ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Почему казахстанцы предпочитают учиться в России?

Почему казахстанцы предпочитают учиться в России?


11-02-2021, 08:59. Разместил: Иван1234567

10.02.2021 11:46

Общество

Почему казахстанцы предпочитают учиться в России?

В прошлой статье мы рассказывали о зависимости от 25 до 40% казахстанцев от работы в России, которая превращается в канал для эмиграции. Но аналогичную ситуацию мы видим и в образовании: десятки тысяч молодых людей покидают Казахстан, уезжают на учебу в РФ и часто остаются навсегда. 

Из-за этого востребованность национального теста упала критически низко. Но в 2020 году был найден единственный способ заставить казахскую молодежь сдавать ЕНТ – закрыть границу с Россией.

Власти объявили, что впервые за долгие годы доля выпускников школ, отказывающихся от участия в тесте и возможности учиться в Казахстане, стала меньше трети.

В 2017-2019-м доля «отказников» составляла 30-33%. В граничащей с РФ Костанайской области превышал 40%, и пресса называла ЕНТ в регионе «ненужным экзаменом».

Массовый отток молодежи в Россию власти Казахстана отрицали вплоть до 2020-го. Например, премьер Аскар Мамин несколько лет назад заявлял, что лишь 13 тысяч казахстанцев уехали учиться за рубежом, хотя в одной только России тогда учились не менее 50 тысяч граждан РК. Но недавно озвучены реальные цифры.

Сейчас, по опубликованным данным посольства Казахстана, в российских вузах учится 74 тысячи студентов из республики. Это – 12% общей численности студентов РК. Учитывая, что всего за рубежом учиться около 20% казахстанского студенчества (оценка Ассоциации вузов), - в Россию едет большинство.

В период пандемии молодежь не останавливал даже карантин. Весной 2020-го, студенты, ранее поступившие в вузы Новосибирска, переходили границу в обход постов, пешком, с минимумом вещей, чтобы не пропустить учебный семестр. Поток желающих учиться в России не удержат никакие запреты.

В Казахстане студенты учиться не хотят. Президент ассоциации вузов РК Рахман Алшанов еще три года назад сообщил, что на фоне роста числа выпускников школ, республиканские вузы сталкиваются с недобром студентов. Читательница А. (Уральск) пишет, что на недобор в это же время стали жаловаться, например, педагоги Западно-Казахстанский университет. Число абитуриентов падает, а в городе работает все больше курсов, готовящих молодежь к поступлению в российские вузы.

Сейчас обучение за рубежом потомства одобряет 67% всех граждан РК (в том числе 61% этнических казахов)[1]. Для сравнения: в России такой вариант нежелателен для большинства населения, уровень его поддержки менее 20%.

В Казахстане же отток молодежи достигает критических масштабов. Аналитик Олжас Худайбергенов прогнозирует, что число учащихся в иностранных вузах казахстанцев к 2025 году – достигнет 500 тысяч человек. Учитывая, что школы в стране ежегодно заканчивает 100 - 200 тысяч человек, при реализации прогноза - ЕНТ можно будет упразднить, как экзамен «ненужный» уже в национальном масштабе.

Учебная эмиграция

Исследования Казахстанского института стратегических исследований  при президенте Казахстана показывают, что 50% уезжающих студентов хотят остаться в новом месте навсегда, 41% еще не определились и менее 9% заявляют о готовности вернуться домой. Аналогичны результаты опроса КазЮГУ.

Такую же ситуацию рисует статистика получения казахскими студентами российского гражданства в приграничных регионах, например, в Омске:

«В процессе обучения в нашем вузе 50% студентов из Казахстана меняют гражданство на российское», - ректор Омского ГТУ Александр Мышлявцев.

И здесь нет никакого «русского фактора», студенты-казахстанцы, остающиеся в России, – зачастую этнические казахи.

В сетевое сообщество казахских студентов в РФ «Жас Тулпар» входят 4360 человек, порядка 80-90% - с казахскими фамилиями и именами. На фотографиях с собраний объединения славянских лиц практически невидно.

