ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Запад развенчивает мифы и заблуждения насчет России

Запад развенчивает мифы и заблуждения насчет России


18-05-2021, 20:11. Разместил: Око Политика


Доклад Chatham House (Великобритания) "разоблачает" 16 самых распространенных мифов, которые формируют современное нормальное западное мышление о России. Собственно пока что похоже, что подобные разоблачители берут вверх над нормальными людьми в западной политике.

Ну что же, полезно будет знать, что думает о нас объединенный Запад...



1. Россия и Запад «одинаково плохи» и стоят друг друга

Данное заблуждение игнорирует важное различие. Условный «Запад» — это сообщество единых интересов и ценностей. Именно запросом и потребностью в них были обусловлены расширение НАТО и ЕС. Тогда как Россия стремится навязать «жесткое добрососедство» другим государствам, согласны они с этим или нет, и считает «сферу привилегированных интересов» своим правом. Поэтому дискуссии о мотивированности западных военных интервенций нельзя сопоставлять с «двуличием, отсутствием дипломатии и полным попранием договоров [со стороны Москвы], что предшествовало вторжению России в Грузию и в Украину».


2. Россия и Запад хотят одного и того же.

Как стратегически, так и в деталях более узких вопросов цели РФ и ее представление о межгосударственных отношениях «несовместимы с тем, что западные государства и общества считают приемлемым», напоминают авторы доклада.


3. России обещали, что НАТО не будет расширяться

Вопреки нарративу о «предательстве Запада», который сегодня культивируется в РФ, Советскому Союзу после 1990 года никогда не давали формальных гарантий о пределах расширения НАТО. «Москва просто искажает историю, чтобы сохранить внутри страны антизападный консенсус», — подчеркивается в докладе.

Его авторы напоминают, что когда в 1990 году Михаил Горбачев согласился на включение объединенной Германии в НАТО, он не просил и не получал никаких гарантий относительно дальнейшего расширения альянса. А в Основополагающем акте Россия-НАТО (1997) признается «неотъемлемое право» всех государств «выбирать средства для обеспечения собственной безопасности». При этом распад Организации Варшавского договора и СССР изменили ситуацию с безопасностью в Европе и повлияли на желание многих стран примкнуть к НАТО, напоминают аналитики Chatham House.


4. У России нет конфликта с Западом

«Политики евроатлантического сообщества могут отказываться это признавать, но естественное состояние Москвы — конфронтация с Западом», — твердо констатируют в британском Королевском институте международных отношений. Его эксперты поясняют, что признать этот факт мешает то, что РФ использует нестандартные враждебные меры — «выше порога приемлемой деятельности по меркам мирного времени, но ниже — по меркам войны».

Такой инструментарий Кремля включает в себя:
— вмешательство в выборы;
— информационную войну;
— «целенаправленные, санкционированные государством убийства».


5. Нам нужна новая общеевропейская архитектура безопасности с участием России

Идея Москвы заменить структуры НАТО некоей «общеконтинентальной системой европейской безопасности» проблематична, поскольку игнорирует фундаментальные разногласия между РФ и западными странами в вопросах суверенитета стран.

«Россия хочет для себя привилегий „великой державы", ограничения суверенитета соседних стран и согласия с тем, что государство не может быть объектом критики, если его внутренняя политика нарушает ценности демократии, прав человека и верховенства права. Эта точка зрения противоречит основным западным интересам и ценностям», — настаивают авторы доклада. Именно поэтому, поясняют они, функционирование такой «общеевропейской» системы безопасности с участием РФ было бы обречено на провал.


6. Мы должны улучшить отношения с Россией, даже если она не идет на уступки, поскольку это слишком важно

Авторы доклада опровергают представление о том, что «нормализовать» отношения с РФ необходимо уже из-за ее геополитического веса, якобы взаимных экономических интересов с Западом и ради компенсации за проигрыш в холодной войне. На самом же деле до сих пор усилия западных стран наладить кооперацию с РФ в самых острых вопросах — среди которых кибербезопасность, торговля, конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке, — «пока что проваливались из-за нелиберального подхода России к каждой теме». Также эксперты Chatham House напоминают, что Москва почти никогда не выдвигает перечень возможных сфер сотрудничества — как правило, такие темы неизменно являются итогом кропотливой работы западных политиков и дипломатов.


