ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Кавказ и Средняя Азия: кто активно пользуется услугами лоббистов?

Кавказ и Средняя Азия: кто активно пользуется услугами лоббистов?


17-02-2011, 10:26. Разместил: VP

("EurasiaNet", США)

Джошуа Кучера (Joshua Kucera)

 

Как явствует из федеральных документов США, Грузия опережает все страны Кавказа и Средней Азии по количеству средств, которые она тратит на вашингтонских лоббистов.

 

В 2010 году Грузия заключила контракты с четырьмя лоббистскими фирмами, включая ряд наиболее влиятельных из вашингтонских компаний данного профиля, на общую сумму как минимум в 1,5 миллиона долларов.

 

Азербайджан и Казахстан пользуются услугами лишь одной фирмы, которая представляет их интересы в Вашингтоне, и тратят они значительно меньше: у Азербайджана на настоящее время заключен контракт с компанией Patton Boggs, которая обходится стране по 35 тысяч долларов в месяц, а Казахстан платит своим специалистам по связям с общественностью из фирмы BGR Public Relations LLC по 25 тысяч долларов ежемесячно. Между правительствами сепаратистских республик Абхазия и Южная Осетия и компанией Mark Saylor Company заключен годовой контракт на оказание аналогичных услуг, и обходится он каждой республике по 120 тысяч долларов.

 

По данным неправительственных организаций ProPublica и Sunlight Foundation, отслеживающих подобные траты, в 2009 году зарубежные правительства потратили в целом около 60 миллионов долларов на свое представительство в Вашингтоне (данные за 2010 год пока отсутствуют).

 

Если предположить, что цифры за 2010 год являются сопоставимыми, то Грузия выходит в лидеры среди иностранных клиентов лоббистских компаний за прошедший год. В 2009 году организация Sunlight Foundation определила десятку ведущих в этом отношении стран, и десятая страна, Тайвань, потратила на означенные цели порядка 1,55 миллиона долларов. Турция, занявшая восьмое место, израсходовала на лоббистов около 1,68 миллиона долларов.

 

Лоббисты имеют особое значение для амбициозных развивающихся стран, обычно располагающих не слишком опытными дипломатическими кадрами, говорит старший научный сотрудник Sunlight Foundation Билл Эллисон (Bill Allison). Этим странам нужно выстраивать отношения с Конгрессом, Госдепартаментом и Минобороны, и, возможно, им имеет полный смысл заплатить влиятельным американцам, чтобы те провели для них всю организационную работу, подчеркивает он.

 

"Вместо того, чтобы направлять сюда грузин в попытке быстро наладить контакты, они нанимают людей, некогда работавших в упомянутых агентствах, либо людей со связями в данных агентствах, либо политических игроков, которые бы оказали влияние на Вашингтон", – отмечает Билл Эллисон.

 

Этим странам также бывают весьма полезны вашингтонские шишки, которые обычно возглавляют лоббистские фирмы и которые могут оказаться гораздо влиятельнее, нежели представители их родной страны, добавляет он. "Если я буду вести разговор с неким представителем Грузии, что он может для меня сделать? Но если мой собеседник раньше возглавлял мое агентство или может стать одним из тех, кто будет участвовать в назначении руководителей моего агентства в следующей администрации, я, возможно, прислушаюсь к нему повнимательнее".

 

Хотя у Армении в настоящее время и нет своих лоббистов в Вашингтоне, в Америке имеется ряд влиятельных армяно-американских организаций, отстаивающих интересы Еревана. Частично по этой причине Азербайджан весьма активно пользуется услугами лоббистских фирм, обосновавшихся на Кей-стрит, говорит замдиректора Института европейских, российских и евразийских исследований Школы международных отношений им. Эллиота Университета Джорджа Вашингтона Кори Уэлт (Cory Welt). У Азербайджана имеется "неприятель с отлаженными взаимоотношениями на Капитолийском холме", – говорит он.

 

По словам Уэлта, Грузия сильно полагается на свой альянс с Соединенными Штатами, и это является одним из ключевых факторов расходования Грузией средств на данные цели. "Из всех стран Кавказа и Центральной Азии Грузия, возможно, уже больше всех погрузилась в атмосферу Вашингтона и поэтому лучше всех понимает, как здесь делаются дела, – подчеркивает он. – Ею также движет убеждение, что у нее имеется гораздо более влиятельный противник [Россия] с ее налаженным подходом к Вашингтону, учитывая провозглашенную администрацией Барака Обамы приоритетную цель – "перезагрузку" американо-российских отношений".

 

Как явствует из подлежащих обнародованию документов Министерства юстиции США о деятельности лоббистских компаний, в 2010 году Грузия заключила контракты с Orion Strategies на сумму в 420 тысяч долларов, с Gephardt Group на 426 тысяч 800 долларов, с Podesta Group на 300 тысяч долларов и с Ithaca Group на 270 тысяч долларов. Контракт с Podesta Group был заключен лишь на полгода, но, по словам официального представителя посольства Грузии в Вашингтоне Натии Замбахидзе, компания работала на посольство на протяжении всего года.

