ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Как в СССР шлюз обрушился на теплоход
Как в СССР шлюз обрушился на теплоход19-04-2022, 13:06. Разместил: Око Политика |
Не слышал ранее про это происшествие, да и не удивительно. Такие случаи тогда совсем не афишировались, а сейчас специально не будешь выискивать. Представьте себе, 10 мая 1962 года, по Чайковскому шлюзу на реке Кама (Воткинский гидроузел), сданному в работу два дня назад, готовятся спуститься два корабля — пассажирский пароход «Дмитрий Фурманов» и груженый лесом теплоход «Криуши». Ничто не предвещает трагедии. Двумя годами ранее, уже в ходе строительства, отвечая призыву Никиты Хрущева удешевить, ускорить, упростить строительство ГЭС, Ленгидропроект осуществил перепроектирование шлюза, определив однокамерный вместо двухкамерного. В своем обращении Хрущев красноречиво нарек, что «запасы прочности неоправданно большие» и «нужно всячески экономить материалы». В дни перед сдачей проекта (приуроченного, конечно, к торжествам в честь 1 мая), работы велись в авральном режиме и все равно критически не успевали быть завершенными. И вот, 7 мая комиссия приняла левую камеру шлюза. Правая к сдаче планировалась 20-го, но перечень работ далеко выбивался из графика. 10 мая в левой камере готовились шлюзоваться два корабля: пассажирский пароход «Дмитрий Фурманов» и сухогруз «Криуши». Суда подали сигнал о готовности, будучи пришвартованными у правой, внутренней, стенки шлюза. Спустя пятнадцать минут стенка пришла в движение и обвалилась. На расстоянии 110 метров стенка завалилась в межкамерное пространство, образовав проран, в который хлынула вода. Межкамерное пространство и правая, недостроенная, камера были мгновенно затоплены. В образовавшуюся под напором воронку потянуло пассажирский пароход. На борту были 423 пассажира и 52 члена экипажа. Команда обрубила швартовы, дала полный задний ход машинам, но корабль продолжало затягивать. С грузового парохода бросили концы, началось сопротивление воде. Под напором воды распахнулись ремонтные ворота, людям подавались веревочные лестницы, часть из них самостоятельно перепрыгнула на сухогруз. В водоворотах метались обломки конструкций, строительный мусор и уцелеть, оказавшись в воде было слишком мало шансов. Погиб 21 человек, 15 получили ранения. Ошибок в исполнении проекта найдено не было, но сроки получили председатель пусковой комиссии и главный инженер. «Условно», как написал на уже готовых приговорах Председатель Президиума Верховного Совета СССР после прошения начальника строительства ГЭС. Следовательно, ошибки были в проекте. Бросать, однако, тень на Ленгидропроект было не к месту, не вовремя. Велось строительство Асуанского гидроузла на Ниле, в Египте, где проектные работы составляла та же компания. Косвенно вину Ленгидропроекта подтверждает отсутствие наград и медалей проектировщикам. Радиостанция «Голос Америки» передавала новость о трагедии в Союзе с более, чем сотней жертв. А о репутационном ущербе СССР, как строителя подобных сооружений можно было только догадываться. Давайте вспомним еще, что это была за Самая секретная техногенная катастрофа СССР и Как едва не затопило Петербургский метрополитен Вернуться назад |