ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Почему Ленин называл русских крестьян последним капиталистическим классом
Почему Ленин называл русских крестьян последним капиталистическим классом18-03-2023, 11:00. Разместил: Око Политика |
Представьте, у вашей семьи есть 30 квартир. Вы их сдаёте — часть посуточно, часть помесячно. Мама ищет жильцов, папа ремонтирует, на вас с сестрой — уборка и прочие мелкие дела. Работы полно, но зато и денег нормально. Вы буржуи? Несомненно, ведь вы живёте со своего капитала, то есть с квартир. При этом вы буржуи не только фактически, но и с обывательской точки зрения, ибо 30 квартир стоят изрядно. Теперь представьте, что дело происходит в 1913. Вы — крестьяне. У вас крепкое хозяйство: лошадь, пара коров, свиньи, гуси и куры. Поле с пшеницей, поле со льном, луг, пасека. Работать приходится много, но и урожаи хороши. Ваш двухэтажный дом покрыт модной жестяной крышей. Вы буржуи? Несомненно, ибо вы живёте со своего капитала, то есть земли, скота и так далее. Вот если бы вы работали на кого-нибудь, вы бы буржуями не были. Но вы не наёмные работники, земля у вас в собственности. И зерно, которое вы зарываете в землю, тоже не чужое, а ваше. Следовательно, вы — капиталисты. Ваша деятельность принципиально не отличается от деятельности галантерейщика, например, который держит лавку. Только у галантерейщика капитал размещён в лавке и в галстуках с перчатками, а у крестьянской семьи — в земле, в пшенице и в гусях. По просьбам читателей указываю на конкретные цитаты Ленина и Сталина, где они также говорили, что крестьяне — это буржуазия или, точнее, «мелкобуржуазный элемент». Вот, например, из беседы Сталина со студентами (опубликовано в газете Правда № 127, 02 июня 1928, ссылка) Как совместить идею союза рабочих и крестьян с известным положением Ленина о том, что крестьянство является "последним капиталистическим классом"? Нет ли тут противоречия? Противоречие тут только видимое, кажущееся. На самом деле тут нет никакого противоречия. В том же самом докладе на III конгрессе Коминтерна, где Ленин характеризует крестьянство как "последний капиталистический класс", в этом же самом докладе Ленин еще и еще раз обосновывает необходимость союза рабочих и крестьян, заявляя, что "высший принцип диктатуры — это поддержание союза пролетариата с крестьянством, чтобы он мог удержать руководящую роль и государственную власть". Ясно, что Ленин, во всяком случае, не усматривает здесь никакого противоречия. Суть рассуждений Сталина (по ссылке вы можете прочесть их целиком) — крестьянин крестьянину рознь. Если крестьянин работает по найму, батрачит, это союзник большевиков, так как он беден, и потому будет охотно грабить своих богатых соседей. Если крестьянин «середняк», то живёт на свои, но плохо, его можно соблазнить присоединиться к грабежу. А вот хороший, справный крестьянин — это враг, «кулак», так как у него есть частная собственность на средства производства. Напомню, до 1917 крестьянам принадлежало 90% сельскохозяйственной земли и 95% скота, а после сталинских реформ практически всю землю у крестьян забрало государство. Итак, зажиточные крестьяне, «кулаки», были для Сталина врагом, в отличие от «крестьянской бедноты», у которой земли в собственности или не было вовсе, или было мало. Важный момент: слово «кулак» большевики использовали не в том смысле, в котором его использовали до революции. До революции кулаками называли сельских ростовщиков — явление неприглядное, но относительно редкое. К примеру, В «Письмах из деревни», письмо 10, (ссылка), Александр Энгельгардт пишет, что кулаков-то на самом деле очень мало, причём кулачество как явление сходит на нет, так как крестьяне всё реже прибегают к микрозаймам, из-за чего кулакам приходится переключаться на кредитование беспечных помещиков. Это были 1870-е годы. Цитата: «Расскажу еще о четвертой деревне Б., которая отличается от вышеописанных тем, что в ней есть крестьянин-кулак, настоящий кулак, ростовщик-процентщик». После революции большевики изменили термин ради пропаганды. Большевики называли кулаками просто крепких крестьян, которые умели вести хозяйство, и потому жили нормально, то есть тех, у кого была в собственности земля, лошадь и так далее. Даже если семья крепких хозяев не нанимала батраков (и уж тем более не занималась ростовщичеством, которое было в УК РСФСР практически запрещено), это не спасало её от клейма «кулаков» и последующих репрессий — ссылки в холодные края, например, которая зачастую оборачивалась гибелью большей части сосланной семьи. Очередной раз сошлюсь на «Кончину» советского писателя Владимира Тендрякова, которого при всём желании нельзя обвинить в антисоветизме. Там в одной из первых глав местный бедняк как раз расправляется с «кулаками». Неосталинисты до сих пор делают вид, будто «кулак» в СССР — это якобы непременно ростовщик. Их можно понять: если массовое уничтожение обычных крестьян оправдать невозможно, то ростовщиков как бы и не так