Проблем нет. Все хорошо. А где крупный государственный взгляд на "узкие места"? Где идеи и предложения госмасштаба? Их нет. Тезисы выступления заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.В. Дементьева Правительственный час в Государственной думе РФ, 23 марта 2011 Уважаемые депутаты, Благодарю вас за интерес к работе Минпромторга. Шестьдесят вопросов, направленных в наш адрес, характеризуют высокий уровень вашей заинтересованности в реализации конкретных мер промышленной и торговой политики. Отмечу рост внимания к общесистемным вопросам развития промышленности: стимулирование инноваций, формирование новых инструментов развития, подготовка кадров – с одной стороны. А также влияние укрепления рубля и других макроэкономических факторов на промышленность – с другой. Это знак того, что мы окончательно перешли от антикризисной проблематики к планомерной работе по созданию обновленного облика российской промышленности. По итогам 2010 года производство в обрабатывающих секторах выросло на 11,8%. При этом, производство транспортных средств и оборудования выросло на 32,2%, производство машин и оборудования на 19,3%, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования на 15,6%. Рост производства в 2010 году имел главным образом восстановительный характер. В промышленности происходит возврат на траектории, заложенные нами в долгосрочных стратегиях развития. Но в различных отраслях темпы восстановления разнятся. Среди основных итогов 2010 года – существенный рост эффективности производства. Об этом говорят значительное увеличение производительности труда и уровня энергоэффективности предприятий. Доля импорта во внутреннем потреблении товаров обрабатывающей промышленности по итогам 2010 года еще не достигла уровня 2008-го. Однако сохранение тенденции к укреплению рубля, на фоне возрастающих издержек предприятий остаются ключевыми факторами риска для развития промышленности в 2011 году. Еще один риск глобального характера – стагнация внешнего спроса на продукцию ряда экспортоориентированных отраслей. С января 2009 года экспорт демонстрировал опережающие темпы восстановительного роста. Начиная с апреля 2010 г. темпы восстановления замедлились. Стало заметно сокращение его физических объемов, прежде всего, в металлургии и целлюлозно-бумажном производстве. На старте текущего года основной вклад в прирост выпуска – за производством транспортных средств. С учетом созданных в последние годы мощностей и начала реализации механизма «промсборка-2», автомобилестроение в среднесрочной перспективе может стать одним из ключевых источников роста промпроизводства. Это результат постоянного внимания к развитию автопрома и производству сельхозтехники со стороны государства. Кратко охарактеризую текущую ситуацию в этих традиционно «востребованных» вами отраслях. Автомобилестроение – яркий пример реализации продуманной стратегии развития. Уже почти год – с апреля 2010 года – рост рынка «месяц к месяцу» выражается в двузначных цифрах. Доля легковых автомобилей, произведенных в России, в 2010 году более чем вдвое превысила объем продаж импортных (январь-декабрь: 67,7% российское производство (в 2009 году – 50,5%), 32,3% – импорт). При этом 9 из 10 моделей автомобилей – лидеров продаж в легковом сегменте выпущены в России. Растут инвестиции – в прошлом году – более 1,5 млрд. долл. Это стало возможным благодаря сочетанию адресной поддержки предприятий и последовательности государственной политики при реализации соглашений по «промсборке». По итогам 2010 года рынок легковых автомобилей вырос на 31,4%, практически достигнув отметки в 1,9 млн. штук (1,87 млн. штук). Одновременно произошел 2-х кратный рост производства легковых автомобилей в России (1,2 млн. штук). Впечатляющие темпы роста сохраняются и в этом году. По нашим оценкам к 2014-му году мы станем рынком номер один в Европе, преодолев отметку в 3 млн. Ситуацию на рынке удалось переломить благодаря программам льготного кредитования и утилизации старых автомобилей. За время реализации программы льготного кредитования с 2009 года принято более полумиллиона (533 498) заявок и выдано около 260 тыс. (259 