Арабские революции послужили одной из главных причин, подтолкнувших Москву к нормализации отношений с Тегераном. Попытки США сорвать этот процесс не дали результата. Пытаясь придать легитимацию новому роману с Ираном, некоторые российские эксперты ссылаются на интересы Израиля.
Представители некоторых израильских структур и экспертного сообщества выражают озабоченность тем, что, на фоне дестабилизации в арабских странах, Россия пошла на сближение с Ираном. В 2009-2010 годах, в рамках перезагрузки отношений с Вашингтоном, Москва заметно отдалилась от Тегерана. В июне-ноябре прошлого года напряженность между ними достигла небывалого уровня. Россия поддержала резолюцию Совета безопасности ООН о введении дополнительных санкций против Ирана, после чего президент Медведев подписал указ, запрещающий передачу аятоллам зенитно-ракетных комплексов С-300. Это вызвало гневную реакцию Тегерана. Президент Ахмадинежад даже позволил себе беспрецедентные нападки на российского коллегу, объявив его "рупором врагов Ирана". Однако в текущем году Россия стала прилагать усилия по снятию напряженности в отношениях с этим южным соседом. По мнению израильских экспертов, такой шаг в частности продиктован опасениями Москвы утратить позиции на Ближнем Востоке вследствие арабских революций. Особую озабоченность россиян вызывают драматические события в Египте, Ливии, Сирии. Эти государства до недавних пор были главными партнерами России на Арабском Востоке. Теперь, стремясь компенсировать их утрату для своей ближневосточной политики, Москва пытается укрепить связи с другими региональными центрами силы, среди которых выделяются Анкара и Тегеран. Последним свидетельством этого стало выступление посла России в Иране Александра Садовникова на 6-м заседании Рабочей группы по содействию развитию взаимной торговли, которая состоялась в Тегеране 25-27 апреля. Как сообщили иранские СМИ, он заявил, что Россия "никогда не закрывала и не закроет двери для сотрудничества" с этой страной, отметив, что "нельзя слепо подчиняться чьим-либо приказам". Те же источники передают слова российского посла: Москва никогда не спрашивает разрешения в вопросах касающихся сотрудничества с Ираном. Садовников уделил особое внимание запуску Бушерского реактора при участии российских специалистов. "Те, кто с пессимизмом относятся к тому, что иранская АЭС будет введена в эксплуатацию, очень скоро разочаруются", - отметил дипломат. Посылы Ахмадинежаду
|
Александр Садовников (ИРИБ) |
Выступление Садовникова стало продолжением серии заявлений российских официальных лиц, озвучиваемых с конца прошлого года в рамках усилий снять накал в отношениях с Ираном. Как отмечалось выше, напряженность между Москвой и Тегераном достигла пика в июне-ноябре 2010 года. Заключительным аккордом стала речь Махмуда Ахмадинежада, транслировавшаяся в эфире национального телевидения. "Россия отдала душу дьяволу, отказавшись поставлять в Иран зенитно-ракетные комплексы С-300", - продекларировал президент Исламской республики. Но спустя лишь месяц (и после того, как Москва поддержала введение дополнительных санкций в отношении этой страны) премьер Владимир Путин заявил телеканалу CNN: "Нет оснований подозревать Иран в том, что он стремится к обладанию ядерным оружием". А уже 17 января состоялась "примирительная" телефонная беседа президентов двух государств (после июльских нападок Ахмадинежада на Медведева и жесткой реакции на это МИД РФ). Согласно сообщению пресс-службы Кремля, стороны "подтвердили настрой на дальнейшее развитие многопланового взаимовыгодного сотрудничества". Ровно через три дня глава МИД Сергей Лавров заявил: "Отмена санкций против Ирана также должна обсуждаться" ("шестеркой" стран-посредниц в урегулировании иранской ядерной проблемы). 26 января по этому поводу выступил сам российский президент. "У международного сообщества до сих пор нет доказательств, что Иран создает ядерное оружие", - объявил Медведев на Всемирном экономическом форуме в Давосе. "Мы считаем, что ни усиление санкций, ни, тем более, применение силы, не могут считаться эффективным инструментом решения этих вопросов", - вторил ему вице-премьер Сергей Иванов. А 15 февраля глава российской дипломатии подытожил позицию Москвы: "Дальнейшие санкции будут означать ухудшение иранской экономики и создание социальных проблем для населения. Мы их поддержать не сможем, я говорю об этом честно". На этом фоне, принимая делегацию парламентариев из Тегерана, первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов заявил: "Россия и Исламская Республика Иран находятся на новом этапе конструктивного взаимодействия". Это же подтвердил председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов, которому отводится не последняя роль в региональной политике Москвы. "Россия заинтересована в развитии и расширении сотрудничества с Ираном", - отметил он на встрече с коллегами из Тегерана.
