ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Кто такие японские Хикикомори?

Кто такие японские Хикикомори?


5-05-2022, 10:56. Разместил: Око Политика



Япония, наверное, одна из самых странных стран в мире. Мы уже много необычного по сравнению с нашим менталитетом узнавали про эту страну. Вот например почему Кодокуси не платят за газ, а вот что это за Аокигахара — лес самоубийц в Японии и Японское искусство никогда не спать

Согласно данным отчёта, опубликованного правительством Японии, более полумиллиона молодых японцев (а по некоторым данным 700 000) являются добровольными затворниками. Это явление получило название «хикикомори».

Вот почему так происходит …


Японское Министерство здравоохранения, труда и благосостояния определяет хикикомори как лиц, не покидающих свой дом и изолирующих себя от семьи и общества более 6 месяцев. Из 541 тысячи людей от 15 до 39 лет, подходящих под это описание, 34% провели семь или более лет в полной самоизоляции. Ещё 29% ведут отшельническую жизнь от 3 до 5 лет.




Впервые термин хикикомори появился в конце 20 века. В 1990-е годы около миллиона людей, в основном молодых мужчин в возрасте 20-30 лет, проводили дни в своей комнате, читая мангу, смотря телевизор, или играя в компьютерные игры. Они отказывались работать или учиться, и часто не общались даже с членами семьи, не говоря уже о друзьях.


К таким людям пока нет стандартного подхода. Учёные полагают, что это состояние, еще не получившее официального статуса заболевания, вызвано смесью психологических и социальных причин. Проблема намного чаще встречается у мужчин, чем у женщин, так как на них оказывается гораздо более сильное давление со стороны общества, стандарты которого требуют социального и профессионального преуспевания.

Социальный антрополог Джеймс Робертсон, редактор книги «Мужчины и мужественность в современной Японии», так описывает данное явление:

«Мужчины начинают ощущать давление общества в старшей школе и в течение двух-трёх лет их успех в дальнейшей взрослой жизни уже практически предопределён. Хикикомори – это способ сопротивления давлению. Они как бы говорят: «Идите к чёрту! Мне это не нравится и я не буду этим заниматься»».

Неудачи в школе и на рабочем месте могут привести к социальной изоляции, но её можно избежать, добровольно устранившись от мира. У некоторых людей неудачи вызывают чувство собственной неполноценности, ведущее к тревожным расстройствам.

В 2010 году по оценкам правительства в Японии насчитывалось уже 700 тысяч хикикомори, то есть их официальное количество снизилось почти на треть. Однако эксперты утверждают, что официальные данные неполны, так как в статистику попали лишь люди от 15 до 39 лет. Десятки тысяч мужчин-хикикомори находятся за границами этого возраста. Прошлой зимой журнал «Тhe Japan Times» писал о возросшем количестве мужчин старше 40 лет, «провалившихся в растущие прорехи ткани социального бытия»,и ведущих жизнь в стиле хикикомори. Чаще всего это случалось с ними после увольнения с работы.

Хикикомори почти всегда происходят из обеспеченных семей, и их родители часто имеют высокий уровень образования. Исследователи обнаружили, что образованные родители не только возлагают на своих детей завышенные ожидания, но и чаще склонны оказывать материальную поддержку взрослым неработающим сыновьям. По статистике, около 60% хикикомори живут с обоими родителями, а оставшаяся часть с матерями.




История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник — суицидальное поведение».

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе со СМИ просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету — это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.


Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип — «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.



Путь к затворничеству


После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете — все больше и больше», — делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.


Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» — «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» — сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», — утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы — влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.


Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.



Призрак хикикомори


Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори — «поколение Х» родившихся в середине 1960-х — начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Как мы уже говорили, проблема наблюдается не только в Японии. В обзоре, опубликованном журналом «Research and Advances in Psychiatry», описываются случаи социального отшельничества, зафиксированные во многих странах, например, в США, Китае, Испании, Австралии, Бангладеше, Иране. В Южной Корее людям свойственна скорее сильная интернет-зависимость, являющаяся серьёзной проблемой общественного здравоохранения.

Если верить авторам обзора, условия для появления хикикомори существуют в любой развитой стране, особенно во времена высокой безработицы среди молодёжи. В конце концов, современные технологии позволяют нам чувствовать себя окружёнными обществом, даже если в реальности мы безнадёжно одиноки.

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», — так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».


Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.


Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой "оригинальный феномен"», — отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», — делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии — скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.



Вот еще японское интересное: вот Как выглядит японское православие, а вот Японская гастрономия и Японские сугробы


Вернуться назад