7. Россия имеет право на «оборонительный периметр» — сферу своих привилегированных интересов, куда входит и территория других государств

«Неспособность критически пересмотреть геополитические доктрины по этому вопросу означает риск возрождения концепций холодной войны», — обозначают угрозу такого мифа в Chatham House.

Его эксперты напоминают, что сама идея об исключительной сфере влияния РФ (особенно в государствах Восточной Европы и Центральной Азии) несовместима с евроатлантическими ценностями о суверенитете государств и их праве на самоопределение. «Это [подобное заблуждение] наносит ущерб геополитическому порядку и международной безопасности, поскольку непрямо дает России право на действия, порождающие нестабильность в соседних странах и Европе в целом (такие как территориальная агрессия, аннексия и даже прямая война), — говорится в докладе. — Это фактически дает России право доминировать в соседних государствах и нарушать их территориальную целостность».


8. Мы должны вбить клин между Россией и Китаем, чтобы помешать их вероятным совместным действиям против интересов Запада

Этот миф отражает неверное понимание характера отношений между двумя странами и переоценивает их восприимчивость к внешним рычагам. Но Запад не может «разлучить» РФ и КНР, как не влиял и на их сближение, напоминают авторы доклада. Ведь сотрудничество Москвы и Пекина базируется на их «естественной идеологической совместимости, взаимодополняющей экономике и интересах в различных сферах, которые включают в себя технологии, кибер-сотрудничество и оборону». Британские аналитики не считают возможным возникновение «оси авторитаризма» в лице Китая и РФ, поскольку каждое из государств стремится сохранять полную автономию в принятии решений, а скрытое сейчас напряжение между ними «может выйти на передний план в будущем по мере роста господства Китая».


9. Отношения Запада с Россией необходимо нормализовать, чтобы противостоять усилению Китая

Вера в этот миф означает, что жертвой сближения Запада с РФ ради стратегического противодействия Китаю, скорее всего, окажутся постсоветские государства и их «с трудом завоеванный суверенитет», констатируют в Chatham House. Еще хуже, что даже такая цена «мало поможет предотвратить дальнейший рост влияния Китая и его возможностей». Более того, подобный альянс с Кремлем «против Китая» мог бы по умолчанию исключить возможность устойчивых отношений между Китаем и Западом в долгосрочной перспективе. (Хотя нарушения Китаем международного права и прав человека заслуживают такого же осуждения, как и нарушения со стороны РФ, напоминают британские аналитики).


10. Евразийский экономический союз является подлинным и значимым партнером ЕС

Москва пытается представить этот проект как партнер Евросоюза в предполагаемой зоне свободной торговли «от Лиссабона до Владивостока». На деле же Евразийский экономический союз (ЕЭС) — «это политический проект, лишенный черт настоящего свободного общего рынка», подчеркивается в докладе.
Торговая политика не является отдельным независимым направлением внешней политики России, а подчинена ей, напоминают в Chatham House. Поэтому ЕЭС не может быть средством экономической интеграции между РФ и Европой, тем более что Москва не заинтересована во всеобъемлющей либерализации торговли — ни внутри ЕЭС, ни посредством зоны свободной торговли с ЕС.


11. Народы Украины, Беларуси и России — это единая нация

«Кремль искажает историю региона, чтобы легитимизировать идею о том, что Украина и Беларусь являются частью „естественной" сферы влияния России, — развенчивают пропаганду РФ в Chatham House. — Исторически неверно утверждать, что Россия, Украина и Беларусь когда-либо составляли единое национальное образование (хотя последние две страны на самом деле имеют политические и культурные корни в европейских по своей сути структурах, таких как Великое княжество Литовское)».

