ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > От эрзац-образования к эрзац-существованию
От эрзац-образования к эрзац-существованию21-04-2011, 12:09. Разместил: VP |
||
Он считает, что перевод образования в сферу услуг приведет к полному разгрому классической отечественной системы образования, которую многие специалисты до сих пор считают одной из лучших в мире.
– С чего начались новейшие проблемы в образовании? – Всё началось с того, что образование перешло в сферу услуг. А это не просто изменение формулировки, это смена парадигмы, смена философии. Услуга, как известно, предоставляется тем, кто в ней нуждается. Рассуждения «реформаторов» были, очевидно, просты: «Почему платить должно государство? Пусть платит тот, кто услугу получает».
Следуя этой «истине» детские музыкальные, художественные, хореографические и прочие школы перевели в разряд дополнительного образования, ликвидировав начальное профессиональное образование. Это была первая ласточка начавшегося разгрома художественного образования. А сейчас понятно, что и образования вообще.
– Неужели некому было высказаться против? – Существует открытое письмо деятелей культуры и искусства к президенту, премьеру, генеральному прокурору и главе следственного комитета о варварском подходе Министерства образования к образованию в сфере культуры и искусства. Моя подпись там тоже стоит.
Инициатива изменения системы образования принадлежит министерству образования. Они нас долго пугали Болонским процессом. Я присутствовал на нескольких международных образовательных конференциях. Представители Болонского процесса ни в коей мере не претендуют на изменение нашей системы образования. Как раз наоборот, они уверены, что она даёт прекрасный результат. Их цель – приравнять дипломы, а не изменять систему.
То же введение института бакалавров и магистров нужно не представителям Болонского процесса, а нашему министерству.
– Каковы результаты? Один ощутимый результат мы уже получили – это уровень знаний студентов, поступивших на первый курс. Благодаря ЕГЭ выпускной класс школы – это уже не учёба, а «натаскивание» на правильные ответы – в какой клеточке какую галочку поставить.
Введение списка обязательных предметов и предметов по выбору приведёт к тому, что 999 школьников из тысячи выберут что полегче. Потом всё это отразится на высшей школе в такой последовательности: сначала – ниже уровень студентов, потом – аспирантов, преподавателей, научных разработок. А потом – и самого вуза.
То, что новая система даёт шанс провинциалам учиться там, где они хотят…
В массовом применении, думаю, это просто красивый «социально значимый» фантик – не более того. Сегодня, конечно появилась возможность состязаться провинциалам и столичным абитуриентам как бы «на равных». Но только при поступлении. А потом мы всё равно получим разные результаты. И не только в смысле подготовки, но и в смысле их дальнейших возможностей.
– А что самое страшное в этой реформе? – Самое страшное в реформе образования – невежество. Невежды всегда ищут простой вариант, они не умеют прогнозировать. Это большая опасность для страны.
– А не кажется ли Вам, что ещё реформа ограничивает возможность развития нестоличных центров науки, искусства? – Реформа толкает молодёжь на обязательность отъезда с периферии в центр. В этом состоит её глубочайшая непродуманность. Реформа образования не может быть в отрыве от других сторон жизни, от гуманитарно-социального развития всей страны. Если видеть корень всех бед в организации образования, то мы и получаем то, что получаем.
Конечно, тому артисту, художнику, композитору, писателю, который хочет чего-то достичь в своем мастерстве, неплохо быть в столице. В провинции недостаточная концентрация талантов на душу населения. Не хватает так называемой инфраструктуры: достаточного количества коллективов, студий записи, концертных площадок. И самое главное – не хватает тех людей, которые помогли бы «раскрутить» местные звёздочки.
Но всё же определяет отношение – и здесь уже не зависит, где ты, в Москве или в Нижнем Новгороде.
– Мировые звёзды приезжают ведь ежегодно на нижегородский фестиваль имени Сахарова… Здесь стоит вспомнить вклад Мстислава Ростроповича. Надо вспомнить и основателя квартета имени Бородина Валентина Берлинского и нижегородского дирижёра Израиля Гусмана, руководителя симфонического оркестра Горьковской филармонии, который всё это начал. В советские времена Горьковская филармония была «назначена» организацией, которая должна представлять бренд города. Тогда же у нас стали проводиться фестивали современной музыки. В них участвовали известные московские композиторы и исполнители. Многие из них были лучшими в мире.
Но главное даже не в дискуссии по поводу столичности и не в том, насколько она благоприятно влияет на молодой талант.
Несколько поколений уже потеряны для восприятия искусства, будь то живопись, литература, театр или музыка. Если эта потребность была в вас воспитана, вы и сейчас будете ходить на концерты.
Боюсь, что мы современники пусть не последнего, но предпоследнего поколения, которому нужно что-то, кроме масс-культуры. Эстетическое воспитание находится в полном загоне. В школах практически отсутствуют дисциплины, связанные с воспитанием художественного вкуса. А с «новым» подходом к образованию мы можем получить полное отторжение молодежи от искусства, заставляющего думать.
Проще общаться там, где не требуется думать более одной секунды. Проще выбрать такие предметы в школе, которые можно сдавать, не напрягаясь.
Эрзац-образование приводит к эрзац-существованию.
При подготовке материала были использованы фото PhotoXPress. Вернуться назад |