ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > ФСБ проверит схему вывода за рубеж денег на трассу Москва — Петербург

ФСБ проверит схему вывода за рубеж денег на трассу Москва — Петербург


28-04-2011, 16:49. Разместил: VP
28 апреля, 15:48 |  Юлия Котова

Защитники Химкинского леса обратились в ФСБ с просьбой установить реальных владельцев компании, строящей трассу Москва— Санкт-Петербург. Обращение активистов основано на собранной ими информации, свидетельствующей, что акционерами ООО СЗКК являются офшорные компании, владельцы которых неизвестны. Защитники леса не исключают, что за этим могут стоять лица, лоббировавшие строительство трассы через Химкинский лес.

 

Движение в защиту Химкинского леса заявило о раскрытии схемы вывода за рубеж денежных средств, предназначенных для строительства трассы Москва— Санкт-Петербург. Как рассказала GZT.RU Евгения Чирикова, активисты собрали информацию, свидетельствующую о том, что определенные доли в ООО СЗКК, которое выступает концессионером проекта, принадлежат нескольким офшорным компаниям. При этом в официальных документах, как утверждают активисты, упоминания об этих акционерах отсутствуют.

 

«Мы выяснили, что при реализации проекта трассы Москва— Санкт-Петербург построена такая схема по собственникам, которая позволяет выводить деньги в офшорные структуры. Это целая сеть офшоров— на Кипре, Виргинских островах и в Ливане,— рассказал Евгения Чирикова.— При этом нам удалось выяснить владельца только одного офшора— это Аркадий Роттенберг. Владельцы других офшоров нам неизвестны. Поэтому мы обратились в ФСБ с просьбой выяснить, кто эти люди».

 

...   Обращение Евгении Чириковой к главе ФСБ Александру Бортникову

Кто строит трассу через Химкинский лес

 

Концессионером проекта строительства автодороги Москва— Санкт-Петербург выступает консорциум ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК). Основными учредителями ООО СЗКК изначально являлись компания ООО «Н-Транс» и французский концерн Vinci. В дальнейшем в состав учредителей ООО СЗКК вошел бизнесмен Аркадий Ротенберг.

Согласно официально распространенной информации, говорится в обращении защитников леса, ООО СЗКК принадлежит в равных долях французскому концерну Vinci и российской компании «Н-Транс», собственниками которой, в свою очередь, являются несколько физических лиц.

 

Однако информация, собранная активистами, свидетельствует о том, что в действительности собственником ООО СЗКК является зарегистрированная во Франции компания Vinci Concession Russie, которая только на 39% принадлежит «материнской» компании Vinci Concession. Остальными владельцами Vinci Concession Russie, по данным защитников активистов, являются зарегистрированная в Ливане фирма IBC SAL Beirut (11%) и кипрская компания Sunstone Holding Limited (50%).

 

Sunstone Holding Limited, в свою очередь, принадлежит двум другим кипрским офшорам: Croisette Investments Ltd и Littoral Investments Ltd. При этом все три компании (Sunstone, Croisette и Littoral) имеют один и тот же юридический адрес.

 

Половиной Croisette Investments владеет Аркадий Ротенберг, которому принадлежит 18% ООО СЗКК. Основным владельцем Sunstone Holding является расположенная на Британских Виргинских островах компания Peak Shores Investment. Данная компания, как отмечают защитники леса, пользуясь местным законодательством, не раскрывает данных о своих акционерах.

 

Эту информацию, по словам Чириковой, собирали со всего мира. «Мы обратились к Bank Watch [международная организация, наблюдающая за действиями банков. — GZT.RU], они помогли нас со сбором информации. Работали наши волонтеры. Помогали юристы "Гринпис". Все вместе собрали очень серьезный пакет»,— рассказала она.

«Офшоры могу принадлежать даже российским чиновникам»

По словам активистки, существуют основания полагать, что офшоры могут принадлежать людям, лоббирующим строительство трассы через Химкинский лес.

 

«Мы предполагаем, что за этим могут стоять лица, принимающие решения. Может быть, даже российские чиновники, которые заинтересованы в том, чтобы проект реализовывался по этой схеме,— отметила Чирикова в разговоре с GZT.RU.— Это совершенно не экологическая информация, поэтому мы были вынуждены обратиться за помощью в ФСБ».

 

Обращение Евгении Чириковой к главе ФСБ Александру Бортникову

28 апреля, 14:11 |  GZT.RU

Директору Федеральной службы безопасности России

 

Бортникову А. В.


Уважаемый Александр Васильевич,

 

В процессе своей общественной деятельности в качестве лидера Движения в защиту Химкинского леса, я столкнулась с информацией, которая, на мой взгляд, выходит за пределы экологической тематики и имеет прямое отношение к сфере деятельности Вашей организации.

 

Известно, что концессионером по печально известному проекту, предусматривающему прокладку фрагмента 15–58 км платной автодороги через Химкинский лес, выступает ООО «Северо-Западная концессионная компания» (ООО «СЗКК», NWCC LLC). Согласно официально распространенной информации, NWCC LLC принадлежит в равных долях французскому концерну Vinci и российской компании «Н-Транс», собственниками которой, в свою очередь, являются несколько физических лиц.