|
Сергей Лавров (фото: Mikhail Evstafiev) |
Буквально в те дни, в конце января, российская госкомпания "Атомстройэкспорт" осуществила очередной этап физического пуска Бушерского реактора. 1 марта Сергей Лавров заверил иранцев, что проблема этой АЭС имеет сугубо технический характер и будет решена россиянами в течение двух-трех месяцев. Показательно что за неделю до того, руководитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев объявил: "ВТС с Ираном не прекращалось… Ранее в Иран были поставлены наши зенитные ракетные комплексы "Тор", и мы можем осуществлять их обслуживание. Имеются возможности работать и по другим системам ПВО, которые не попадают по действие резолюции (Совбеза ООН от 9 июня прошлого года). Мы подготовили перечень возможных тем для взаимодействия с иранской стороной. И он очень немаленький". И, наконец, 14 марта состоялась очередная телефонная беседа президентов двух стран – вторая по счету за два месяца. Провокация Вашингтона Все это время американская администрация пополняла "черный список" зарубежных компаний, сотрудничающих с Ираном, параллельно добиваясь ужесточения международного давления на режим аятолл. Таким образом, вновь проявились существенные расхождения между Москвой и Вашингтоном по данной проблематике. Но, отслеживая попытки России нормализовать отношения с соседом по Каспию, Белый дом всячески афишировал свое тесное партнерство с Кремлем по иранской тематике. Американцы наверняка рассчитывали, что Тегеран заподозрит Москву в двойной игре, и разгневавшись снова пойдет на обострение (как это произошло, когда в 2010 году Россия поддержала новые санкции против Ирана, а затем отказалась от выполнения контракта по поставкам С-300). "В плане конкретной работы по политике в отношении Тегерана наши страны очень тесно сотрудничают друг с другом, - заявил 10 декабря координатор администрации США по политике в области оружия массового уничтожения Гэри Самор. "Без поддержки со стороны России мы не смогли бы принять резолюцию Совета Безопасности ООН 1929, предусматривающую ужесточение санкций в отношении Ирана", - добавил он, желая усилить эффект уже сказанного.
|
Уильм Бернс (moscow.usembassy.gov) |
11 февраля, в ходе визита в Москву, заместитель Госсекретаря Уильям Бернс также отметил в интервью изданию "Коммерсант" тесное сотрудничество США и России по иранской проблематике. Его коллега, второй заместитель Госсекретаря Дэниэль Рассель подчеркнул две недели спустя, что Москва оказывает "беспрецедентную поддержку" Вашингтону. "Россия работала вместе с нами, отказалась от поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 – раньше они этого делать не собирались", - пояснил Рассель. 4 марта старший директор по вопросам России и Евразии в Совете национальной безопасности Майкл Макфол напомнил, что июньскую резолюцию Совбеза ООН в отношении Ирана "мы приняли вместе с русскими". А неделю спустя вице-президент Джозеф Байден, находясь в российской столице, отметил: "Москва по собственной инициативе, несмотря на то, что это ей дорого обошлось, предприняла решительный шаг. Она отменила контракт по продаже Ирану систем С-300". Расчет Тегерана Иранцы не поддались на американские провокации. Тегеран предвидел подобное поведение Вашингтона. "Иран ожидает от России решений по активизации двустороннего сотрудничества в разных областях, что позволит нейтрализовать намерения некоторых государств помешать развитию ирано-российских отношений", - заявил в конце года глава парламентской комиссии по международным делам Исламской республики Алла эд-Дин Боруджерди. В последние месяцы Иран всячески поощряет Россию к оживлению сотрудничества, руководствуясь несколькими мотивами. Во-первых, на фоне растущего давления со стороны США иранцы заинтересованы в интенсификации экономических связей с северным соседом. Во-вторых, им необходима координация с Москвой для наращивания влияния на Южном Кавказе, в Центральной Азии и Афганистане. За счет этих направлений внешней политики Иран стремится преодолеть международную изоляцию, обезопасить свои северные и восточные рубежи, а также минимизировать влияние в регионе США и Израиля. И, в-третьих, заигрывая с Москвой, Исламская Республика явно пытается внести разлад между постоянными членами Совбеза ООН, которые имеют решающий голос в принятии резолюций по иранской проблематике. Стараясь подтолкнуть Москву к нормализации отношений, Тегеран подчеркивает те дивиденды, которые она может с этого получить. С учетом российских интересов, особое значение отводится экономике. Как сообщил в конце апреля замминистра торговли Ирана Хамид Сафдель, если брать в расчет непрямую торговлю, товарооборот с Россией в 2010 году составил около 4 млрд долларов. В свою очередь, глава ирано-российской межпарламентской группы Мехди Санаи, находясь в Москве, в начале февраля заявил, что Тегеран стремится повысить уровень товарооборота до 10 млрд.
