ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Как на самом деле боролись с ведьмами

Как на самом деле боролись с ведьмами


10-12-2022, 10:01. Разместил: Око Политика



Средневековье представляется современным людям ужасающим временем, кромешным беснованием обычаев и жутких обрядов, во главе угла которых стоит, безусловно, так называемая «охота на ведьм». Можно сказать, что, в представлении обывателей, Средневековье и ведьмы — это неразрывно связанные между собой понятия, культурные и исторические пласты.

Однако все не совсем и не столько так, как это нам всем представляется.



1. Охота на ведьм, на самом деле, не проходила в Средневековье



Многое из того, чему нас научила поп-культура о средневековой истории, просто неверно, включая идею о том, что люди Средневековья постоянно обвиняли других в колдовстве. На самом деле только в 1484 году католическая церковь официально дала зеленый свет мнимым ведьмам, которые должны быть выявлены и наказаны. Последним человеком, казненным за колдовство, официально может быть Анна Гольди в 1782 году .

Это означает, что суды над ведьмами происходили в период раннего Нового времени, совпадающий с эпохой Возрождения. Мы говорим о том, что ведьм вешали и сжигали в то же время, когда Шекспир писал пьесы, Мартин Лютер прибивал тезисы к дверям церквей, а великие художники создавали свои самые известные произведения.



2. Утопление не использовалось как проверка на невиновность



Известный тест на "ведьму": стул, жердь, пруд. Жуткий садизм, замешанный на том, что если мнимая ведьма не утонет — она точно ведьма, а если утонет — чистая душа.

Это испытание, на самом деле, восходит к гораздо более раннему времени, чем процессы над ведьмами, где испытания водой иногда использовались для определения вины или невиновности в делах о различных преступлениях, включая убийства и кражи.

Ко времени судебных процессов над ведьмами раннего Нового времени испытания водой больше не использовались в судебных разбирательствах. (Например, в Англии они считались незаконными уже в 1200-х годах.) Однако есть записи о том, как группы линчевателей бросали своих соседей в местные водоемы , чтобы выяснить, должны ли они выдать их властям.



3. Ведьм сжигали не испанские инквизиторы



Ранее евреи и мусульмане были вынуждены либо перейти в католицизм, либо покинуть Испанию, и перед инквизицией была поставлена ??задача найти людей, которые называли себя христианами, но на самом деле тайно исповедовали другие религии. По пути расследований они арестовывали других, которых считали еретиками и преступниками, допрашивали и пытали их, а затем оглашали свои приговоры на публичных празднествах/казнях, известных как аутос-да-фе («акты веры»).

Инквизицией было обвинено в колдовстве около 7000 человек , и только около дюжины были осуждены и казнены за это. Если вы хотите найти настоящий очаг сжигания ведьм, вам нужно поискать в другом месте, например в районе, ныне известном как Германия , где судебные процессы над ведьмами и казни были гораздо более популярны. В одном регионе с населением 2200 человек около 500 человек были сожжены как "ведьмы".



4. Салем был не единственным американским местом судебных процессов над ведьмами



Суды над ведьмами в Салеме в 1692 году — самые известные в американской поп-культуре, но они были не единственными судебными процессами над ведьмами на территории, которая впоследствии должна была стать территорией США, — просто лучше всего задокументированы.

В Хартфорде, штат Коннектикут, состоялась первая на континенте казнь ведьм, в результате которой за эти годы было повешено 11 человек. Суды над ведьмами происходили и в других частях Новой Англии , а в Вирджинии было более 20 судебных процессов над ведьмами .



5. Ведьмины метлы и прочие клише взяты из учебника по юриспруденции



В Средние века то, что считалось «колдовством», варьировалось от места к месту. Были люди, которые утверждали, что могут творить магию (например, вы могли купить проклятие или исцеляющее заклинание), и церковные старейшины могли не одобрять это, но этот вид колдовства не считался широко распространенным или организованным явлением.

Но вскоре после того, как Церковь официально разрешила охоту на ведьм, была опубликована книга, которая стала чрезвычайно популярной среди юристов, — том 1487 года под названием Malleus Maleficarum, или «Молот ведьм».

Она продвигала идею о том, что ведьмы не совершают случайных актов магии и вызова демонов, а заключают договор с самим дьяволом и, таким образом, являются частью организованной сети злодеев. В книге подробно описаны конкретные действия, которые, предположительно, совершают ведьмы, в том числе приготовление "летающего зелья" из жира некрещеных младенцев, размазывание его по стулу или метле, с последующим взмыванием в небо на этом адском агрегате.



