ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > У России есть шанс стать одним из мировых центров киберспорта

У России есть шанс стать одним из мировых центров киберспорта


28-07-2022, 11:36. Разместил: Око Политика


Нашему спортсмену, нарисовавшему символ Z на миникарте во время игры в Доту, отказали в визе США. Иван Москаленко ехал на соревнования, а не на отдых. Теперь его команда будет выступать как минимум ослабленной. Типичный fair play (честная игра) американцев — в спорте они всегда себя так ведут, чтобы дать преимущество своим, и чтобы можно было попытаться задёшево купить иностранных спортсменов, сэкономив тем самым на подготовке кадров (ссылка).

Но всё же Россия — страна большая, у нас много чемпионов. Следовательно, скотство Запада открывает перед нами несколько окон возможностей. Призовой фонд турнира, на который не пустили Ивана Москаленко, составляет всего лишь 500 тысяч долларов. Подобные турниры стоило бы организовать в каждом российском миллионнике, на регулярной основе. Чтобы именно российские турниры стали самыми престижными в мире, чтобы к нам ездили не только американские, но и китайские, например, спортсмены. Киберспорт всё ещё находится в ранней стадии развития, так что денег на соревнования мирового уровня нужно совсем немного.

К сожалению, ни Министерство спорта, ни Министерство культуры про киберспорт даже не думают (загляните на их сайты, чтобы в этом убедиться, ссылка раз, ссылка два). Чиновники от спорта и культуры находятся на своей волне — там у нас процветают традиции, семейственность и блат. У киберспортсменов просто нет пузатого папы, который всех в министерстве знает, и который достаточно влиятелен, чтобы его интересы учли при распределении бюджета. Снять планово-убыточный, заведомо скучный фильм? Конечно, давайте, мы с этим режиссёром с детства дружим. Устроить региональное соревнование по игре в бубенцы, куда придут три с половиной зрителя и полтора журналиста? Без проблем, мы народные виды спорта ещё со сталинских времён ценим. Организовать чемпионат по Доте? Ребята, вы кто такие, вообще, вы откуда к нам пришли со своими игрушками? У нас министерство, мы серьёзные дела делаем!

Конечно, кроме собственно спортсменов, для киберспорта нужно и ещё кое-что. Да, действительно, российская команда по Доте является действующим чемпионом мира. Но сама-то игра американская! Хоть Габен и старается держаться вне политики, ему в любой момент могут приказать забанить всех русских игроков. Играть же на пиратском сервере — идея сомнительная. Теоретически можно, если закуклить всё и всех внутри России, но на практике вылезет слишком много проблем, чтобы надеяться на хороший результат.

Аналог Доты, «Лига Легенд», тоже американская. Точнее, она принадлежит китайской Тенсент, но физически компания-разработчик размещена в США, так что будет вынуждена будет выполнять приказы американцев.

По-хорошему, надо разрабатывать что-то своё, благо и программистов, и гейм-дизайнеров в России хватает. Я имею в виду не конкретно аналог Доты, хотя и его тоже, а вообще компьютерные игры, причём не только для киберспорта, но и для простых игроков. Сейчас это настолько важная отрасль, что туда можно смело заливать все ресурсы, какие только она успеет переварить. Вложения окупятся быстро и с лихвой.

По историческим причинам Запад сильно опередил нас в разработке компьютерных игр. Но положение отнюдь не безнадёжно — напротив, есть два фактора, которые дают нам отличные шансы побороться за лидерство.

Во-первых, в США киберспорт не так уж силён. Хоть американцы и породили Доту с Контрой, но каких-то невероятных успехов в игре они не демонстрируют. В конкурсе «кто съест больше хотдогов» американцы нас бы наверняка сделали, в большинстве кибердисциплин — навряд ли. Дальше, вероятно, разрыв будет только расти: женский спорт в США травят довольно эффективно, аналогичным образом будут портить и киберспортивные состязания.

Во-вторых, сейчас американцы собственными руками разрушают своё наследие, отравляя повесточкой не только знаменитые игры, но и целые игровые студии. Примеров множество. Из свежего — в ГТА 6 героем станет девушка-латиноамериканка, при этом там будут осторожнее шутить о «маргинализированных группах» (ссылка). Что это за «маргинализированные группы» понятно — это всяческие трансформеры, которые ранее в игре присутствовали в качестве несчастных или комических персонажей.

Некоторые возразят: в «Просто Марии» тоже главным героем была девушка-латиноамериканка, и про меньшинства там не шутили. А в Пушкине текла негритянская кровь, при этом в тех его текстах, которые мы учили в школе, про греческую любовь вообще ни намёка нет. Может быть, настоящим талантам никакая политкорректность помешать не может?

К сожалению, нет, это так не работает. Во-первых, запрет шуток над меньшинствами — только первый шаг, дальше идут требования увечить ради повестки сценарий. Во-вторых, повесточка разъедает и кадровый состав студий, после чего они нанимают бездарности и скатываются до откровенно посредственных продуктов. Известные всем примеры — Масс Эффект: Андромеда или, если вы предпочитаете кино, продолжения популярных американских фильмов, в которых условного Шварценеггера заменяют на условную Кончиту Вурст.

В общем, повторюсь, сейчас перед Россией открывается окно возможностей. Если мы им воспользуемся, станем одним из главных центров киберспорта планеты. Если нет — что же, придётся летать на соревнования в Китай.


Вернуться назад