии и вообще рулить.

 

Виды Пекина
 РИА Новости. Павел Петров

Ночной Пекин. Здание вокзала.

 

Другое дело, что экономический компонент державности – это еще не все. Есть военный, и тут от Китай никто ничего не ждет, даже когда он обзаведется, наконец, своими авианосцами. Америка все равно будет в военном плане "больше", хотя от этого не сильнее. Китайская же цивилизация всегда демонстрировала удивительную слабость по военной части. Не любят они это дело.

 

Политика и стиль управления? Они явно зависят от культурного наследия, и, видимо, всегда будут различаться по всему миру. Например, китайцу вы не навяжете смехотворную, с его точки зрения, процедуру выбора главы государства в виде поединка двух боксеров. В Китае (и еще в нескольких десятках стран) возможен только плавный переход власти по принципу наследования.


Но еще есть культура – в наши дни куда более мощный фактор влияния на прочие цивилизации. О чем, кстати, в Пекине хорошо знают и ведут на эти темы внутренние дискуссии. Инициатива города Пекина – часть этой политики. Но политика пока сильной не выглядит. То есть это в целом ясно, что глобализация вовсе не будет похожа на запихивание ценностей одной цивилизации в глотку другой. Скорее всего, люди будут есть то вилкой и ножом, то палочками – по настроению. Но как будет идти проникновение культур?


Возможно, самый интересный пример тому был на днях на презентации дискуссионного сайта по всем азиатским литературам. Первого в мировой истории – не было раньше такого, и бумажного журнала тоже не было. А если учесть, что церемония прошла в штаб-квартире Азиатского сообщества в Нью-Йорке, поскольку американцы хотят не отставать от времени и следить за азиатской литературой, то все и подавно интересно.

 


Мнение автора может не совпадать с позицией редакции


Вернуться назад