ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Эксцесс модератора, или право на бан

Эксцесс модератора, или право на бан


29-07-2022, 11:51. Разместил: Око Политика


Купил себе одну мелочь на Авито, сделка прошла за несколько минут, оставляю честный хороший отзыв продавцу. Хлоп — «ваш отзыв накручен, отклонено». Пишу модератору — так и так, отзыв настоящий, окоротите робота, пожалуйста. Если хотите, приложу подтверждающие фото, например.

Ответ модератора: «Подлинность такого отзыва нельзя доказать, поэтому мы не запрашиваем её подтверждение. У нас есть специальные алгоритмы, которые по разным признакам проверяют, накручен отзыв или нет. Не могу рассказать об их работе подробнее, чтобы не навредить работе сервиса».

Я из любопытства поговорил с модератором ещё немного и понял, что он непробиваем. Решение окончательное, обжалованию не подлежит. А вечером наткнулся на чистосердечное признание самого «Авито», согласно которому сервис занимает по некоторым направлениям огромную долю российского рынка. Цитирую (ссылка):

Суммарно за последний год россияне сделали порядка 2,6 млрд заказов у самозанятых исполнителей и компаний малого и среднего бизнеса. Площадка Авито сохранила лидерство в качестве канала продаж: ее используют 55% всех провайдеров услуг, которые публикуют свои предложения в интернете. Следом по состоянию на март 2022 года — ВКонтакте (43%) и Instagram (42%). В апреле–мае из списка лидеров исчез Instagram, его место заняли мессенджеры (30%).



Теперь представьте условного самозанятого россиянина, весь бизнес которого завязан на монополиста Авито. Алгоритмы, созданные ленивыми программистами, случайно банят самозанятого как злостного нарушителя. Самозанятый стучится к модератору, и там ему говорят, что решение принято, обжалованию не подлежит. Катастрофа же! Такого самодурства в экономике быть не должно. Даже маленький продуктовый магазинчик не имеет право отказать клиенту в обслуживании, статья 426 ГК РФ. А монополисты, — маркетплейсы, агрегаторы такси, службы доставки, — спокойно отменяют граждан по желанию своей левой пятки. «Мы решили, что вы жулик». И всё — минус работа, так как способов доказать модераторам, что ты не верблюд, у условных таксистов нет.

Недавно был скандал — Авито начал массово блокировать пользователей на ровном месте, требуя от них сдать биометрию. Посмотреть в камеру, покрутить головой, вот это всё (ссылка). Прямое вымогательство же — в 21-м веке биометрию можно при желании использовать в самых гнусных целях, а компания Авито, напомню, была создана шведами, которые сейчас участвуют в прокси-войне против России.

Даже если предположить, что Авито не будет сознательно сливать данные пользователей на «Миротворец», это особо ничего не меняет. Пост, собственно, вообще не про Авито — это всего лишь один из нескольких примеров. Базы большинства крупных компаний дырявы, как швейцарский сыр, и за кражу данных пользователей они отвечают максимум копеечным штрафом. Теоретически данные граждан можно надёжно защитить — за последние десятилетия безопасники разработали целые системы глубокоэшелонированной защиты. Стоит это всё очень недорого, нужно всего лишь нанять в команду хорошего спеца и дать ему в руку ухватистый кнут, чтобы карать нерадивых админов и программистов. Но на практике всем до такой степени плевать, что даже пароли (!) зачастую хранятся в открытом, незашифрованном виде. Было бы неприятно сдать свою биометрию в Авито, а потом увидеть её на чёрном хакерском рынке, доступной за копейки любым мошенникам.

Полагаю, вся эта вольница в итоге закончится, и государство заставит гигантов соблюдать правила. Создадут апелляционные инстанции, куда можно будет пожаловаться на действия модераторов. Не обычные суды, — там ничего не готово к разбирательствам такого рода, — а специальные компании навроде третейских комитетов, куда можно будет обратиться вот прямо со смартфона, чтобы решить конфликтную ситуацию за полдня. В 19 из 20 случаев ситуация с баном абсолютно очевидна — достаточно поднять логи, опросить участников спора и внимательно изучить приложенные фотографии. Модераторы Авито, Вайлдберриз, Хедхантера и так далее не вникают в вопрос, так как у них нет на это ни времени, ни желания, ни полномочий. Им надо побыстрее разобраться с очередным входящим тикетом и перейти к следующему, вот и всё.

Я убеждён, что у крупных компаний не должно быть безусловного права на бан. Занимаешь больше 10% рынка? Будь добр соблюдать правила. Каждый бан гражданина России должен иметь веские обоснования: например, документально подтверждённый факт мошенничества или спама.


Вернуться назад