ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Национальные интересы в Африке: взгляд из Ганы

Национальные интересы в Африке: взгляд из Ганы


5-05-2011, 09:22. Разместил: VP

 

 

Национальные интересы в Африке: взгляд из Ганы

Данный материал подготовлен на основании заметок и статей «д-ра Осеи Кваме» (Kwame Osei). Идентифицировать данного автора не удалось: подобное сочетание как часть более длинных имён распространено среди выходцев из Ганы и может быть псевдонимом (в частности, совпадает с именем одного из правителей империи Асанте в конце XVIII – начале XIX веков[i], а также в целом с историческим наименованием государственного образования, предшествовавшего Асанте - Квамаон). Его первой статьёй, размещённой на сайте «Modern Ghana »[ii],стала «Кому принадлежит нефть Ганы?» («Who owns Ghana's oil?»), 11 июля 2010 года. Начинает Осеи Кваме с того, что вынужден разочаровать ганцев, рассчитывающих на масштабные нефтедобычу и переработку в Гане как на средство обеспечить процветание страны и её выход в ведущие экономики мира. По мнению Осеи Кваме, хотя власти Ганы и не стремятся это афишировать, ганская нефть принадлежит на самом деле не Гане, а «империалистам».

Доля правительства Ганы в огромных шельфовых нефтяных полях Жубили (Jubilee oil fields) – 23,5%, но львиная доля акций, пишет д-р Осеи Кваме, принадлежит американцам через компанию «Kosmos Energy »[iii]. Наглядным примером для предстающей в его изложении весьма неосведомлённой ганской аудитории он считает несостоявшуюся продажу 23% акций Жубили компании «Exxon», а также китайским и канадским компаниям. Размер несостоявшейся продажи, совпадающий с объёмом всей доли Ганы в расположенном в её территориальных водах месторождении, а также сам акцент публикаций структур, подобных «американскому Совету по международным отношениям», на столкновении американо-европейских и китайских интересов, Осеи Кваме полагает явным свидетельством ничтожности Ганы в глазах тех, кто «владеет её нефтью».

Затем Осеи Кваме сообщает о «докладе разведки США администрации Джорджа Буша в 2002 году», в котором якобы утверждается, что нельзя зависеть от ближневосточных запасов нефти, в то время как в Западной Африке десятки миллионов тонн ещё не используемой сырой нефти. Гану этот доклад, по словам Осеи Кваме, указывает как потенциального поставщика 50% нефтяного импорта США к 2015 году.

Следует ремилитаризация Африки с помощью создания командования США AFRICOM.

Между тем «на африканском направлении» активизируется Китай. Разведка сообщает руководству этой стремительно развивающейся экономически страны, что «нужна африканская нефть», которая на сегодняшний день обеспечивает 15% китайских потребностей, а к 2015 может обеспечивать 30%. По мнению Осеи Кваме, Китай «стремится реколонизовать Африку[iv], оставив её жителям только возможность рубить деревья и черпать воду». Этому должно способствовать то, что не имеющие возможности извлекать достаточно выгоды из своих ресурсов жителям континента нужно идти на поклон за займами к тем же Китаю и США, которые их ресурсы и эксплуатируют. Тем самым закабаляя себя. При этом Осеи Кваме полагает, что само правительство Ганы, в отличие от её населения, в накладе не останется. Спустя какое-то время Осеи Кваме вернулся к теме нефти в Гане, предупреждая о печальных уроках Габона, Экваториальной Гвинеи и Нигерии, где разработка ресурсов зарубежными компаниями привела к «коррозии демократии». Особо он сакцентировал пример дельты Нигера, где идёт кровопролитная партизанская война местных общин, чья земля загрязнена, хозяйство у которых отнято, и сколько-нибудь справедливой доли нефтяной ренты которым не выплачивается.

Свою вторую статью на сайте д-р Осеи Кваме посвятил моде на обеление кожи, распространяющейся среди ганских женщин. Автор счёл это признаком «порабощения и культурного империализма». В противовес этому он приводит тот пример, что к моменту своего прихода в Африку европейцы «уже знали, что Бог был африканец, и что Иисус и Мария были африканцы», о чём свидетельствуют изображения их чернокожими в церквях Англии, Франции, Германии, Испании, Португалии, России, делавшиеся вплоть до 1600-х годов.

