ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Стыковка «Науки», электрогазель и проблема метизов в СССР
Стыковка «Науки», электрогазель и проблема метизов в СССР31-07-2021, 15:36. Разместил: Око Политика |
1. Запуск и присоединение к МКС нового российского модуля «Наука» привлекает внимание журналистов. Официально модуль делали с 2004 года, а по факту разрабатывали ещё с 1995-го, при этом в процессе пришлось бороться со всевозможными техническими проблемами в ходе строительства, включая заводской брак в различных компонентах, загрязнения труб и так далее. По поводу надёжности и работоспособности «Науки» были большие опасения. Теперь настырные космические журналисты столь пристально следят за модулем, что выпускают новости про каждый отлетевший болт: https://lenta.ru/news/2021/07/31/nauka/ И всё же, вопреки паническим публикациям скептиков, вывод на орбиту и стыковка «Науки» с МКС были проведены штатно. Но вот уже после стыковки спустя какое-то время произошло незапланированное включение двигателей модуля, которые работали вплоть до исчерпания топлива, в результате чего космическую станцию развернуло на 45 градусов, она дважды потеряла связь с Землёй, а экипаж подняли по аварийной тревоге: https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука_(модуль_МКС)#Инцидент_после_стыковки Из-за происшествия был отложен тестовый запуск к МКС американского частично многоразового корабля Starliner. Теперь будет проведено совместное расследование, кто виноват – люди или техника. В любом случае, из истории с «Наукой» можно сделать вывод, что лучше так сильно проекты не затягивать. Сложно избежать ошибок и несостыковок, когда различные компоненты одной и той же большой и сложной работы делают разные люди на протяжении десятков лет (вспомните, сколько было хронических багов в системе Windows в 1990-е и 2000-е, или представьте себе длительный ремонт в квартире с частной сменой исполнителей, с многочисленными доделками и переделками). Более, того, даже если работу делают одни и те же люди, всё равно из-за сроков и постоянных изменений первоначального плана вероятность ошибок возрастает. 2. В Нижнем Новгороде выпустили электрическую газель. Сейчас такие электрогазели проходят тестовую обкатку в качестве маршруток: https://news.drom.ru/84844.html С одной стороны, я рад — маршруточники вечно экономят на ремонте, от чего их маршрутки невыносимо чадят, отравляя городскую атмосферу. Электрогазели выхлопных газов выделять не будут. С другой стороны, электромобили, как мы знаем, имеют привычку гореть. Как бы их массовое использование не привело к трагедии. 3. Помнится, кто-то жаловался в комментариях, что шурупы, винтики и прочие метизы мы закупаем в Китае. С одной стороны, это не вполне верное суждение — много метизов делается уже в России. С другой стороны, проблема с метизами тянется со времён СССР. Цитирую воспоминания рабочего: https://von-hoffmann.livejournal.com/1055169.html На практике же наш завод всегда делал для себя самые элементарные метизы, потому что на выколачивание через Госснаб нужного крепежа легко могли уйти месяцы. Был и есть цех метизов и нормалей. Метизы, кстати, в СССР повсеместно делались на непрофильных для того предприятиях. Любая серьезная советская контора старалась завести "натуральное хозяйство", поскольку получить что-то со стороны в плановой экономике было очень и очень непросто. По ссылке, вообще, много интересного. В том числе раскрывается секрет вечно ржавых советских трубопроводов. Или вот, к примеру, ещё про станки, которых в СССР выпускали несуразно много: https://von-hoffmann.livejournal.com/1055169.html Огромные проблемы с регулярным поступлением деталей и комплектующих и инструмента уже для имеющегося оборудования вели к тому, что абсолютно повсеместным явлением было кустарное штучное производство деталей и комплектующих для оборудования на самих же предприятиях. Все эти советские ремонтно-механические и инструментальные цеха были даже на мелких и средних заводах и занимались чисто кустарщиной. Огромное количество оборудования было занято именно для ремонтов и изготовления деталей к оборудованию и инструмента, вообще почему-то не поступавших через централизованное распределение. В результате парк металлообрабатывающих механизмов в СССР на 1985 год был как минимум более, чем в США, Японии и ФРГ вместе взятых. Вернуться назад |