ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Гибель «Oceanos»

Гибель «Oceanos»


22-05-2022, 12:06. Разместил: Око Политика



История теплохода «Oceanos» часто упоминается в англоязычных источниках как хрестоматийный случай кораблекрушения пассажирского судна. Если брать крайние варианты — то вот почему «Ла Бургонь» — позор Франции , а вот Неуязвимая Вайолетт и Крупнейшее кораблекрушение в мирное время за всю историю. Но все же, почему это именно «хрестоматийно»? Я считал, что хрестоматиен все таки "Титаник", но и тут оказалось много общего даже с «Конкордией».

Давайте я вам напомню подробности …



Теплоход “Oceanos”

153-метровый лайнер MTS Oceanos был построен в 1952 году для компании Messageries Maritimes на французском судостроительном заводе Forges et Chantiers de la Gironde в Бордо. Первые несколько лет он ходил на линии Марсель – Мадагаскар – Маврикия под именем Jean Laborde. После его называли Mykinai, Ancona, Eastern Princess. В 1976 году он было зарегистрирован в Греции под именем Oceanos.

Первоначально построенный как пассажирско-грузовое судно, лишь к концу 70-х годов Oceanos был реконструирован и стал эксплуатироваться исключительно для круизов. В 1991 году из Греции он был вновь переброшен в Южную Африку. На восемь месяцев лайнер был передан в чартер компании TFC Tours из Йоханнесбурга, где, как потом стало известно, содержался в условиях крайне неудовлетворительного технического обслуживания.

Технические характеристики «Oceanos»

• Tonnage – 14000 GT

• Длина – 153 метра

• Ширина – 20 метров

• Осадка – 7 метров

• Кол-во палуб – 9

• Скорость – 18,5 узлов

• Пассажировместимость – 550 человек

• Экипаж – 250 человек

• Владелец/Оператор – Epiroki Lines



Последнее плавание

3 августа 1991 года MTS Oceanos вышел в рейс из Ист-Лондона, ЮАР, в порт Дурбан. На его борту находился 571 человек пассажиров и экипажа. Погода стояла далеко не из приятных, к вечеру же сила ветра достигла 40 узлов, а высота волн 9 метров.

Уже к моменту выхода из порта было зафиксировано неудовлетворительное состояние судна. После недавнего некачественного ремонта, проведенного «на скорую руку» после возвращения MTS Oceanos из рейса в Мозамбик, во время которого обнаружились проблемы с трюмной водой, которая начала подниматься через туалетные и душевые комнаты, лайнер имел целый ряд серьезных проблем.

Погодные условия были плохие. Судно столкнулось с ветром в 40 узлов и волнами до 9 метров.



На солнечной палубе теплохода “Oceanos”


Как выяснилось позднее, в частности, имелись неполадки в машинном отделении, были ненадежно приварены несколько листов обшивки ниже ватерлинии, а в трюме, вместо неисправной канализационной трубы была приварена новая неподходящего диаметра, в результате чего в переборке между генератором и канализационным баком осталось отверстие в 10 см.

Среди пассажиров на борту лайнера были музыканты и британские артисты Мосс Хиллс (Moss Hills) и Трейси Хиллс (Tracy Hills). Еще до наступления сумерек они вместе с другими пассажирами развлекались и танцевали на главной палубе, но, как только ветер усилился, все были вынуждены спуститься в салоны и каюты. По словам очевидцев, к вечеру 3 августа корабль трясло настолько, что ужинать было невозможно: блюда, тарелки, столовые приборы – все соскальзывало со стола на пол.

Дирекция круиза приняла решение перенести традиционный «sail-away» музыкальный вечер на палубе под открытым небом в музыкальный салон. Однако, из-за качки, большинство пассажиров теплохода находились в своих каютах.

К вечеру шторм усилился. Официанты с трудом перемещались по ресторану, обслуживая немногочисленных посетителей. По словам очевидцев качка была такой силы, что большинство незакрепленных предметов на судне стало опрокидываться.




