ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Почему не нужно делать чужую работу
Почему не нужно делать чужую работу13-10-2021, 12:21. Разместил: Око Политика |
Коллега потребовала от программиста заменить ей картридж. Банальная просьба закончилась сначала ссорой между коллегами, а потом, к моему удивлению, и ожесточённым спором в комментариях. Процитирую для начала саму историю: https://www.anekdot.ru/id/1253947/ Я программист, пишу на 1C, PHP, HTML, CSS и так далее. У нас уволился парнишка, который администрировал сеть, заправлял картриджи, решал проблемы с поломками. В комментариях одни заняли сторону программиста, другие указывали, что коллегам надо помогать — хотя бы ради общего дела. Третьи говорили, что делать чужую работу нельзя, так если что-нибудь сломаешь, за это могут наказать. Пришли и свидетели СССР, которые нашли повод поговорить за эксплуатацию рабочего класса и бездуховный капитализм. Некая предпринимательница даже выдала проникновенный пост в том духе, что она всегда помогала, будучи наёмной работницей, а сейчас, когда у неё собственная фирма, она без колебаний уволит каждого, кто откажется помогать. И действительно, прописать все ситуации в служебных обязанностях невозможно. Если в автосервисе сломается, например, водопроводный кран в подсобке, кому-то из мастеров надо будет его починить, потому что вода нужна для работы прямо сейчас, а сантехник придёт только послезавтра. Какой-нибудь мастер может, конечно, встать в позу и сказать, — «это не моя работа, я чиню только автомобили». Но в переводе со жлобского на русский это будет означать другое — «я не хочу вкладываться в общее дело, пусть за меня поработают коллеги». Теоретики уверяют, что каждую работу должен делать специально обученный профессионал. Отвечу известными словами Дональда Трампа: «звучит хорошо, на практике не работает». Даже в больших корпорациях служебные обязанности сотрудников размыты довольно сильно. В небольших же фирмах универсалом приходится быть каждому — сейчас ты делаешь шаверму, а через час ты моешь окно, так как должности мойщика окон в штатном расписании нет. Вместе с тем обычно можно провести чёткую грань между производственной необходимостью и дурной экономией. К примеру, я видел несколько фирм, в которых офисных сотрудников заставляли разгружать автомобили. Это подавалось как тимбилдинг — дескать, давайте отвлечёмся на 20 минут от работы и перенесём рекламную продукцию к нам в офис. Когда в этом шоу участвует лично руководитель фирмы, рядовые сотрудники терпят барскую придурь относительно спокойно — те из них, во всяком случае, у кого ещё нет проблем со спиной. Когда же директор сидит в кабинете, а «тимбилдингом» занимаются рядовые сотрудники, у большей части в голове роятся мысли в духе «достаточно ли мне платят, чтобы я продолжал маяться такой ерундой». И действительно: если нет ничего экстренного, если товар стабильно приходит к тебе два раза в неделю, можно или нанять грузчика, или сразу заказать доставку с подъёмом на этаж. История с программистом и картриджем, с которой я начал, относится к той категории, когда делать чужую работу было бы неправильно. Во-первых, замена картриджа — пользовательская операция, просительница справилась бы с ней самостоятельно. Там нет ничего сложного: открыл, вынул, вставил, закрыл. Иногда ещё нужно не забыть выдернуть защитную ленточку, но это нарисовано прямо на картридже, в виде комикса. Аналогия с уборщицей верна — требовать от постороннего сотрудника поменять тебе картридж столь же нелепо, как требовать от него вымыть тебе пол: некрасиво просить других сделать то, что ты делать просто не хочешь. Это как требовать от коллег покупать печенье и кофе, чтобы ты бесплатно ел — они не обязаны оплачивать твою еду. Во-вторых, что ещё важнее, работа программиста коренным образом отличается от работы «эникея», который меняет картриджи, носит компьютеры с места на место и помогает скачать с интернета картинку лошади. Программист должен сидеть в тихой комнате и сосредоточенно думать над своей задачей, это его профессиональная обязанность. Если постоянно отвлекать программиста, скорость его работы упадёт в несколько раз. Представьте, что программист согласился поменять картридж просительнице. Через пару дней вся фирма будет знать, что обязанности ушедшего сисадмина выполняет теперь программист. Беднягу будут дёргать каждые полчаса, и его основная работа, — программирование, — встанет колом. А когда в конце месяца начальство спросит о выполнении плана, ответ «я ничего не успел, так как бегал по этажам и менял картриджи всем подряд» навряд ли признают удовлетворительным. Впрочем, программист мог ответить своей хитрой коллеге и тактичнее. Примерно так: «с радостью помог бы, но мне надо уложиться в сроки, чтобы не получить выговор от руководства. Позвоните мне через месяц — может быть, будет посвободнее со временем». PS. Это восемьдесят вторая статья из серии «Размышления о ведении бизнеса в России». Предыдущие статьи серии можно найти вот здесь: https://olegmakarenko.ru/tag/Размышления о ведении бизнеса в России Вернуться назад |