237) кредитов. Мы ожидаем, что в 2011 году общее количество выданных кредитов составит 120 тыс. Кроме того, на сегодняшний день мы практически завершили программу утилизации старых автомобилей. Выдано 495 тыс. свидетельств об утилизации, клиентам уже передано свыше 365 тыс. автомобилей. В течение года будет передано еще 130 тыс. автомобилей из ранее заказанных. Нам удалось вовремя создать для рынка мощнейший стимул. Теперь рынок движется в сторону естественного спроса. Сегодня мы работаем над переводом механизма утилизации старых автомобилей из плоскости антикризисных мер в постоянно действующий нормативно закрепленный инструмент обновления российского автопарка. Считаем это одним из ключевых условий формирования в России цивилизованного автомобильного рынка. Наряду с плавным завершением госпрограмм стимулирования спроса, мы все больше внимания уделяем поддержке модернизации производственных мощностей. На этот год в бюджете предусмотрены субсидии на техперевооружение в размере 6 млрд. руб. Несколько слов о других сегментах. Рынок грузовых автомобилей по итогам 2010 года вырос на 83,6% (92,9 тыс. штук). Рост в первую очередь опирался на программу госзакупок. В результате отечественные производители удержали доминирующее положение. По автобусам рост рынка в 2010 году составил 32,6% (13,9 тыс. штук). Значительную роль в росте продаж сыграла программа обновления регионального парка транспортных средств. В этих сегментах должны появиться новые программы стимулирования спроса и обновления парка. Над этим мы также работаем совместно с коллегами из других ведомств. Как вы знаете, мы вошли в реализацию режима «промсборки-2». Этот механизм – ключевой в реализации Стратегии развития автопрома до 2020 года. В настоящее время о своих намерениях организовать производство в рамках усовершенствованного режима заявили шесть альянсов с участием крупнейших глобальных игроков. Такая активность инвесторов и оперативность с нашей стороны вызывает, зачастую, нервозную реакцию у наших западных партнеров по переговорному процессу вступления в ВТО. Другой важный сектор, который находится в зоне и нашего, и вашего постоянного внимания – сельхозмашиностроение. В период кризиса были предприняты все необходимые меры, чтобы поддержать отрасль. В результате, удалось избежать необратимых последствий и создать условия для импортозамещения. Вместе с оживлением рынка, мы наблюдаем рост производства по ряду видов сельскохозяйственной техники. В частности, в 2010 году с/х тракторов выпущено на 23% больше, чем в 2009-м. Минпромторг России активно участвует в инновационном развитии отрасли. На условиях государственно-частного партнерства реализуется целый ряд проектов по созданию новой техники. - Создан и запущен в производство комбайн 6 поколения («Ростсельмаш»). В 2009 году стартовало серийное производство под маркой «TORUM». Выпущено 237 комбайна на сумму около 1,3 млрд. рублей. - В прошлом году выпущена опытно-промышленная партия тракторов 5 класса («Промтрактор»). В период до 2012 года планируется продать продукции на сумму до 2 млрд. рублей. - Создается новое семейство дизельных двигателей («ЧТЗ-Уралтрак») и сельскохозяйственных тракторов («Агротехмаш»). В целом, в течение четырех лет на создание перспективных образцов сельхозтехники государством направлено более 1 млрд. рублей. В ближайшее время мы планируем завершить доработку Стратегии развития отрасли до 2020 года. В 2010 году мы очень серьезно продвинулись вперед в сфере фармацевтики и производства медицинской техники. Интерес к этой работе, как со стороны науки, так и со стороны предпринимателей огромный. Рынок фармацевтической продукции в прошлом году – это 523 млрд. руб. 2010-й стал первым годом существенных перемен на рынке и в фарминдустрии. Ключевые решения по формированию нормативно-правовой базы развития сектора позволили запустить процесс локализации. Строительство и реконструкцию активов начали как российские, так и иностранные инвесторы. Объявленные инвестиции в 2010 году составили около 40 млрд. руб. (всего – почти 40 млрд. руб., отечественные – 14,5 млрд. руб., иностранные – 24 млрд. руб.). Доля