Коренные американские цивилизации не слишком внимательно рассматривают в школе, и в результате от уроков о них в голове — сплошная каша, и мало кто сможет вспомнить, чем отличалась империя инков от королевств Майя.
Вот вам памятка, после которой уже невозможно путаться.
Ацтеки:
— их предки пришли примерно с территории США, а потомки, похоже, постоянно стремятся назад;
— жили в Мексике и звали себя мешика;
— собственно говоря, составляющие ацтеков народы до сих пор живы;
— в их языках развиты особые формы вежливости, оставшиеся со времён императоров и придворных;
— императоров избрали и низлагали;
— много слов с «тль» на конце;
— письменность была похожа на древнеегипетские;
— строили искусственные острова и пирамиды;
— в страну мёртвых провожал бог с собачьей головой;
— у них некогда правил бог, который запрещал приносить иные жертвы, чем бабочки и колибри, но помогло ненадолго;
— уважали майя как очень грамотный народ;
— любили пирсинг и украшения;
— после завоевания испанцами сели переписывать старые документы испанским буквами, потому что должен быть порядок;
— подарили нам слова «авокадо», «чили», «какао», «шоколад» и «томат»;
— знали колесо, но не пользовались;
— ели собачек и насекомых;
— женщине в родах давали обезболивающее;
— всё время воевали и везде строили дороги;
— первые придумали вдоль всех дорог поставить общественные туалеты;
— раб мог в суде оспорить право хозяина на владение, если приводил доказательства жестокого обращения, и тогда становился свободным;
— рабыня становилась свободной, если рожала от хозяина;
— рабов нельзя было продавать без их согласия;
— у них были школы, похожие на училища и гимназии;
— любили приносить кровавые жертвы;
— все воины должны были уметь слагать стихи.
Майя:
— создали календарь, из-за которого в 2012 году все ждали конца света;
— жили южнее ацтеков;
— их государство пало задолго до прихода испанцев;
— тоже строили пирамиды;
— оставили развалины тысячи городов;
— майя правили королевские династии;
— в девятнадцатом веке подняли большое восстание, которое Мексика очень долго подавляла;
— оставили много текстов на камне;
— использовали слоговое письмо и двадцатеричную систему счёта;
— знали ноль;
— практиковали ритуальные кровопускания;
— тоже очень любили приносить человеческие жертвы;
— были страшными педантами;
— мэров выбирали голосованием;
— знали обработку железа;
— всё время воевали друг с другом;
— делали складные книги с богатыми разноцветными иллюстрациями;
— сотни оставшихся после майя книг в нечитаемом состоянии.
Инки:
— на самом деле кечуа;
— живут в Перу;
— ламы — это у них;
— до европейцев их государство было тоталитарным, но социальным — инвалидов обеспечивали работой, молодые семьи — жильём;
— обожают радужный флаг, ходят с радужным флагом, делают одежду и ленты в виде радужного флага — таков был флаг правящей династии;
— знатных мальчиков учили ткать;
— писали слова и числа узелками на верёвочках;
— пользовались антибиотиками естественного происхождения;
— запрещали матерям обнимать младенцев;
— если ребёнка приносили в жертву, ему давали наркотик и отправляли безболезненно замерзать в горы;
— в правящей династии братья женились на сёстрах;
— император делал инъекции в нос, чтобы его увеличить и выглядеть важным;
— убивали за воровство;
— внутренней торговли не было, было государственное распределение;
— для оплаты при внешней торговле использовались медные топоры;
— создали отлично работающую почтовую систему;
— знали бронзу, не признавал мебель;
— в двадцатом веке певицей мировой известности стала официально признанная принцесса инков Има Сумак.
Вернуться назад
|