|
Али Акбар Салехи (planalto.gov.br) |
Кроме того, на фоне дестабилизации Арабского Востока и вызовов безопасности России на южном направлении, иранцы акцентируют внимание на региональных дивидендах сотрудничества. "Иран и Россия являются двумя соседними странами, которые могут оказывать влияние на обстановку в регионе", - заявил в декабре и.о. главы МИД Исламской республики Али Акбар Салехи. "Мы считаем, что у России большая возможность играть более значимую роль в этом регионе (на Ближнем Востоке), и Иран в этом плане готов поддержать Россию", - отметил месяц спустя упоминавшийся Мехди Санаи. Затем, в начале февраля, иранский посол в Ереване Сейед Али Сагаян подчеркнул, что Россия и Иран, наравне с Турцией, не допустят возобновления военных действий между Азербайджаном и Арменией (как раз в конце года Ахмадинежад заявил о готовности взять на себя роль посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта). А в апреле в Москве состоялся очередной раунд консультаций по Афганистану на уровне замминистров иностранных дел России и Ирана. "Хотя американцы имеют очень мощное присутствие в арабских странах и имеют очень тесные связи с их правителями, мне представляется, что они не смогут управлять всеми процессами в этом регионе. Остальные страны, конечно, будут противостоять США. Иран и Россия, в том числе", - заявил 5 апреля замминистра иностранных дел Исламской республики Мохаммад Али Фатхоллаи. Таким образом, стараясь подорвать сотрудничество России с США по иранской проблематике, Тегеран "эксплуатирует" не только экономические интересы Москвы, но и ее извечные страхи перед угрозой с юга (подобные опасения заметно обострились на фоне арабских революций, а также предстоящего ухода США из Ирака и Афганистана). Судя по многочисленным высказываниям российских официальных лиц за последние месяцы, такая стратегия Ирана приносит свои результаты. Израиль как "прикрытие" Любопытно, что с оживлением диалога Москвы и Тегерана некоторые представители российского экспертного сообщества попытались придать легитимацию этим связям в контексте интересов Иерусалима. "Мне кажется очень важным, чтобы Россия сыграла свою посредническую роль в отношениях между Ираном и Израилем, - заявил 20 января в интервью радиостанции "Голос России" руководитель Центра восточных исследований Дипакадемии МИД Андрей Володин. - Это, конечно, не ближняя перспектива... Но все равно усилия на этом направлении тоже надо прилагать и использовать, так сказать, малейший шанс для того, чтобы Россия выдвинула посредников в отношениях между Ираном и Израилем. Поскольку реально других посредников, кроме нашей страны, практически нет". В свою очередь, российский общественный деятель и мусульманский философ Гейдар Джемаль отмечал в конце марта: "Делая ставку на Москву как на главного союзника, Иран оказывается в зоне влияния оси Москва-Тель-Авив. Декларированный сионистский враг Тегерана получает через посредство Москвы канал влияния на нынешний иранский режим. Таким образом, фактически весь тыл организованного исламского противостояния Израилю в вопросе будущего Палестины и Иерусалима оказывается разрушенным. В конечном счете это ведет к новому витку отчуждения Ирана от своих арабских соседей". Схожим образом в 2006-2010 годах российские официальные лица пытались объяснить свои связи с террористической организацией ХАМАС. Москва не раз декларировала, что цель диалога с палестинскими исламистами заключается в том, чтобы убедить их отказаться от методов террора, признать Израиль и подключиться к мирному процессу. В некоторых случаях (например, после встречи президента Медведева с главой Политбюро ХАМАСа Машалем), необходимость подобных контактов объяснялась стремлением Москвы способствовать освобождению военнослужащего ЦАХАЛа Гилада Шалита. Как известно, ни одна из этих целей так и не была достигнута. Зато ХАМАС сумел повысить собственный авторитет, получив легитимацию со стороны одного из ключевых игроков международной политики. Глава МИД Израиля: Ахмадинежад пытается "расколоть" руководство России Подарок Израилю: как Иран отгонял Россию Экс-глава военной разведки: Россию нужно подключить к нейтрализации Ирана Передел Иерусалима: иранцы "заразили" премьера Армении Американский эксперт: Турция и Иран "отрывают" Азербайджан от Израиля Учли иранский фактор: Израиль назначит "второго" посла в Туркменистане
Вернуться назад
|