российского производителя увеличилась с 22% в 2009 г. до 24-25% в 2010 г. В том числе в госзакупках (госпитальный сегмент – с 19% в 2009 г. до 22% в 2010-м, федеральный сегмент – с 6% в 2009 г. до почти 10% в 2010-м). При этом средняя цена за упаковку в рознице снизилась на 2%. Государство – ключевой игрок с точки зрения спроса. Доля госзакупок на фармрынке составляет около 30%, а в медицинской технике доходит до 85%. Это дает нам возможность изменить ситуацию в пользу российского производителя. При этом под «российским производителем» мы понимаем и иностранных игроков, готовых к локализации в России. Для создания полноценной фармпромышленности уже реализуется комплекс мер. Принята Стратегия развития отрасли до 2020 года. В скором времени планируем принять Стратегию развития по медтехнике. При этом утвержденная в прошлом месяце Федеральная целевая программа (с 2011 по 2020 годы) позволит скоординировать все инструменты для развития этих секторов. Программа закрывает разрыв между исследованиями и производством. Кроме рыночных приоритетов, в ней учтены наиболее востребованные системой здравоохранения сегменты медицинской продукции. Общий бюджет программы – 188 млрд. руб., в т.ч. средства федерального бюджета – 122,5 млрд. руб., внебюджетные источники – 65,5 млрд. руб. Основная часть госфинансирования – до 77% (более 94 млрд. руб) – это деньги на проведение научных исследований. В результате реализации ФЦП к 2015 году до 90% продукции в сегменте ЖНВЛП должно быть покрыто российским производством. К 2020 году – не менее 50% рынка лекарственных средств в целом. В сегменте медтехники доля российских производителей к 2020 году должна достигнуть 40%. Объем производства российских ЛС, в том числе за счет коммерциализации новых разработок до 2020 года составит 734 млрд. руб. По медицинской технике аналогичный целевой показатель – 200 млрд. руб. Впечатляющие показатели по итогам 2010 года продемонстрировал целый ряд других высокотехнологичных отраслей. Объем производства в судостроительной промышленности в 2010 году увеличился на 7,8%, в радиоэлектронном комплексе рост составил 14,1%. В целом по авиационной промышленности производство выросло на 11,3%. В передовиках: военная продукция, вертолетостроение, двигателестроение. В 2010 году выпуск гражданских и военных самолетов составил 73 штуки. В прошлом году выпущено 214 вертолетов, из них более половины – на экспорт. Произведено 482 авиационных двигателя и 95 наземных газотурбинных двигателя. В 2011 году предусматривается дальнейший рост производства. Продолжается создание перспективной линейки авиатехники. В 2010 году сертифицированы SuperJet-100 и двигатель SaM146. На «НПО «Сатурн» начато серийное производство двигателя. Идет работа над прорывным продуктом – среднемагистральным МС-21. Это будет самолет с новым двигателем и новым крылом – из композиционных материалов. Впервые за 25 лет создан газогенератор нового семейства двигателей ПД-14 под проект этого самолета. Начата разработка перспективного скоростного вертолета. В военном сегменте «встал на крыло» российский истребитель пятого поколения. В текущем году по линии Минпромторга на поддержку авиапрома интегрированным структурам и предприятиям отрасли будет направлено более 70 млрд. рублей. Мы уже можем подвести некоторые итоги структурной реформы оборонно-промышленного комплекса. Ее основная цель – повышение конкурентоспособности предприятий. В ОПК создано более 50 интегрированных структур. Это основной научно-промышленный потенциал и около 60% продукции комплекса. Всего таких компаний будет около 70 (с учетом холдингов в составе Госкорпорации «Ростехнологии»). К 2015 году в них будет сосредоточен практически весь основной объем выпускаемой ОПК продукции. В пределе мы видим целью формирование конкурентоспособных структур, способных размещаться на свободном рынке. «Первая ласточка» – «Оборонпром». В 2010 году объем промышленной продукции ОПК увеличился на 13%. С 2007 года этот показатель вырос в 1,4 раза. По итогам года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования выросли на 9,4%. При этом основной объем инвестиций (более 75%) идет