Но, обнаружив в ставшей к тому моменту отсталой Африке несметные богатства, они – европейцы – решили их заполучить, и Папа Римский Пий приказал художнику Микеланджело перерисовать изображения Иисуса и Марии на белые. Далее автор утверждает, что оригинальное христианство вышло из Африки, и что первая женщина на Земле была чернокожей[v], присовокупляя описания вредных последствий обеливающих кожу процедур. Уделив внимание вопросам развития в Гане футбола (большое беспокойство у него вызвало европейское происхождение главного тренера национальной сборной), 28 июля 2010 года д-р Кваме опубликовал заметку, посвящённую Дню эмансипации 1 августа (Emancipation Day), в которой подчеркнул, что благополучие Европы и США, а также развитие государств Карибского бассейна и современной банковской системы зиждились на труде и стоимости вывезенных из Африки, в большом количестве из Ганы, рабов. Выходцы из этих африканцев создали, в частности, такие изобретения, как транспортные фары, вертолёт, персональный компьютер[vi], приборы навигации для самолётов, телефон, мобильный телефон и т.д. Но в сегодняшней Африке, включая Гану, в экономике хозяйничают европейцы, индийцы, арабы и китайцы, политическая элита продажна и обезьянничает, а общество подпадает под культурную гегемонию Европы[vii]. В статье «Подлинная история роста цен на электричество» («The rise in electricity prices: the untold story») Осеи Кваме приводит факты, доказывающие, что вина лежит не на электрокомпаниях Ганы, а на условиях займов Международного валютного фонда ганскому правительству.

5 сентября 2010 года он опубликовал статью «Почему Всемирный Банк разрушит Гану» («Why The World Bank WILL RUIN Ghana»). Он указал, что под руководством первого президента независимой Ганы д-р Кваме Нкрума[viii] были созданы благоприятные условия для успешного развития страны: проведена индустриализация, сформированы системы образования и социального обеспечения, развивались одновременно и государственный, и частный, и промышленный и агросектора. В 1963 году была принята 7-летняя программа национального развития, которая должна была привести к весьма позитивным для всех жителей Ганы результатам.

Однако 24 февраля 1966 года в результате переворота Нкрума был свергнут. По мнению Осеи Кваме, ссылающегося на некие рассекреченные документы ЦРУ, тому предшествовал сознательный саботаж Западом мировых цен на какао в течение двух лет, вследствие чего Гане ради выполнения принятой программы развития пришлось искать кредит.

В итоге переворота экономическая ситуация только ухудшилась[ix], и пришедшие к власти в 1980-1982 годах представители Национально-демократической коалиции (PNDC) уже напрямую выполняли указания МВФ и Всемирного Банка в рамках Программы по оздоровлению экономики (Economic Recovery Programme (ERP)).

Последовавшие отпуск цен, приватизация, «либерализация» допуска на местные рынки иностранных агентов привели к массовой безработице, нарушению внутренних и региональных экономических связей, упадку целых отраслей. И всё это продолжается до сих пор.

Среди условий займа Всемирного Банка, выделенного Гане в 2009 году, указывает Осеи Кваме, не афишируемые населению Ганы продажа контрольных пакетов государства в Коммерческом Банке Ганы, Банке агрокультурного развития, нефтеперерабатывающей «Tema Oil Refinery», национальной телерадиовещательной корпорации и Банке Ганы.

Чтобы вырваться из этих цепей, считает Осеи Кваме, Гане нужно «революционное лидерство» и «политика национальных интересов и экономической эмансипации». Однако, он не поясняет, в чём она может заключаться. Но вот в статье «Inside Afrika: Trade not Aid» он поясняет, что Африке нужна не закабаляющая её помощь, а более свободный доступ на зарубежные рынки. А в заметке «A Better Ghana?» Осеи Кваме призывает Гану следовать примеру Китая, Сингапура и Малайзии, свободных от диктата МВФ и Всемирного Банка и оставляющих бОльшую часть доходов от эксплуатации естественных ресурсов у себя.

20 сентября 2010 года д-р Осеи Кваме прокомментировал решение правительства Ганы позволить ввоз генномодифицированных продуктов. Осеи Кваме указал, что британский принц Чарльз предостерегает от употребления и выращивания ГМО. То же он повторил и 3 апреля 2011 года. События в Тунисе, Египте и так далее Осеи Кваме в соответствующих заметках приветствует как подъём народных масс против спонсируемых зарубежными компаниями диктаторов и компрадоров. Можно было бы предположить, исходя из его риторики, что нечто похожее он предполагает и для Ганы. Но в материале с характерным заголовком «Под Ганой мина с часовым механизмом!», он, предупреждая политиков и медиакомментаторов, повторяющих, что Гана – это оазис стабильности и мира, о возможности и здесь сценария Руанды (кровопролитнейшая гражданская и межэтническая война), призывает всех использовать инструменты демократии, диалога и кооперации, чтобы сохранить мир и законопорядок. При этом зарубежное вмешательство в дела Ливии, где часть населения поднялась во имя более честной и справедливой демократии», он осуждает, считая, что ливийцы должны разобраться сами. По крайней мере, это для них лучше, чем стать жертвами коммерческих интересов стран Запада, прикрываемых гуманитарными лозунгами. Ситуация же в Кот-д’Ивуаре, где Лоран Гбагбо, помнению Осеи Кваме, пытался вырвать страну из цепей навязанного франкофонной Африке французского империализма[x] и его англосаксонских союзников, им рассматривается как показательный пример столкновения белого европейского империализма с африканским освобождением. Осеи Кваме указывает, что Кваме Нкрума боролся за единые африканские рынок, банк и валюту, армию и сознание, для защиты от колонизаторов. Соответственно, он призывает всех африканцев единиться в борьбе с империализмом.

