ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Обучение по заказу, недовольные студенты и репетиторы в СССР
Обучение по заказу, недовольные студенты и репетиторы в СССР12-07-2021, 19:06. Разместил: Око Политика |
1. Читательница Ирина Горелова, работающая в одном из опорных вузов нашей страны, поднимает важную проблему: российское высшее образование оторвано от практики и реальных рабочих мест далеко не только по вине вузов (а возможно, и не столько). Предприятия и бизнес не спешат вкладываться в высшее образование и сотрудничать с вузами, – даже на уровне простых консультаций, – а потом жалуются, что им негде брать нормальных работников и всех приходится переучивать: https://olegmakarenko.ru/2181728.html?thread=811204192#t811204192 А вы попробуйте у предприятий поспрашивать – ребята, скажите, вам какие специалисты нужны? Не прям сейчас, а через 2-3-4 года? Вас пошлют. А попробуйте поспрашивать о технологиях работы — вас два раза пошлют. В некоторых отраслях, — например, в атомной промышленности и оборонке — система заказа специалистов предприятиями, по слухам, всё же работает. Там всё сравнительно просто, поскольку нужны весьма специализированные специалисты и вполне конкретное их число, с чёткой перспективой на несколько лет вперёд. Понятное дело, не имеет особого смысла спрашивать что-то с малого бизнеса, поэтому речь идёт в первую очередь о налаживании взаимодействия вузов с крупными компаниями. Есть и другие инструменты, например профессиональные ассоциации, которые устанавливают стандарты и требования к обучению специалистов (в США ассоциации весьма широко распространены и играют заметную роль, в отличие от России). 2. Похоже, российские студенты начали что-то подозревать: https://na.ria.ru/20210125/rossiyskie-vuzy-1594427702.html Число студентов российских вузов, недовольных своими образовательными организациями, последние пять лет растет, заявил РИА Новости руководитель проекта «Табитуриент» Владислав Белый. <…> Судя по этому краткому описанию, молодые люди становятся более требовательными, но пока речь идёт в основном о внешних моментах – не о содержании, а об оформлении. Хорошая услуга должна хорошо подаваться, особенно если вы за неё дорого заплатили из собственного кармана. Вместе с тем, многие начинают догадываться уже и том, что высшее образование в современной России – это рискованная, долгосрочная и очень крупная инвестиция, которая в половине случаев не даёт желаемого результата даже в виде работы по выбранной специальности (а если и помогает занять рабочее место, совершенно не гарантирует достойного дохода). А ведь есть и другие опции: получить высокооплачиваемую рабочую специальность, уйти в бизнес, пройти короткие и ненапряжные курсы в той области, которая интересна лично вам и которая позволит начать быстро зарабатывать. 3. В комментариях пишут, что из-за ЕГЭ и якобы общего падения качества школьного образования у нас расплодились репетиторы. Как будто бы их не было до этого! Коллега monetam цитирует сатирический стишок про репетиторов из журнала «Крокодил» от 1985 года. Похоже, репетиторство тогда считалось эдакой формой жульничества, ещё одним забавным пороком: https://monetam.livejournal.com/1632103.html Прибыльный сезон В советском обществе бытовало мнение, что брать деньги за обучение детей – постыдно, что советский учитель должен быть бедным. Но всякий ли учитель будет учить хорошо, зная, что уровень его дохода практически не зависит от затраченных усилий? Кто-то скажет, что репетиторы в 1980-е, 1990-е и 2000-е годы зачастую не просто подтягивали отстающих детей, но обещали за свои услуги гарантированное место в вузе. Однако именно введение ЕГЭ такую коррупционную форму репетиторства практически изжило. Вернуться назад |