6. Преследования ведьм касались не только женщин



Ведьмы, казненные во Франции, были примерно наполовину мужчинами и наполовину женщинами. Скандинавские ведьмы чаще были мужчинами. Однако в большинстве других частей Европы жертвами охоты на ведьм становились преимущественно женщины. По оценкам одного источника, около 80% казненных за колдовство были женщинами. В Салеме 4 из 19 осужденных ведьм были мужчинами.

Также является мифом (в основном так и есть), что повитухи (акушерки) и знахарки подвергались нападениям; историки говорят, что повитухи с большей вероятностью участвовали в охоте на ведьм в качестве свидетелей-экспертов — например, обыскивая тело обвиняемого на предмет дьявольской метки, — чем сами обвинялись в колдовстве.



7. Обвиняемых ведьм могли признать невиновными



Хотя многие обвиняемые ведьмы, безусловно, были казнены или наказаны иным жестоким способом, несмотря на то, что они не занимались колдовством, обвиняемых можно было признать невиновными. На самом деле многие имеющиеся у нас юридические записи указывают на довольно низкий уровень осуждения ведьм.

Возьмем, к примеру, упомянутую ранее инквизицию: из 7000 обвиненных в колдовстве лишь около дюжины были осуждены. Или то, что только 25% английских ведьм были осуждены.



8. Сжигание на костре не было особенно распространенным явлением



Ведьм обычно вешали в Англии, а душили во Франции и Германии. (Их трупы иногда впоследствии сжигали.) Ведьм иногда сжигали заживо в Испании и Италии. Ведьмы, осужденные в Салеме, были повешены.



9. Викка не уходит своими корнями в древнее колдовство



Люди, исповедующие неоязыческую религию (да, ходят слухи, что такие до сих пор есть), известную как викка , иногда говорят о ее корнях в вековых практиках, которые едва пережили охоту на ведьм раннего Нового времени. Согласно этому сказу, их формы поклонения были древней религией (часто с участием Богини-Матери и рогатого бога), ведьмы у них были доброжелательными, и принципы этой религии сохраняются в викке сегодня.

Но все имеющиеся у нас свидетельства указывают на то, что викка была изобретена в Британии двадцатого века . Нет никаких документов, связывающих это ни с древними религиями, ни с теми древними религиями, которые существуют в том виде, в каком их описывают виккане, ни с чем-то подобным, являющимся предметом судебных процессов над ведьмами.



10. На Руси за ведунами и ведуньями не гонялись специальные органы (так, но не совсем)



Суды над ведьмами в православной России отличались по своему характеру от процессов над ведьмами в римско-католической и протестантской Европе из-за различий в культурном и религиозном происхождении. Его часто рассматривают как исключение из современных теорий охоты на ведьм из-за предполагаемой разницы в масштабах, гендерного распределения обвиняемых и отсутствия внимания к демонологии ведьмы, которая заключила договор с сатаной и посещала шабаш ведьм, но только на практике магия как таковая.

На Руси магов называли ведун (волшебник, рус. "ведун") или ведьма (ведьма, рус. "ведьма"), а колдовство было известно как "колдовство" или "чародейство". Колдовство определялось так же, как и в Европе, и определялось как погодная магия, гадание, толкование снов, фитотерапия и песнопения, но форма магии, которая обычно была в центре внимания судов над ведьмами, была магией, которая использовалась для причинения вреда и называлась порча, русский эквивалент европейской концепции maleficium.

Раньше считалось, что демоническая магия была неизвестна в России, однако с тех пор эта теория была оспорена. Подобная практика, безусловно, присутствовала, хотя и имела меньший масштаб.

В то время как процент обвиняемых женщин-ведьм превышал 75% в большинстве регионов Европы, Россия в этом отношении, наряду со скандинавскими странами, является явным исключением: в 1622-1700 годах 68% обвиняемых были мужчинами. Теория предполагает, что причина преобладания мужчин среди обвиняемых связана со спецификой правовой системы в России, и утверждает, что новое юридическое определение магии, введенное в 1716 году в военном кодексе, было решающим фактором.

После принятия закона число обвинений в колдовстве среди солдат и правительственных чиновников значительно возросло. До этого законы против ведьм имели основной функцией защиту царя, и основными категориями обвиняемых были священнослужители — обычно мелкое сельское духовенство или люди, связанные с ними, — и члены суда или царской администрации.

Когда обвиняли женщин, они относились к тем же категориям; они часто были женами солдат или священнослужителей или были каким-то образом связаны с судом или важными фигурами государства. Согласно этой теории, охота на ведьм в России может быть истолкована как политическое, а не религиозное явление.

Царь Петр Великий сохранил смертную казнь за колдовство в законе 1716 года. В 1731 году российская императрица Анна юридически пересмотрела колдовство как форму мошенничества, но не отменила смертную казнь как наказание за этот вид мошенничества.




Вернуться назад