жалко. Правда, тут возникает вопрос, чем провинились семьи этих «ростовщиков», погибавшие от голода и холода… но, в любом случае, вопрос не имеет смысла, так как никакими ростовщиками советские «кулаки» не были, Сталин гнал в смертельную ссылку обычных русских крестьян. Цитирую Михаила Калинина, одного из крупнейших советских иерархов, в честь которого была переименована Тверь («Известия», 22 марта 1925): Говорить о кулаке как об общественном слое сейчас можно только в том случае, если считать, что всякий сельскохозяйственный предприниматель есть кулак, если по инерции военного коммунизма всякого исправного крестьянина считать кулаком. Кулак — это тип дореволюционной России. Кулак это жупел, это призрак старого мира. Во всяком случае, это не общественный слой, даже не группа, даже не кучка. Это вымирающие уже единицы. А вот что говорил про крестьян Владимир Ильич, это из его выступления на III конгрессе Коммунистического интернационала в 1921 (ПСС 44, стр. 41): Но кроме этого класса эксплуататоров, почти во всех капиталистических странах, — может быть, за исключением Англии, — существует класс мелких производителей и мелких земледельцев. Главный вопрос революции заключается теперь в борьбе против этих двух последних классов. Чтобы освободиться от них, необходимо применять другие методы, чем в борьбе против крупных землевладельцев и капиталистов. Оба последние класса мы могли просто экспроприировать и прогнать, — что мы и сделали. Но с последними капиталистическими классами, с мелкими производителями и с мелкими буржуа, которые существуют во всех странах, мы не можем поступить подобным образом. В большинстве капиталистических стран эти классы представляют очень сильное меньшинство, приблизительно от 30 до 45% населения. Если мы присоединим к ним мелкобуржуазный элемент рабочего класса, то выйдет даже больше 50%. Их нельзя экспроприировать или прогнать, — здесь борьба должна вестись иначе… А вот из воспоминаний академика АН СССР Николая Федоренко, одного из столпов советской экономики («Вспоминая прошлое, заглядывая в будущее», страница 26): Немного позже в деревне наступила страшная пора — раскулачивание. До сих пор помню, как оно проходило у нас в Преображенке. Это “мероприятие” проводил комитет, состоявший из головы сельрады (председателя сельсовета) и двух-трех “незаможников”, т.е. так называемых бедняков. Это, как правило, были бездельники-испольщики. Этот рассказ подтверждает утверждение Ленина, согласно которому доля мелких буржуа в деревнях может доходить до половины от общего числа крестьян. Есть и данные с конкретными цифрами — к примеру, в некоторых сёлах Тамбовщины в 1920-е доля «кулаков» доходила до 50% от общего числа крестьян. Это из книги «Антоновщина», 1923, страницы 23-24. Желающие могут найти и массу других свидетельств современников, и архивные документы, и другие реплики советских вождей по поводу крестьян — везде будет примерно то же самое. Ленин и Сталин справедливо считали крестьянство мелкобуржуазным классом, что заставляло их относиться к крестьянам как к идеологическим врагам. Это выражалось, в частности, в жестоком подавлении крестьянских восстаний, и, вообще, к игнорированию жизненных интересов крестьянства. В 1929, перед голодом 1932-1933, советский вельможа Алексей Рыков просил Сталина импортировать зерно из-за границы — хотя бы в кредит, так как капиталисты предлагали Советскому Союзу вариант. Тогда уже было ясно, что без закупок зерна за рубежом или как минимум без остановки экспорта зерна, в советской деревне разразится страшный голод. Сталин идею Рыкова отбросил из соображений престижа, он считал важным пустить иностранцам пыль в глаза, показав, что СССР силён. Цитирую Сталина: «Мы это дело отвергли, решив, что лучше нажимать на кулака и выжать у него хлебные излишки» (ссылка). Одновременно с этим прошла массовая коллективизация — у русских крестьян отбирали землю, переводя её в государственную собственность. Главной целью коллективизации было уничтожение того самого традиционного крестьянства, которое Сталин считал мелкобуржуазным классом. При помощи системы колхозов Сталин перевёл всех крестьян в другой класс, в класс неимущих государственных батраков. Печальные итоги коллективизации известны — колхозы оказались неспособны дать стране достаточно зерна. Во-первых, колхозы сами по себе были уродливой нежизнеспособной структурой, а вдобавок к этому, колхозами управляли не нормальные хозяева, а неспособные к ведению хозяйства шариковы. В 1932 разразился страшный голод, унесший жизни нескольких миллионов русских крестьян. Подведу итог Справный крестьянин, разумеется, является капиталистом — даже если он не нанимает батраков и никому ничего не даёт в долг. У него есть капитал — земля, скот, постройки, зерно — и с этого капитала крестьянин извлекает доход. Этот факт следует как из самой сути сельскохозяйственной деятельности, так и из реплик Ленина, который называл крестьян «последним капиталистическим классом». Вернуться назад |