ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Двойные стандарты Запада и ядерная программа Ирана
Двойные стандарты Запада и ядерная программа Ирана25-01-2011, 09:32. Разместил: VP |
На прошлой неделе Москву посетил представитель Исламской Республики Иран в МАГАТЭ Али Аскар Солтани и в рамках своего визита дал 20 января пресс-конференцию в РИА "Новости", посвященную ситуации, сложившуюся вокруг ядерной программы Ирана.
В последнее время западные СМИ охотно распространяют информацию, что вирус Stuxnet, ставший причиной сбоя на атомной станции в Бушере в сентябре 2010 года, был разработан специалистами Израиля и США и, более того, что он до сих пор полностью не удален из компьютерных систем и может стать причиной техногенной катастрофы.
Подобные публикации, как и всякие другие манипуляции фактами и искажение данных в политических целях, в условиях мирового информационного противоборства могут привести к серьезным геополитическим дисбалансам. Визит господина Солтани, который является ведущим специалистом в области мирного атома, а представителем Ирана в МАГАТЭ являлся уже в 1982 году, помог пролить свет на ядерную "проблему" Ирана, которой озабочены США и ряд европейских государств.
Выступление началось с предыстории – ядерной программы при шахском режиме, которую поддерживали развитые страны. Теоретически станция в Бушере должна была быть построена 30 лет назад. Аналогичный проект уже давно запущен в Германии (атомная станция "Библис"), однако, получив 8 млрд. марок, Германия не выполнила условий договора и после Исламской революции покинула страну.
Подобная ситуация сложилась и с Францией, которая должна была построить два энергоблока в городе Дарховейн. Более того, у Франции находится 50 тонн урана, принадлежащего Ирану. Примечателен и тот факт, что Ирану принадлежит 10% акций завода по обогащению урана во Франции - ранее, до Исламской революции, Иран инвестирован в него 1 млрд. долл., спая таким образом завод от банкротства.
Несмотря на эти факты, когда после 1979 года начала проводиться точная и выдержанная политика в отношении атомных исследований, ряд бывших партнеров начали применять практику двойных стандартов и уклоняться от выполнения своих обязательств. Кроме того, через МАГАТЭ, которая является техническим органом и не имеет права выносить политические решения, начались проводиться именно политические манипуляции.
В частности, после атаки Израиля на французский ядерный реактор в 1981 году Иран явился инициатором резолюции, осуждающей это нападение, но представители США заявили, что выйдут из МАГАТЭ, если эта резолюция будет принята. А так как 25% бюджета организации поступало от США, представители этой страны утверждали, что организация не сможет существовать. Иран предложил оплатить этот взнос, резолюция была принята, а делегация США покинула конференцию. Но через несколько месяцев США вернулись в агентство, так как имели намерения влиять на ход принятия решений, следовательно, заявления о выходе являлись попыткой шантажа. Когда позднее, в ходе войны, Ирак неоднократно атаковал станцию в Бушере, западное сообщество не осуждала Саддама Хусейна за эти нападения.
Далее, в 2003 году Франция, Германия и Великобритания попросили Иран ввести мораторий на обогащение урана на короткий срок и не загружать материал в центрифуги. Иран выполнил эту просьбу, но эти страны начали расширять список – просили не включать машины, далее не производить детали, а в конце концов, заявили, что Иран вообще не должен проводить атомные исследования.
Необходимо отметить, что атомная промышленность также работает в медицинских целях, в частности, для производства атомных изотопов для лечения раковых заболеваний. А введение моратория является абсолютно добровольным актом, направленным на создание доверия и не является обязательным для выполнения. Вполне естественно, что после таких просьб, которые скорее можно было охарактеризовать как политическое давление, Иран отказался от их выполнения и начал самостоятельно проводить все исследования и производство. Именно Франция, Германия и Великобритания в совете управляющих МАГАТЭ приняли постановление о том, что Иран является нарушителем и передали его в Совет Безопасности ООН. Однако и в этом случае, именно эти страны нарушили процессуальные нормы.
Согласно Статье XII, пункт С Устава МАГАТЭ, при каких-либо несоблюдениях страной правил агентства, что определяется инспекторами, они сообщают об этом Генеральному директору, который передает информацию в Совет управляющих. Лишь потом Совет в праве потребовать устранения несоблюдения правил и сообщить в СБ и Генеральную Ассамблею ООН. В случае с нынешними санкциями СБ ООН против Ирана, которые, к сожалению, поддержала и Россия, эта цепочка была нарушена, следовательно, санкции не имеют юридической силы. Теперь вопрос состоит в том, как странам-членам СБ ООН выйти из этой кризисной ситуации с достоинством.
Кроме того, нет ни одного свидетельства, что ядерные материалы, задействованные в иранской программе, направлены на военные исследования. Не следует забывать, что Иран ни разу не препятствовал инспекторам МАГАТЭ.
Как сообщил господин Солтани, за последние восемь лет было проведено в общей сложности четыре тысячи человеко-часов инспекций, что является беспрецедентным случаем за 50-летнюю историю МАГАТЭ, инспектора вмешивались практически во все, часто предупреждая о проверках за два часа, все материалы находятся под пломбами агентства и ни один грамм урана не может быть использован не по назначению. На всех атомных объектах Ирана установлены камеры и ведется круглосуточное наблюдение.
Что касается ядерного оружия, то даже беря во внимание мнения авторитетных ученых и политиков США, таких, например, как Кеннет Уолтц, что наличие ядерного оружие улучшает региональную безопасность, Иран всегда выступал против применения любых средств оружия массового поражения, что запрещено "харамом". Это имеет исторические подтверждения, когда Ирак применял химическое оружие против Ирана, - в ответ против армии Хуссейна неконвенциональное оружие не применялось, хотя Иран и имел развитую химическую промышленность.
По мнению Солтани, Ирану чисто из рациональных соображений невыгодно иметь ядерное оружие, так как страна не сможет создать большого количества боеголовок и будет неконкурентоспособна с пятью ядерными странами, имеющими около 30 тысяч боеголовок. Поэтому военная ядерная программа для Ирана будет являться стратегической ошибкой.
Возвращаясь к политическим манипуляциям Запада, необходимо упомянуть переговоры 2009 года в Вене, когда Иран предложил России быть гарантом поставок топлива в Иран. Согласно заявлению Солтани, вначале предполагалось, что Россия будет заниматься обогащением урана до 20%, потом его будет дообогощать Франция, а затем передаст Ирану. Однако, учитывая, что Франция удерживает 50 тонн, принадлежащих Ирану, возникло закономерное предположение, что Франция не сможет гарантировать поставки и новых партий. Далее предложили передать эти 50 тонн для обогащения России, но Франция отказалась это сделать. Последнее предложение состояло в том, чтобы Россия стала гарантом поставок, но переговоры по этому вопросу еще не начались.
Очевидно, что подобные политические манипуляции вкупе с инсинуациями, раздутыми "независимой" западной прессой, порождают климат недоверия и пессимизм, с чем также связан и отказ России от поставок оборонных комплексов С-300.
Остается надеяться, что прошедшие 22 января в Стамбуле переговоры "шестерки" (США, Китай, Россия, Франция, Великобритания и Германия) с Ираном помогут разрешению сложившихся противоречий и прояснению ситуации и для России, и для представителей ЕС.
Леонид Савин Вернуться назад |