Беспорядки (революции) в странах арабского мира преследуют одну цель: ограничить поставки углеводородов в Европу и Японию – основных экономических конкурентов США. (см. Авантюрист. Избранное.)
Этот план задумывался уже давно.
Реально к нему приступили после 11сентября 2001.
Основными поставщиками нефти в эти страны являются Ирак, Иран и Саудовская Аравия.
С Ираком и Ираном все понятно. Там все подготовлено к взрыву. ( в Ираке – к внутреннему, в Иране – внешнему)
А вот Саудовская Аравия?
Внутренних и внешних вызовов пока не наблюдается.
Какие возможности есть для блокирования поставок нефти из этой страны?
Посмотрим на географическую карту.
Главные экспортные нефтяные терминалы Саудовской Аравии следующие: • комплекс Рас-Танура (мощностью свыше 6 миллионов б/д; крупнейший в мире морской нефтеналивной терминал), в его состав входят порт Рас-Танура (2,5 миллиона б/д) и терминал Рас-аль-Джуйама (Ras al-Ju'aymah) (3-3,6 миллионов б/д,) в Персидском заливе. Свыше 75 % экспортных поставок загружаются на терминале Рас-Танура. • Терминал Янбу на Красном море, откуда экспортируется основная часть оставшегося объема экспорта, обладает загрузочной мощностью примерно 4,5 миллиона б/д по сырой нефти и 2 миллиона б/д по ГКЖ и продуктам переработки. Сообщается, что этот терминал не используется на полную мощность. Эти, а также еще дюжина других, меньших по размеру терминалов по всей стране, в целом могут обеспечивать экспорт 14-15 миллионов б/д сырой и переработанной нефти, что на 3,0-3,5 миллиона б/д выше текущего уровня добычи сырой нефти в Саудовской Аравии. Основные внутренние нефтепроводы «Saudi Aramco» эксплуатирует свыше 9000 миль нефтепроводов по всей стране, включая два основных нефтепровода. 745-мильный трубопровод для сырой нефти пропускной способностью 5 миллионов б/д, идущий с востока на запад («Petroline») эксплуатируется «Aramco» с 1984 г. (тогда он перешел к этой компании от «Mobil») и в основном используется для транспортировки нефти марок «Арабская легкая» и «Суперлегкая» с заводов Абкайк в восточной провинции на терминалы, расположенные на Красном море (Янбу), для последующего экспорта в Европу. Насколько нам известно, саудийцы частично расширили «Petroline», чтобы сделать порт Янбу стратегической альтернативой портам Персидского залива, на случай блокады прохода экспортных поставок через Ормузский пролив в Персидский залив. «Petroline» используется менее чем наполовину, поскольку грузам, отправляемым из Янбу, требуется до пяти дней дополнительно, чтобы танкеры прошли в объезд через баб-эль-мандебский пролив к основным азиатским клиентам. Кроме того, в 1980-х годах были построены 380-километровый универсальный трубопровод между Дараном в восточной провинции и Эр-Риядом, и более короткий, 354-километровый универсальный трубопровод между Эр-Риядом и Кассимом (на севере). Параллельно «Petroline» проходит трубопровод для ГКЖ пропускной способностью 290000 б/д — Абкайк-Янбу, который обслуживает нефтехимические заводы Янбу. Благодаря заключению контракта стоимостью 500 миллионов долларов США на установку трех обводных трубопроводов ГКЖ на участке магистральной линии Шегдум-Янбу, пропускная способность этого трубопровода после реализации контракта в 2008 г. возрасла до 555000 б/д (расширение SHY-1). Имеется также шесть трубопроводов меньшего размера, которые входят в трубопроводный комплекс Утмания-Абкайк. С целью поддержки возросшего экспортного потенциала «Aramco» объявило о строительстве более 1336 километров новых трубопроводов для нефти, природного газа и ГКЖ различных диаметров и длины к 2009 г. Самый большой проект протянется до вновь разрабатываемого месторождения Хурайс производительностью 1,2 миллионов б/д, для чего потребуется строительство трубопроводной сети длиной 645-805 километров в восточной провинции. Проект «Манифа» предполагает установку 356 километров трубопроводов (для газа и для сырой нефти/конденсата). Международные нефтепроводы «Saudi Aramco» не эксплуатирует какие-либо крупные действующие международные трубопроводы. «Трансарабский трубопровод» (Trans-Arabian Pipeline — Tapline), идущий от Кайсума (Qaisumah) до Сидона (Sidon) в Ливане, построенный в 1974 г., частично законсервирован с 1984 г. (иорданский участок был закрыт в 1990 г., хотя уже велись переговоры относительно его открытия). Кроме того, в 1989 г. был построен 48-дюймовый иракский трубопровод пропускной способностью 1,65 миллиона б/д через Саудовскую Аравию (IPSA), идущий параллельно «Petroline» от перекачивающей станции №3 (всего вдоль «Petroline» 11 перекачивающих станций) до порта Муадджиз (Mu'ajjiz), к югу от Янбу, однако он закрыт на неопределенное время после вторжения Ирака в Кувейт в августе 1990 г. В июне 2001 г. Саудовская Аравия объявила IPSA своей собственностью. Теоретически IPSA можно было бы использовать для транспортировки саудовской нефти на Красное море, хотя, по сообщениям самих саудийцев, этот трубопровод был переделан для транспортировки газа в рамках системы «Master Gas». Единственный функционирующий международный трубопровод для сырой нефти — это 60-летний комплекс, состоящий из четырех небольших подводных линий, по которым сырая нефть «Арабская легкая» поставляется с месторождений Абу-Саафа и Даммам в Бахрейн. Пропускная способность трубопроводов варьируется от 207000 до 250000 б/д. Как сообщается, этот устаревший трубопровод будет выведен из эксплуатации после строительства трубопровода «Новая Аравия» (New Arabia); его длина составит 114 километ-ров, пропускная способность 350000-450000 б/д, и он пройдет между Абкайком и бахрейнским заводом в Ситре (Sitra). Этот трубопровод будут строить местные фирмы. Подача нефти по нему началась в 2008 г. Несмотря на избыточную мощность имеющихся в стране трубопроводов, саудийцы планируют провести изучение технической возможности строительства нефтепровода из «пустой земли» на юго-востоке Саудовской Аравия через Хадрамаут в Йемене и Арабское море, правда подробная информация о предлагаемом проекте отсутствует.
И что мы видим…
Для того, чтобы блокировать 75% поставок нефти из СА достаточно блокировать Ормузский пролив.
Для того чтобы блокировать 25% поставок нефти из СА достаточно блокировать Мандебский пролив.
Кто может заблокировать Ормузский пролив?
Иран
О блокировании Ормузского пролива давно заявляло иранское руководство в случае агрессии.
А так же Оман.
А вот Мандебский пролив вполне могут заблокировать Сомали, Йемен, Джибути и Эритрея.
Надо полагать, что в ближайшее время, главные беспорядки (революции) будут организованы именно в этих странах.
Следим за руками кукловодов…..
Вернуться назад
|