на приобретение нового оборудования. В 2010 году достигнут впечатляющий рост производительности труда – 17%. За два года объем господдержки стратегических организаций ОПК составил около 220 млрд. руб. Это позволило предприятиям стабилизировать показатели, повысить эффективность, обеспечить выполнение производственных программ. Формирование конкурентоспособного облика ОПК связано, прежде всего, с реализацией новой Программы развития на 2011-2020 годы. Эта программа синхронизирована с утвержденной Госпрограммой вооружений и, фактически, является ее первой производной. В контексте развития ОПК особое внимание уделяется вопросам кадрового обеспечения. В 2009-2010 годах на базе организаций комплекса прошли переподготовку и повысили свою квалификацию около 6 тыс. человек, в том числе более 3 тыс. рабочих. А в 2011 году в рамках целевого набора в образовательные учреждения планируется принять около 15,5 тыс. студентов. Повышенное внимание мы уделяем подготовке кадров и в гражданских отраслях. На сегодняшний день наиболее «продвинутые» компании наращивают свое участие в управлении вузами, разработке профессиональных стандартов, аккредитации программ и сертификации специалистов. В целом ряде отраслей промышленности складываются международные альянсы, наши предприятия включаются в глобальные цепочки кооперации. В этих условиях мы считаем необходимым уделять больше внимания международному сотрудничеству в образовании – развитию программ обмена, организации совместных исследований и разработок, формированию системы стажировок на предприятиях. Поскольку это означает включение России в процессы глобальной инженерной среды. Все более важное место в нашем с вами диалоге занимает техническое регулирование. Создание Таможенного союза превратило эту тему в важнейший элемент новой промышленной политики. К 2012 году в Таможенном союзе должна быть сформирована единая система техрегулирования. Для этого тремя сторонами подписано Соглашение «О единых принципах и правилах технического регулирования». На повестке дня – ратификация Соглашения парламентами России, Белоруссии и Казахстана. Оно предусматривает передачу ряда полномочий наднациональному органу – Комиссии таможенного союза. К Комиссии переходит право утверждения единых технических регламентов Таможенного союза. На сегодняшний день утверждены: - План мероприятий по реализации Соглашения. - Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза. - Единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза. - График разработки первоочередных технических регламентов Таможенного союза, в соответствии с которым до 1 января 2012 года предусмотрена разработка 47 технических регламентов Таможенного союза. Минпромторг России является ответственным за разработку 11 из них. Кроме того, разработан проект Стратегии развития единой системы технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер Таможенного союза на 2011-2015 годы. В 2010 году приоритеты промышленной политики отчетливо сместились от антикризисного пакета мер к стимулированию инноваций. В результате мы не только сохранили существующие, но и сформировали новые «зоны роста». В самом конце прошлого года утверждена Стратегия развития тяжелого машиностроения до 2020 года. Буквально месяц назад – Стратегия развития энергомашиностроения на 2010-2020 годы и на перспективу до 2030 года. В завершающей стадии согласования находятся подпрограммы к ФЦП «Нацтехбаза» по развитию станкоинструментальной отрасли с объемом финансирования из бюджета 13,4 млрд. руб., а также проект концепции подпрограммы по производству дизелей и компонентов. Таким образом, в начале 2011 года мы запускаем реализацию ряда взаимоувязанных программ развития, которые формируют облик машиностроения на десятилетие вперед. В ближайшее время мы также рассчитываем выйти на утверждение Стратегии развития торговли. Кроме того, принято решение о разработке в 2011 году программы развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности. С учетом этих планов, мы рассчитываем на ваше активное сотрудничество в реализации инновационной промышленной политики. Спасибо за внимание!
Вернуться назад
|