ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Как фашистский лётчик Мюллер стал служить на благо СССР

Как фашистский лётчик Мюллер стал служить на благо СССР


27-02-2023, 17:06. Разместил: Око Политика


Немцы, перешедшие на сторону Красной Армии по идейным соображениям, были в годы Великой Отечественной войны особо ценными кадрами для советских спецслужб. В отличие от завербованных военнопленных, которые часто сразу сдавались фашистским властям, немецкие коммунисты имели действительное желание противостоять коричневой чуме. Один из них Хайнц Мюллер – бортмеханик, угнавший самолёт, чтобы попасть на советскую территорию и помогать Красной Армии бороться с нацизмом.



Полет к русским, или как немецкий авиатор Мюллер оказался в СССР?


От советского Информбюро. «Оперативная сводка за 29 января 1944 года. В районе Мелитополя на нашей территории приземлился вполне исправный немецкий транспортный самолет «Ю-52». Экипаж самолета в количестве четырех человек сдался в плен…»./Фото: upload.wikimedia.org


От советского Информбюро. «Оперативная сводка за 29 января 1944 года. В районе Мелитополя на нашей территории приземлился вполне исправный немецкий транспортный самолет «Ю-52». Экипаж самолета в количестве четырех человек сдался в плен…»

Хайнца Мюллера призвали на службу почти в конце 1943 года – до этого, его отсрочка от армии обуславливалась неблагонадёжностью: молодой человек с 1931 года состоял в Коммунистическом союзе молодёжи Германии и в своё время активно участвовал в антифашистском движении в Саарской области. После неоднократных арестов, Хайнца, в конце концов, приговорили к двум годам концлагеря Дахау, куда молодых немцев, в отличие от остальных, отправляли не на уничтожение, а на «перевоспитание». К окончанию срока его заключения, германская армия уже испытывала острую нужду в солдатах, а потому Мюллера призвали в армию, как только он получил свободу, не обращая внимания на его политические предпочтения.

На фронте Хайнца в звании унтер-офицера определили служить бортмехаником в 1-ю военно-транспортную воздушную эскадру, которая в ноябре 1943 г. располагалась в Одессе. Отсюда совершались вылеты с грузом продовольствия и боеприпасов для солдат вермахта, окружённых частями Красной Армии в районе Николаева и Крыма. Четвёртого января 1944 г., возвращаясь после доставки груза, Мюллер, угрожая пистолетом, разоружил экипаж. Он заставил пилотов поменять курс и посадить «Юнкерс» на территорию занятую советскими войсками. На земле Хайнц передал подбежавшему с группой бойцов капитану своё и захваченное оружие, а также отдал личные документы, среди которых была справка подтверждающая отбывание срока в Дахау.


Как из немецкого авиамеханика сделали советского разведчика?


Пальмиро Тольятти, который в 1940–1944 годах жил в СССР, выступал по московскому радио (вещание на Италию) под псевдонимом Марио Корренти, стал идейным наставником Хайнца Мюллера./Фото: img1.liveinternet.ru
Пальмиро Тольятти, который в 1940–1944 годах жил в СССР, выступал по московскому радио (вещание на Италию) под псевдонимом Марио Корренти, стал идейным наставником Хайнца Мюллера.

Позже, уже находясь в штабе авиачасти, Мюллер поделился информацией о составе и расположении лётной эскадры в Одессе, а также рассказал об окружённых частях немецкой армии, к которой совершались вылеты. В августе бывшего бортмеханика перевезли в Москву, где он стал осваивать азы работы разведчика в Центральной антифашистской школе. Здесь Хайнц, в этом же месяце официально освобождённый из плена, познакомился с известными людьми своего времени – итальянским коммунистом Пальмиро Тольятти, лидером французского коммунистического движения Морисом Торезом, немецким поэтом и переводчиком Эрихом Вайнертом.

Через месяц Мюллера поселили в подмосковном посёлке Быково, чтобы продолжить подготовку с более опытными разведчиками – профессионалами из Наркомата государственной безопасности. Вместе с ним проходил обучение и будущий напарник по предстоящим заданиям – немецкий антифашист Пауль Лампе. Новоиспечённым разведчикам не стали менять имена – они остались прежними, чтобы избежать случайной путаницы – но присвоили псевдонимы: так Хайнц Мюллер стал «Мельником» с конспиративным номером 70860.