 

Лоббисты Грузии имеют влияние в обеих главных политических партиях США.

 

Gephardt Group возглавляет Ричард Гепхардт (Richard Gephardt), в прошлом член Конгресса от Демократической партии, возглавлявший фракцию демократов в Палате представителей с 1989 по 2003 год. Компанией Podesta Group руководит Тони Подеста (Tony Podesta), один из высокопоставленных представителей Демократической партии, брат которого, Джон, был некогда главой аппарата Белого дома при Билле Клинтоне. Orion Strategies возглавляет Рэнди Шейнеман (Randy Scheunemann), выступавший советником по внешнеполитическим вопросам Джона Маккейна (John McCain) на президентских выборах 2008 года.

 

"Правительство и посольство постоянно работают над укреплением стратегического партнерства Грузии с Соединенными Штатами, являющимися незаменимым союзником в деле построения нашей демократии и рыночной экономики", – говорит Натия Замбахидзе.

 

"Обращаясь к американским СМИ, мы также преследуем цель рассказать деловому сообществу и широкой американской общественности о проводимых в Грузии реформах и инвестиционных возможностях, – добавляет она. – Углубляя наши взаимоотношения здесь, в США, мы прибегаем к знаниям и опыту многих людей, включая и наших консультантов".

 

В последнее время Грузия активизировала свою лоббистскую деятельность, тогда как Азербайджан и Казахстан сократили расходы на эти цели. В 2008 и 2009 годах Азербайджан заплатил различным фирмам в общей сложности 1,3 миллиона долларов, Грузия – 1,4 миллиона долларов, а Казахстан – 1,7 миллиона долларов. Ни одна другая страна или структура не прибегали к услугам лоббистских компаний в Вашингтоне.

 

Посольства Азербайджана и Казахстана не ответили на просьбы о комментарии. Ни одна из лоббистских компаний, к которым обращались корреспонденты EurasiaNet.org, не пожелали дать официальных комментариев.

 

Проведя большую часть 2009 и 2010 годов без лоббистов, Азербайджан подписал в декабре 2010 года контракт с компанией Patton Boggs. Договор, представленный в Министерство юстиции, не содержит конкретики относительно того, какие именно вопросы представляют для Баку особый интерес. В нем лишь говорится, что в задачи компании будет "входить оказание консультационных услуг и содействия [Азербайджану] в сфере двусторонних американо-азербайджанских отношений".

 

В прежних же соглашениях такого года Азербайджан особенно интересовал его имидж в Соединенных Штатах. В 2007 году лоббисты компании Livingston Group 91 раз контактировали с сотрудниками Конгресса США по вопросам резолюции, призывающей Азербайджан "немедленно освободить" Фархада Алиева и Рафика Алиева, оказавшихся на скамье подсудимых по обвинению в подготовке государственного переворота, дело которых привлекло внимание международных правозащитных организаций. (Резолюция так и не получила дальнейшего хода).

 

В начале 2009 года работавшие на Азербайджан лоббисты также пытались добиться того, чтобы конгрессмены увековечили память Ходжалинской трагедии, произошедшей в 1992 году в ходе нагорно-карабахского конфликта. Эти попытки не принесли особого эффекта: во всяком случае, как минимум один конгрессмен, республиканец Эд Уитфилд (Ed Whitfield) от штата Кентукки, официально отметил годовщину Ходжалинских событий с занесением соответствующей записи в Протокол Конгресса через три дня после состоявшейся у него встречи по этому вопросу с лоббистом из компании Livingston Group.

 

Согласно федеральным документам, нынешний контракт Казахстана с компанией BGR Public Relations ориентирован исключительно на освещение в средствах массовой информации, и все заявленные контакты происходят с журналистами и редакторами американских СМИ. В прошлом же Казахстан нанимал лоббистов для оказания влияния на политических деятелей, включая договор, заключенный с фирмой Policy Impact Communications с целью исключить формулировки правозащитных требований из законов об оказании зарубежной помощи.

 

Интересы Грузии в сфере лоббирования сконцентрированы главным образом на вопросах безопасности, а проводимые встречи ориентированы на повышение информированности о деятельности России на территории Южной Осетии и Абхазии. Правда, освещение в СМИ также является для грузинских лоббистов одним из приоритетов: так, например, в 2010 году представители фирмы Podesta Group не один десяток раз пытались организовать интервью президента Михаила Саакашвили с различными вещательными СМИ от CNN до Al Jazeera. Специалисты компании также пытались преподнести идею рассказать в своих изданиях о секретаре Совета национальной безопасности Эке Ткешелашвили редакторам журналов People и Marie Claire.

 

Оригинал публикации: Caucasus, Central Asia: Look Who’s Doing the K Street Shuffle


Вернуться назад