ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Тест на исполнительность, научное огораживание США и академический русский язык
Тест на исполнительность, научное огораживание США и академический русский язык17-09-2021, 18:06. Разместил: Око Политика |
1. Профессор Александр Скоробогатов считает, что высшее образование отнюдь не бесполезно даже в том случае, когда студентов учат невостребованным в реальной жизни вещам. Если только эти вещи достаточно сложные, если их освоение требует напряжённой работы мозга, – то это способ продемонстрировать потенциальным работодателям свой интеллект и дисциплинированность: https://skorobogatov.livejournal.com/80105.html Известным и крайне устойчивым фактом для всех регионов планеты является то, что люди с дипломом в среднем зарабатывают больше, и это несмотря на то, что большинство из них просто просиживало штаны в своих институтах. Чем это объясняется? И вправду, если человек получил реальный, выстраданный, а не липовый диплом – это всё-таки кое-что говорит о его способностях, и часть работодателей будет учитывать наличие дипломов хороших вузов, даже если речь идёт о работе совершенно не по специальности. Однако цена этого фильтра получается немаленькой. Многие тратят годы напряжённой учёбы просто для того, чтобы «подать сигнал» работодателю в какой-нибудь торговой компании или в сфере услуг («я закончил технический вуз, я справлюсь с учётом складских остатков в 1С, если только программисты покажут мне, что и где заполнять»). Полагаю, теоретически можно проверить уровень интеллекта и способность к обучению быстрее, чем за 4-6 лет. Вполне реально обойтись сроком в полгода-год (одна-две сессии и одна курсовая работа). Также, возможно, получится и вовсе ограничиться тестом на айкью и короткими курсами с итоговым экзаменом по какой-нибудь показательно сложной дисциплине. Если главная цель образования – подать сигнал, то для сигнала этого вполне достаточно. Кроме того, если в принципе неважно, чему учить ту половину студентов, которая в итоге пойдёт работать не по специальности, – лишь бы это было что-то достаточно сложное, – так давайте тогда учить их не просто случайным сложным вещам, но наиболее востребованным в наше время сложным вещам. Не высшей математике, а программированию, не квантовой физике, а робототехнике. Это будет отличный интеллектуальный фильтр – при этом будет гораздо больше шансов, что люди смогут применить свои знания в реальной жизни. Лучших студентов можно будет потом допустить на передний край науки, остальные же получат возможность уйти в айти, и все будут довольны. 2. США ещё весной озаботились о сворачивании научного «сотрудничества» со странами, которых назначили своими врагами, в том числе и с Россией: https://www.facebook.com/100012201617152/posts/1212759579140751/ Оказывается, за океаном законодатели тоже озаботились обустройством научной сферы, чтобы ученым жизнь медом не казалась. Решили принять закон, по которому американский ученый, участвующий в программах поддержки научных талантов в Китае, России, Иране и Северной Корее, будет лишен возможности получать гранты внутри США. Вот статья об этом в журнале Science: Лично я полагаю, что США очередной раз выстрелили себе в ногу. Теперь им будет сложнее воровать молодых учёных из других стран. 3. Читатель Лев Ребрин считает, что позициям русского языка в мире ничего особо не угрожает, однако конкретно в сфере науки русский язык нуждается в особых мерах защиты: https://zen.yandex.ru/media/makarenko/zarplata-uchitelei-v-regionah-irlandcy-uchat-russkii-iazyk-i-haliava-dlia-molodeji-613b3f4088347f28572c14f1#comment_934092313 Между тем, число франкоговорящих превысило несколько лет назад 300 млн и продолжает увеличиваться на 20 млн в год. Популярность испаноязычной музыки в интернете бьет все рекорды. Количество переводов с китайского и изучающих китайский растет очень быстро. Поэтому да, у малых и средних языков намечаются проблемы. У таких языков, как эстонский, например. Но у крупнейших языков проблем особых нет. У этой идеи есть два серьёзных минуса. Нравится нам это или нет, но английский сейчас является международным языком науки (как триста лет назад латынь), и если в российских научных журналах не будет английского контента хотя бы в виде коротких аннотаций статей, то многие достижения наших учёных останутся неизвестными и непризнанными за рубежом. Действительно, можно было бы скооперироваться с китайцами и писать вместо статей и аннотаций на английском статьи и аннотации на китайском. Однако на приучение советских учёных к английскому языку ушли долгие десятилетия – да и то, до сих пор не все его знают. И вы таки предлагаете переучивать всех на китайский? Вернуться назад |