 

Проведенные исследования показывают, однако, иную картину. 100% собственником NWCC LLC является зарегистрированная во Франции компания Vinci Concession Russie.

 

При этом собственно «материнская» компания Vinci Concession владеет лишь 39% данной компании. Помимо Vinci, в число ее собственников через компанию Vosstran Invest SA входит зарегистрированная в Ливане фирма IBC SAL Beirut совместно с группой физических лиц (насколько известно— граждан Ливана, Сирии и Франции). Им в общей сложности принадлежит 11% NWCC LLC.

 

Основная же доля (50% Vinci Concessions Russie) принадлежит кипрской компании Sunstone Holding Limited. Ей, в свою очередь, владеют два других кипрских оффшора: Croisette Investments Ltd и Littoral Investments Ltd. При этом все три фирмы (Sunstone, Croisette и Littoral) зарегистрированы по одному и тому же юридическому адресу: 20 Omirou str, Ayios Nicolaos, 3095 Limassol, Cyprus. Половиной Croisette Investments владеет Аркадий Ротенберг через еще один кипрский оффшор Olpon Investments Ltd. Ему принадлежит порядка 18% концессионера по проекту— NWCC LLC.

 

Основным же владельцем Sunstone Holding является расположенная на Британских Виргинских островах компания Peak Shores Investment. Ей принадлежит (через Croisette Investments и Littoral Investments) 32% концессионера по проекту.


При этом данная компания не приводит каких-либо данных о своих реальных владельцах и акционерах даже в свой регистрационной документации (что разрешается законодательством Британских Виргинских островов).

 

В этой связи следует подчеркнуть, что весь рассматриваемый проект отличается рядом характерных особенностей:

 

1) компания, имеющая опыт строительства и эксплуатации автодорог (Vinci Concessions) реально обладает правом собственности лишь на 39% концессионера по проекту ООО «СЗКК». Все остальное— принадлежит абсолютно неизвестным на рынках компаниям с Британских Виргинских островов, Кипра, Ливана.

 

2) Капитал многих вовлеченных в проект компаний крайне мал (например, капитал Sunstone составляет менее 2000 Евро, то же самое— для Croisette Investments и Littoral Investments). Капитал компании Peak Shores Investment с Британских Виргинских островов составляет $50,000. При этом ей принадлежит почти третья часть права собственности (и, по-видимому, прибыли) по концессии общей стоимостью около 60 млрд. руб. (порядка $2,000,000,000).

 

3) Использование цепочек оффшоров (Sunstone— > Croisette Investments + Littoral Investments— > Peak Shores Investment) в сочетании с сокрытием информации об учредителе и руководящем персонале Peak Shores Investment затрудняет идентификацию реальных собственников и выгодоприобретателей по проекту.

 

4) Выбор компании NWCC LLC в качестве концессионера по проекту производился на основании крайне непрозрачной и сомнительной процедуры. Так, например, 6 ноября 2008 года в СМИ было объявлено о том, что «Конкурс на заключение концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации участка платной автодороги Москва— Санкт-Петербург на участке с 15-го по 58-й километр признан несостоявшимся из-за недостаточного количества заявок, соответствующих требованиям» Тем не менее, уже 30 октября ООО «СЗКК» было признано победителем— хотя повторный конкурс, очевидно, не мог быть проведен в столь короткий срок, а каких-либо новых заявок не поступало. Более того согласно действовавшему на тот момент законодательству, норма пункта 5 части 3 статьи 105 Лесного кодекса запрещала в лесопарках «размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений», а норма части 6 ст. 86 Земельного кодекса запрещала перевод земель лесного фонда занятых зелеными зонами и лесопарками в земли иных категорий. Таким образом, условия конкурса противоречили действующему законодательству России, что исключало законопослушные компании из числа участников конкурса.

 

5) В ходе реализации проекта чиновниками Министерства транспорта РФ, ФГУ «Дороги России», ГК «Автодор», исполнительными властями и органами внутренних дел Московской области и Городского округа Химки— неоднократно предпринимались действия, направленные на отстаивание интересов концессионера по проекту— в ущерб требованиям законодательства и интересом России. Данные действия выходят далеко за пределы, диктуемые необходимостью выполнения своих должностных обязанностей. В частности:

  • Министерство транспорта РФ, а именно Министр Левитин И. Е. фактически саботировал объявленные Президентом Медведевым общественные и экспертные обсуждения проекта трассы, приняв 14 декабря 2010 года решение о продолжительности строительства трассы по выбранному маршруту, не дожидаясь заключений независимой экспертной комиссии и проигнорировав предложенные ей альтернативные варианты строительства, способные минимизировать стоимость стройки и обеспечить более эффективное решение транспортной проблемы.
  • И.о. Генерального директора ФГУ «Дороги России» Журавлев А. А. подписал с субподрядчиком— ООО «ПО Теплотехник» (осуществляющем подготовительные работы по данному проекту) дополнительное соглашение, прямо провоцирующее последнего на нарушение действующего законодательства, требуя не прекращать выполнения работ, невзирая на «любые административные процедуры, связанные с наложением запретов на осуществление работ» и даже «вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность подрядчика в соответствии с законом». При этом срок действия самого госконтракта неоднократно переносился, хотя действующее законодательство не предусматривает переноса срока действия обязательств по госконтракту.
  • 26 апреля заместитель Председателя ГК «Автодор» Сергей Кельбах заявил о том, что намерен подписать с концессионером по проекту (ООО «СЗКК») дополнительное соглашение, предусматривающего выплату Россией концессионеру штрафов за приостановку работ, вызванную протестами населения . Учитывая, что такая приостановка уже имела место летом этого года, и повторение ее весьма вероятно, поскольку экологические проблемы проекта не сняты— подписание указанного соглашения с высокой вероятностью принесет дополнительный доход концессионеру в ущерб интересам России.
  • Органы внутренних дел Московской области и Городского округа Химки постоянно и демонстративно отказываются проверять какие-либо разрешительные документы у лиц, осуществляющих работы по данному проекту. При этом активисты, указывающие полиции на признаки преступления (незаконная вырубка деревьев, производство работ без разрешения на строительство)— необоснованно задерживаются в предельно грубой форме, никакой проверки по их устным и письменным заявлениям не производится. Например, 19 апреля 2011 года полковник полиции начальник МОБ УВД по г. о. Химки Цуриф Владимир Хасанович проигнорировал неоднократные сообщения о возможном преступлении и отдал незаконный приказ о задержании активистов (видео с места событий).
  • Другие примеры отстаивания интересов инвестора со стороны должностных лиц можно найти в разд. 3 Независимой экологической экспертизы.

6) Условия концессионного соглашения в целом являются крайне невыгодными для российской стороны, поскольку все финансирование по проекту осуществляется из средств государственного бюджета (на стадии подготовительных работ), и из средств российских банков, контрольный пакет акций которых принадлежит государству (Сбербанк, ВЭБ). Концессионер при этом не несет никаких обязательств по финансированию проекта. Особо следует отметить, что российская сторона предоставляет для реализации данного проекта лесные земли по символической стоимости 1 руб. за квадратный метр.


Сказанное позволяет предположить за данным проектом наличие коррупционной схемы, направленной на получение прибыли по проекту лицами, тем или иным образом аффилированными с должностными лицами в руководстве Министерства транспорта, ФГУ «Дороги России», ГК «Автодор», а также Московской области и Городского округа Химки, для сокрытия аффилированности которых используются оффшорные компании.

 

В связи с этим, прошу считать мое обращение заявлением о возможном преступлении, угрожающем интересам России в целом, способных нанести государству финансовый и моральный ущерб в особо крупных размерах, а также принять следующие меры для пресечения и расследования преступной деятельности.

 

1) Установить истинных владельцев, руководителей и выгодоприобретателей компании Peak Shores Investment, зарегистрированной на Британских Виргинских островах.

 

2) Установить истинных владельцев, руководителей и выгодоприобретателей компании IBC SAL Beirut, зарегистрированной в Ливане.

 

3) Произвести проверку установленных лиц по пп. 1) и 2) лиц на предмет аффилированности с должностными лицами, принимающими решения по данному проекту.

 

4) Произвести проверку обстоятельств проведения в 2008 году конкурса на выполнение работы, условия которого противоречили действующему законодательству и победителем которого было признано ООО «СЗКК», а также принять меры к аннулированию результатов данного конкурса.

 

5) Провести проверку обстоятельств подписания Журавлевым А. А. дополнительного соглашения, требования которого предписывали субподрядчику нарушать действующее законодательство, а также обстоятельств подписания и продления срока действия госконтракта 18-ГК/08 в целом.

 

6) Проверить условия планируемого концессионного соглашения между ГК «Автодор» и ООО «СЗКК» на предмет наличия пунктов, нарушающих законодательство или противоречащих интересам России. В частности, проверить обоснованность и оправданность установления штрафных санкций в пользу концессионера с учетом того, что все финансирование проекта осуществляет российская сторона.

 

7) Проверить действия органов внутренних дел Городского округа Химки и, в частности, полковника Цурифа на предмет соответствия требованиям закона «О полиции», а также возможной личной заинтересованности в продвижении данного проекта.

 

8) До завершения перечисленных проверок— настоятельно прошу принять меры по предотвращению любой деятельности, направленной на дальнейшее совершение преступления или сокрытие его следов, включая проведение любых работ вдоль планируемой автотрассы, включая подписание любых дополнительных соглашений или новых контрактов с ООО «СЗКК» .

 

С уважением,

Евгения Чирикова

 

Источник: ECMO.ru

 

Адрес статьи: http://www.gzt.ru/addition/-obraschenie-evgenii-chirikovoi-k-glave-fsb-/358888.html

 

 


Вернуться назад