 

[i] Encyclopædia Britannica Online http://www.britannica.com/EBchecked/topic/433848/Osei-Kwame

 

[ii] Этот популярный в международном интернете сайт был создан, по официальной информации, «Modern Ghana Media Communication Ltd». (http://www.yellowpages.gh/home/companydetails.asp?tlink=home&catname=13&ec1=&lc=444&ec2=&CN=54884&Name=Modern+Ghana+Media+Communication+Ltd.&CD=com) или «Modern Ghana Media Group» в 2005 году (http://gh.linkedin.com/in/modernghana). По именам в качестве создателей и администрации упоминаются только Брайт Оусу (Bright Owusu), учившийся в Великобритании (http://uk.linkedin.com/pub/bright-owusu-kumih/15/757/357) обитатель Нидерландов, программист, и Роджер Агана (Roger Agana), менеджер веб-проекта. Брайт Оусу: «Мы устали от сайтов, которые продвигают только форумы с взаимными оскорблениями, неуважением к старшим и недостоверными новостями. Мы хотим делать сайт, рассказывающий всему миру о Гане. Гана – наш дом, и мы должны взявшись за руки хранить её целостность и культуру». http://www.flickr.com/groups/1160179@N25/ На другом сайте тот же или другой Брайт Оусу выступает в качестве обозревателя http://www.ghanamma.com/author/admin/ «Modern Ghana Media Group» объявляет себя также создателем двух веб-проектов, посвящённых Нигерии: «The Nigerian Voice» и «Nigeria Films», и те же два человека их курируют. При этом материнская компания «ModernGhana Services» (реклама в Интернете и хостинг) существует с 1997 года, а в год создания «Modern Ghana» стала сертифицированным золотым партнёром компании «Майкрософт» (Microsoft Certified Gold Partner). http://www.modernghana.com/service/about_us/ Основной партнёр в СЕО – калифорнийская «Software Solution Consultant Company» (http://www.websolutionconsulting.com/)

 

[iii] созданная для операций в Западной Африке, компания приписывает себе открытие запасов нефти в Жубили. Основная часть акций компании принадлежит «Blackstone Group LP» и «Warburg Pincus LLC.»).

 

iv] Подробнее Осеи Кваме пишет об этом в статьях «The China/Afrika relationship – A new form of economic enslavement?» и «The Chinese incursion of Ghana - in the national interest?». В последней он особо подчёркивает опасность «традиционной китайской медицины», которую начинают популяризировать в Гане.

 

[v] Подробнее о пьедестале африканских женщин со времён Древнего Египта Осеи Кваме рассказывает в статье «Afrikan History Month - A Tribute to the Afrikan woman»

 

[vi] Подробней в «Afrikan pioneers in computer technology», «Tribute to the REAL father of the Internet» и «Afrikan pioneers in PC technology».

 

[vii] Этому Осеи Кваме посвящает статью «Western culture: The cause of Ghana's decadent society». В ней он, в частности, возмущается противоречащим учению Библии гомосексуализмом, ставшим нормальным явлением в Европе (попутно он отмечает, что Платон, Сократ и Аристотель были гомосексуалистами) и теперь пускающим корни в Африке и Гане, развратной западной модой женской одежды, теперь распространяющейся среди женщин Ганы, говорит о цивилизации темнокожих мавров, познакомивших Европу с настоящей демократией, о древнем египтянине Имхотепе, чьё медицинское учение вместе со знаниями чернокожих египтян стало основой греческой цивилизации… В статье о недостатках системы образования в Гане он относит к ним то, что она ориентирована на Европу, что ганцев учат быть потребителями, формируя у них культуру зависимости, что ганцы начинают хотеть уехать на Запад, что им даётся больше теории, чем практических навыков, и что навыков, необходимых для современного глобального контекста, им не даётся. Попутно все науки он выводит корнями из Африки. И указывает на необходимость развития аналитического мышления, африканоцентричного мировоззрения, технологической грамотности, стремления быть первым и самоуважения.

 

[viii] Подробнее о Кваме Нкрума Осеи Кваме рассказывает в статье «A tribute to an Afrikan Colossus: What Dr. Kwame Nkrumah did for Ghana and why Ghanaians should remember him».

 

[ix] Подробнее Осеи Кваме пишет об этом в статье «Ghana and the IMF». Ещё в одной заметке он говорит, что бывшая при Нкруме экспортёром продовольствия Гана стал теперь его импортёром (http://www.modernghana.com/news/322076/1/the-world-bank-and-afrika.html).

 

[x] Среди его союзников в Западной Африке он указывает на правящих с большим количеством нарушений прав человека Поля Бийя (Paul Biya) в Камеруне (29 лет у власти), «династию» Эйядема (Eyadema) в Того (более 40 лет у власти), Блеза Кампоре (Blaise Campore) в Буркина-Фасо (24 года у власти).


Вернуться назад