Затопление

Примерно в 21.30 пассажиры судна услышали приглушенный хлопок и теплоход потерял тягу. Согласно отчетам, примерно в 21:30 лайнер MTS Oceanos находился близ побережья южно-африканской республики Транскей, когда в машинном отделении раздался приглушенный взрыв. Он остановил работу двигателей и образовал небольшую пробоину в корпусе. Поступающая вода закоротила генераторы. 10-сантиметровое отверстие в переборке, оставшееся после ремонта, позволило воде проникнуть в канализационный бак; оттуда морская вода побежала через главные дренажные трубы и начала подниматься из каждой ванной комнаты, душа и туалета на уровне нижней палубы лайнера.

В районе кингстонной коробки машинного отделения началась утечка. Главный механик сообщил капитану судна Янису Авраниосу (Yanis Avranios), что вода поступает в корпус судна и затапливает генераторную.

В целях предотвращения короткого замыкания судовые генераторы были заглушены и «Oceanos» лег в свободный дрейф.



Момент отключения генераторов


Уровень воды неуклонно поднимался. Благодаря тому, что обратные клапаны системы судового водоснабжения перестали функционировать вода проникла через пробоину в резервуаре в систему водоснабжения. Из кранов, душей и другой сантехники вода стала поступать в помещения.

Экипаж теплохода впал в панику и пренебрег стандартными процедурами при подобных ситуациях. Тревога не была объявлена и пассажиры пребывали в неведении относительно сложившихся обстоятельств, пока сами не увидели первые признаки затопления на нижних палубах теплохода. На этот момент, по свидетельству многих участников событий, экипаж, включая самого капитана Авраноса, был собран и готов к эвакуации, не проявляя заботу о судьбе пассажиров.



Спасательная операция

Уже ничто не могло спасти MTS Oceanos. Это практически сразу поняли капитан Яннис Авранас (Yiannis Avranas) и команда. Как только стало известно об аварии, все они кинулись… собирать вещи и готовиться к эвакуации. О принятии каких-либо регламентированных мер, в том числе о закрытии иллюминаторов нижней палубы, никто не вспомнил. Как и о пятистах пассажирах, которые оставались в своих каютах в полном неведении относительно катастрофы вплоть до того момента, когда из душевых и туалетных комнат начала подниматься вода.

По рассказам очевидцев, с появлением воды пассажиры лайнера запаниковали и принялись искать экипаж. К моменту, когда они поднялись к мостику, капитан Яннис Авранас (Yiannis Avranas) и многие члены команды уже были в спасательных жилетах и готовились эвакуироваться на шлюпках, полностью равнодушные к судьбе пассажиров.

Последовавшие за этим события стали возможны исключительно благодаря невозмутимости и терпению конферансье Мосса Хиллса (Moss Hills). Именно он продолжал транслировать сигнал бедствия по радио до тех пор, пока не получил ответа.

Военно-морской флот ЮАР, совместно с военно-воздушными силами страны осуществили 7 часовую спасательную операцию. Для эвакуации людей к ближайшим населенным пунктам было задействовано 16 вертолетов (13 принадлежали ВВС ЮАР). Вертолетами с палубы, тонущего «Oceanos» было снято 225 пассажиров и членов экипажа.




Пассажиры выстраиваются в очередь к спасательным шлюпкам


К утру были спасены все 571 человек; Мосс Хиллс (Moss Hills), его жена Трейси Хиллс (Tracy Hills), а также друзья артиста аниматоры Джулиан Батлер (Julian Butler) и Робин Болтман (Robin Boltman) покинули лайнер в последней пятерке – более драматической и успешной морской спасательной операции еще не было.




Пассажиры теплохода “Oceanos”. Пассажиры теплохода ждут спасения, зацепившись за перила.




Член экипажа “Oceanos” подает сигналы спасательному вертолету с открытой палубы.


В результате спасательной операции в общей сложности были спасены ВСЕ члены экипажа и пассажиры. Всего 571 человек.




Драматический момент спасения пассажира


Общепризнанными героями стали, как ни странно, стали не капитан и рядовые члены экипажа, а команда судового оркестра. Они последними покинули палубу тонущего «Oceanos», до последнего момента координируя эвакуацию на борту тонущего судна.


Авранас вошел в список самых бесчестный капитанов в истории, как и повторивший его проступок 13 января 2012 года капитан лайнера Costa Concordia Франческо Скеттино (Francesco Schettino).