 

Хотя объединение - идеологический проект казахского посольства в Москве, замглавы организации Наргиз Кажкенова публично признавала, что большинство студентов из «Жас Тулпар» планирует остаться в России или уехать на Запад. (По данным анкетирования студентов из РК в РФ, в третью страну после учебы планирует уехать лишь около 20%[2]).

О массовом оттоке молодежи в Россию начали говорить и казахстанские эксперты:

«Россия является центром образовательной миграции прежде всего из Центральной Азии и Закавказья. Немало нашей молодежи остается там после получения образования, потому что в Казахстане не всегда есть перспективы…  Возможность получения [в России] качественного, многопрофильного образования и немалые перспективы по трудоустройству с этими знаниями» , - политолог Данияр Ашимбаев.

Выбирая Россию

Популярность обучения в России среди казахстанцев обусловлена вполне рациональными причинами, не имеющими отношения к этносу и языку.

По данным опроса казахстанских студентов, 41% приехал на учебу потому – что российское образование лучше и позволяет легче устроиться на работу, 20% - оно более доступно. На русский язык обучения сослались лишь 19%[3]. Причем речь может идти не о русскоязычных, а просто о неготовых учиться на китайской или английском.

Выпускники правы в своих оценках, что показывает независимая статистика трудоустройства. В Казахстане по специальности работают только 40% выпускников вузов (данные НПП «Атамекен»), в РФ – 60% (компания «Head Hunter»).

50% выпускников казахстанских вузов не могут найти хоть какую-то работу (пусть и не по специальности) в течение первого года. В некоторых из них этот показатель достигает 70-80%. Вице-премьер Бердыбек Сапарбаев ознакомившись с этими цифрами заявлял,  что республиканские университеты «готовят безработных».

А в Омске, куда уезжают учиться многие казахи, доля проблемных выпускников региональных вузов – менее 20%. Им не так страшна безработица, как казахским выпускникам. И это один из стимулов получить российское гражданство.

Еще нагляднее разница при сравнении трудоустройства по востребованным специальностям. Выпускники медицинских факультетов Казахстана находят работу за год в 44% (дантисты 51%), химики – 58%. В России уровень востребованности выпускников медицинских и естественнонаучных факультетов – более 80%, а страдающих от дефицита предложений российских теологов и искусствоведов – 53 и 61%.

Очевидно, что сейчас система высшего образования Казахстана не способно обеспечивать страну кадрами, так как зачастую выпускает дипломы, а не специалистов. Программа «Болашак» имеет недостаточный масштаб, а ее эффективность – весьма спорна.

Да, «образовательная зависимость» от России – еще одна причина массовых пророссийских настроений в Казахстане. Для общества двусторонние отношения не только политика, но и шанс на достойное образование для детей, которое крайне сложно получить на родине. Но «слышащее государство» должно не бороться с этим или пытаться игнорировать проблему, а использовать ситуацию для помощи родной стране.

Развитие экономики Казахстана требует сейчас опоры на «неорганизованное» обучение молодежи в вузах стран ЕАЭС, прежде всего, России. Задача Казахстана – создать условия, чтобы обученные кадры возвращались в страну и шли на госслужбу, производство и в высшее образование, воссоздавать систему обучения, которая когда-то их увлекла за рубеж.

Возможно, масштаб проблем казахстанского образования пугает, но это не повод опускать руки. 

Россия также сталкивалась с массовой утечкой образованной молодежи в 1990-е, но смогла кардинально изменить ситуацию. Теперь РФ входит в четверку наиболее привлекательных для иммиграции стран, по данным ООН, вместе США и Германией. За последние три года (2017-2019) численность лиц с высшим и неоконченным высшим образованием в России за счет миграции выросла на 50 тысяч человек.

Россия справилась. Со временем – справится и Казахстан, если будет эффективно использовать помощь союзника.

 

 

[1]Ценности казахстанского общества в социологическом измерении. Алматы: Фонд им. Фридриха Эберта, 2020. С. 38.

[2]Казахстанские студенты в ВУЗах Российской Федерации: взгляд в будущее. Нур-Султан: «Евразийский Мониторинг»-ИАЦ МГУ, 2019. С. 10.

[3]Там же, с. 7. В три смысловые категории объединено 10 вариантов ответа.


Вернуться назад