Как трудился на благо СССР разведчик «Мельник» и какие перед ним ставились задачи?


Нацистский Берлин в начале 1940-х годов./Фото: content.onliner.by
Нацистский Берлин в начале 1940-х годов.


В задачи разведчиков не входило внедрение в кадровый состав нацистов. Целью Мюллера и Лампе было определение местонахождения секретных объектов, выяснение их значимости, а также совершение операций, связанных с подрывом складских боеприпасов, стратегических коммуникаций и пр. Для выполнения заданий подобного рода «Мельника» с напарником перед отправкой в Берлин, снабдили взрывателями с часовым механизмом и взрывчаткой.

Дорога в столицу Третьего рейха проходила долгим, но с точки зрения безопасности оправданным маршрутом. Разведчики сначала пересекли линию фронта с помощью парашютов, а затем по железной дороге прибыли в Берлин, где на Франкфуртераллее в квартире проверенных агентов у них была назначена явка. Выяснив, после прибытия в город, месторасположение гестапо, фельджандармерии и службы безопасности, Мюллер с товарищем установили связь со знакомыми антифашистами и приступили к выполнению разведывательных и диверсионных операций.


За какие «заслуги» немцы оценили «Мельника» и его напарника в миллион марок?


Отряд Waffen-SS./Фото: cdn1.img.inosmi.ru
Отряд Waffen-SS.


Образовавшаяся подпольная группа насчитывала около 15 человек, которые стали помощниками Хайнца и Лампе. Успешно справившись с несколькими задачами по нахождению передислоцировавшихся ранее важных объектов рейха, 31 марта 1945 года разведчики запланировали подрыв крупного нацистского штаба. Однако в ходе выполнения задуманного случилось непредвиденное происшествие, которое чуть не обернулось для исполнителей крахом.

Дело в том, что для операции требовался автомобиль, чтобы, начинив его взрывчаткой, устроить взрыв в непосредственной близи с фашистским учреждением. Пытаясь добыть машину на автостраде, разведчики остановили лимузин с военными номерами. В салоне находились три эсэсовца, которые были застрелены Мюллером ещё до поры, когда успели что-либо сообразить. Успев оттащить тела в придорожные кусты, группа только собиралась сесть в авто, как рядом остановилась машина с другими представителями Waffen-SS – те, увидев штабной транспорт, решили поинтересоваться, что случилось и оказать помощь.

Разговор с ними был бы равносилен разоблачению, поэтому по сигналу Хайнца диверсанты разбежались и благополучно скрылись в направлении железной дороги. Через несколько дней, когда поиск подпольной группы не увенчался успехом, по радио прозвучало объявление: за содействие в поимке лиц, причастных к убийству сотрудников СС, назначается награда в 100 000 рейхсмарок. Аналогичное предложение появилось и в популярной газете Берлинер «Моргенпост». Через 9 дней, 12 апреля, сумма обещанного вознаграждения достигла уже одного миллиона рейхсмарок.


Как действовали диверсанты в берлинском порту


Последний день активной деятельности группы «Мельника» пришёлся на 23 апреля, когда во всём Берлине уже шли ожесточённые бои. В ходе мощного артналёта был убит Пауль Шиллер./Фото: maxpark.com


Последний день активной деятельности группы «Мельника» пришёлся на 23 апреля, когда во всём Берлине уже шли ожесточённые бои. В ходе мощного артналёта был убит Пауль Шиллер.

Предвидя скорое падение Берлина, Мюллер решил способствовать советским войскам, подорвав крупный склад с боеприпасами и оружием в районе Восточного порта на Променаденаллее. В диверсии участвовало пять человек – «Мельник» отвлекал охрану, его товарищи устанавливали заряды. Последовавший после этого мощный взрыв на складе не вызвал никакого подозрения у немцев: по удивительному стечению обстоятельств он совпал с авианалётом, поэтому все списали на попадание в снаряды авиационной бомбы.

В последние дни боев за Берлин группа «Мельника» активно снабжала ценной информацией советских командиров.





Вернуться назад