Мосс Хиллс на палубе “Oceanos”


На отсутствие человеческих жертв в таком крупном кораблекрушении повлияли несколько факторов и удачное стечение обстоятельств, а именно:

1. Относительная близость береговой линии (5-6 км)

2. Активное участие ВМФ и ВВС в спасательной операции

3. От начала катастрофы до полного ухода под воду судна прошло порядка 18 часов.




Считанные секунды до полной гибели судна “Oceanos”


04 августа примерно в 15:30 MTS Oceanos накренился на правый борт и стал уходить передней частью под воду. Когда десять минут спустя нос лайнер достиг дна, его кормовая часть еще выступала над водой на высоту около 60 метров. Спустя еще какое-то время лайнер полностью погрузился под воду и опустился на дно.



Последствия


Капитан Янис Авраниас был обвинен пассажирами в раннем оставлении судна и неоказании им помощи при эвакуации. Авраниас со своей стороны утверждал, что покинул судно одним из первых для того, чтобы координировать спасательную операцию с борта вертолета.



Цитата капитана Авранаса по поводу оставления судна: «Когда я отдаю приказ «покинуть судно» уже не имеет значение в какое время я покину его сам. Покинуть – касается каждого. И если кому то хочется оставаться на борту, они могут это делать».


Комиссия по расследованию обвинила в небрежности капитана теплохода и 4 членов экипажа.


Компания “Epirotiki Lines “за три года в результате морских происшествий потеряла в общей сложности 3 судна (Oceanos, Jupiter, Pegasus).




Газета «THE STAR» от 5 августа 1991 года


Мосс Хиллс пережил еще одно кораблекрушение. Он находился на борту теплохода «Achile Lauro». Сейчас супружеская чета Мосса и Трейси Хиллс живут в Великобритании в городе Фримли (Frimley). Мосс работает консультантом, а Трейси владеет ювелирной маркой Tracy Hills. Они создали веб-сайт о гибели теплохода “Oceanos”.



Обломки «Oceanos»


MTS Oceanos лежит на глубине 92-97 метров в 5 км от мыса Игольный (Агульяс, Agulhas), ЮАР, где время от времени наблюдается одно из самых быстрых течений. Его сила порой достигает силы 70 x 106 м3/сек, что делает затруднительными, а порой и просто невозможными какие-либо водолазные работы, не говоря уже о любительском дайвинге.


Карл ван дер Мерва (Karl van der Merwe), один из профессиональных водолазов, участвовавших в погружении к MTS Oceanos спустя неделю после катастрофы, комментировал: «Течение было настолько сильным, что время от времени оно срывало маску с лица и вырывало трубку из рта… <…> Я бы не рекомендовал эту аварию никому, кроме лучших технических дайверов, которые действительно знают, что делают».


Еще одна группа профессиональных водолазов, совершавшая погружение к MTS Oceanos в декабре 1991 года, также не смогла достичь корпуса лайнера и была вынуждена прибегнуть к использованию глубоководной камеры. Участники группы Стив Минн (Steve Minne) и Йохан Сварт (Johan Swart ) подтвердили огромную силу течения. Стив Манн комментировал: «Мы должны были держаться на якорную цепь всей нашей силой. Иногда мы были почти в горизонтальном положении. Мы должно быть сошли с ума, если решились на то погружение.»


Погружение к MTS Oceanos удалось осуществить лишь однажды. В 2002 году это сделала команда под руководством технических дайверов Барри Коулмана (Barry Coleman) и Бретта Хотона (Brett Hawton). Они долгое время готовились к миссии и выслеживали «окно», когда течение близ Агульяс слабеет. Дважды, 5 и 7 мая Коулман и Хотон благополучно совершили погружение к лайнеру. Они смогли попасть в припортовой коридор позади бассейна на главной палубе и исследовали большую часть столовой. Дальнейшему изучению останков вновь помешала природа. +





Вот еще про корабли и кораблекрушения: посмотрите Как резали TK BREMEN и эффектное Крушение автовоза Hoegh Osaka. Вспомним еще про Эпическое крушение Princess May и История крушения MV Rena


Вернуться назад