ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Крах советского кино, дырявый железный занавес и лицензия на мобильник
Крах советского кино, дырявый железный занавес и лицензия на мобильник20-09-2021, 15:25. Разместил: Око Политика |
1. Широко распространёно мнение, согласно которому упадок отечественного кино произошёл по вине перестройки и лихих девяностых. Мол, сначала разрешили снимать чернуху и клеветать на советскую действительность, а потом и вовсе прекратили давать деньги на важнейшее из искусств. В действительности, однако, советский кинематограф начал своё падение в бездну ещё при дорогом Леониде Ильиче: https://www.forbes.ru/mneniya/opyty/26974-oshibki-v-stsenarii …систему кинопроката СССР погубили не ельцинские реформы, а обширное жилищное строительство и распространение цветных телевизоров. Жители большой страны теперь не бежали из коммуналок в кино, а проводили время в отдельных квартирах, у личных экранов. С начала 1980-х советская киносеть перестала быть рентабельной. Посещаемость кинотеатров упала почти в полтора раза. Полагаю, многие согласятся с тем, что лучшие годы советского кино пришлись на конец 1950-х, 1960-е и, отчасти, на 1970-е — именно тогда снимались дорогие нашему сердцу комедии и наиболее масштабные фильмы-эпопеи. Но уже ближе к концу 1970-х общий уровень начал падать. Голливуд в эпоху «Звёздных войн» и «Терминатора» начал резко обгонять советскую кинопродукцию как в техническом отношении, так и в плане зрелищности. Вокруг советского кино не было и не могло быть экосистемы декораций и спецэффектов — советские режиссёры распоряжались совершенно нищенскими по западным меркам бюджетами, они не могли себе позволить ни слепить реалистичного инопланетянина, ни хотя бы взорвать автомобиль. Казалось бы, чтобы избежать деградации, достаточно было вовремя принять ряд простых и очевидных решений: во-первых, закрыть или перепрофилировать нерентабельные кинотеатры, во-вторых, переориентировать студии на производство телевизионного контента, в-третьих — сконцентрировать усилия на выпуске фильмов для той аудитории, которая делает кинотеатрам основную кассу (боевики и фантастика для детей и подростков, романтические фильмы и комедии для молодых людей). Однако в советской экономике, которая к 1980 году уже должна была стать коммунистической, такие элементарные шаги оказались невозможны. Закрыть кинотеатры было нельзя всё по тем же причинам, почему в СССР десятилетиями не закрывались убыточные неэффективные заводы — массовое лишение людей работы противоречило идеологии пролетарского государства, для которого всеобщая занятость была важнее эффективности. Перестроить кинотеатры в торгово-развлекательные комплексы также было нельзя — без снятия запретов на частный бизнес это попросту не сработало бы. Наращивание производства ТВ-контента предполагало открытие новых телеканалов и расширение рамок свободы слова — однако коммунистическая цензура к такому была совершенно не готова. Выпуск фильмов под конкретную аудиторию требовал хорошей работы с этой самой аудиторией. Однако социологии, опросов и маркетинговых исследований в СССР практически не существовало («Мы не знаем общества в котором живём», честно говорил товарищ Андропов). Цели отбить затраты и обеспечить общую рентабельность кинопроизводства у советских «продюсеров» и режиссёров, в общем-то, почти и не стояло – их заработки не зависели напрямую от успеха картины, главное было просто регулярно выбивать государственные деньги на свои проекты (чем динозавры и эпигоны нашей киноэлиты до сих пор и занимаются). Советское кино успешно развивалось по экстенсивной модели – ровно вплоть до того момента, пока продолжался общий рост кинорынка за счёт строительства новых залов и прироста населения. Однако как только появился и хоть немного окреп конкурент в виде телевидения – оказалось, что даже в рамках такой слабенькой и регулируемой домашней конкуренции коммунистический кинематограф начал сдуваться. Когда же люди получили широкий доступ к западному кино и телевидению, к видеомагнитофонам и компьютерным играм – то произошёл быстрый обвал. 2. Дискуссионное мнение от читателя на Дзене, который считает, что советский культурный экспорт на Запад был куда слабее, чем западный культурный экспорт в СССР: https://zen.yandex.ru/media/makarenko/deficit-i-inostranscina-kak-prichiny-kraha-sssr-613e02dcd7e4302ca720ab87#comment_934088322 Дмитрий Шайтура: Железный занавес работал в обе стороны. В нашу сторону, кстати заметно слабее. Битлов или Дип Пёрпл у нас знали куда больше народу, чем «Самоцветы» или «Землян» у них. Технически блогер прав, пластинку «Самоцветов» в Британии купить было сложнее, чем пластинку «Битлов» в СССР. Однако советские спортсмены, космонавты, балерины и классические композиторы, а также некоторые советские фильмы («Илья-муромец», «Война и мир», Тарковский) были на Западе известны, они оказывали серьёзное культурное влияние. К сожалению, к 1980-м притягательность советской культуры заметно ослабла. Коммунистические партии за рубежом растеряли свои позиции и были порядочно дискредитированы из-за терроризма и прочих «подвигов» коммунистов в Китае, Камбодже и Эфиопии. В США с началом Афганской войны не без успеха развернули клюквенную антисоветскую пропаганду, изображавшую советских людей в образе то пьяных варваров, то (в эпоху перестройки) забавных дикарей в шапках-ушанках. Пропаганда спортивных успехов развитого социализма на долгие годы была подорвана – в 1980-м американцы не приехали на нашу олимпиаду, а в 1984-м мы не поехали на их олимпиаду. Но это всё касается культурного обмена «по официальным каналам» – через международные мероприятия, музыкальные и кинофестивали, официальный экспорт кинокартин. Тут у позднего СССР были успехи, но были и поражения. Что касается «неофициального» обмена – через пластинки, видеокассеты и книги, то почему-то их контрабанда всегда шла в основном с Запада в СССР, а вовсе не наоборот. 3. Нет нужды говорить, что если бы не раскручивание гаек во время перестройки, то мы бы, –подобно каким-нибудь несчастным северным корейцам, – ещё очень долго оставались бы в стороне от таких очевидных благ цивилизации, как массовая мобильная связь. Впрочем, пережитки подхода «всё, что не разрешено, то запрещено» действовали и после 1991 года: https://lenta.ru/articles/2021/09/09/tlphn/ … уже к середине 90-х использование мобильной связи становится дешевле и доступнее: формат связи NMT меняется на GSM, появляются первые SIM-карты, претерпевают большие изменения и сами аппараты мобильных телефонов. Вернуться назад |