При этом такой нарратив Кремля до сих пор служит для России оправданием ее притязаний на статус «первой среди равных», что якобы дает ей право вмешиваться во внутренние дела соседей по сей день.

Более того, усилия Москвы поставить под сомнение национальную идентичность украинцев и белорусов призваны укоренить такие стереотипы на международном уровне, чтобы затруднить евроинтеграционные стремления Украины и Беларуси, пишут авторы доклада.


12. Крым всегда был русским

Аналитики Chatham House подсчитали, что в составе России Крым пребывал всего 168 лет, «или менее 6% его письменной истории» (с IX века до н.э.). С момента обретения Украиной независимости в 1991 году «в Крыму не существовало ни одного крупного сепаратистского движения». Украинцы, русские и крымские татары мирно сосуществовали на правах широкой автономией, предусмотренной конституцией Автономной Республики Крым.

«Референдум», организованный Россией и проведенный под давлением 16 марта 2014 года, на самом деле был всего лишь ширмой для легализации российского вооруженного захвата полуострова«, — расставляют акценты авторы доклада.


13. Либеральные рыночные реформы 1990-х годов плохо отразилась на России

Миф заключается в том, что рыночные реформы 90-х привели к затяжной рецессии в РФ. Однако на самом деле эти события не связаны между собой напрямую, напоминают эксперты Chatham House, поскольку изначально запланированный либеральный курс в России так никогда и не был воплощен в жизнь должным образом. Это произошло в том числе из-за коррупции и слабости властей, которые не смогли добиться стабилизации экономики — в отличие от той же Польши, где после реформ спад производства был непродолжительным.

«Ложное убеждение о том, что хорошо функционирующая рыночная экономика каким-то образом несовместима с Россией ослабляет политику Запада», — подчеркивается в докладе.


14. Санкции — это неверный подход

Экономические санкции как ответ на неприемлемые действия России уже продемонстрировали свою практическую ценность, убеждены авторы доклада, и их эффективность со временем будет лишь расти.
Что еще более важно, санкции демонстрирует единство и коллективную приверженность стран Запада нормам и принципам международного порядка.


15. Все дело в Путине: Россия — централизованная автократия с ручным управлением

Вопреки стереотипам о могуществе Владимира Путина, система управления в РФ — «это не театр одного актера», подчеркивают авторы доклада. «Личную роль президента часто преувеличивают, — добавляют они. — Внешние наблюдатели упускают из виду или неверно понимают роль коллективных органов власти (например, Администрации президента и Совета безопасности), переоценивают степень управленческой компетентности и дисциплины (к примеру, президентские указы часто не выполняются) или игнорируют корыстные мотивы чиновников помимо Путина».

И хотя Путин может обладать возможностью вмешиваться в принятие решений на всех уровнях, «это не означает, что он всегда так поступает либо хочет этого», поясняют британские специалисты. Аналитики Chatham House прогнозируют, что мощь и сложность российской бюрократии будет только расти, что важно осознавать для понимания системы власти в РФ.


16. Что бы ни было после Путина, оно будет лучше, чем Путин

«Этот миф отражает победу надежды над опытом и анализом», — отрезвляюще утверждают эксперты Chatham House.

По их мнению, Россия страдает от структурных проблем, которые выходят за рамки особенностей режима Путина. «Шансы на построение жизнеспособной демократической политической системы в постпутинской России ниже, чем в 1990-е годы», — убеждены авторы доклада.

После ухода Путина стране потребуются новые профессиональные кадры для эффективного управления, но «условий для подготовки таких кадров в сегодняшней России не существует».

«Независимо от того, кто в конечном итоге сменит Путина, политическая культура России, без сомнения, будет и дальше препятствовать развитию более конструктивных отношений с Западом», — делают вывод аналитики британского Королевского института международных отношений.

источники
https://www.chathamhouse.org/2021/05/myths-and-misconceptions-debate-russia




Вернуться назад