ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > От франкоканадского национализма к проекту суверенитета: вопрос о непрерывности

От франкоканадского национализма к проекту суверенитета: вопрос о непрерывности


17-01-2011, 09:33. Разместил: VP

Ги Роше - профессор департамента социологии и исследователь центра публичного права Монреальского университета.

 

Мы часто говорим: Тихая революция* не наступила в 1960-м, она была подготовлена разными событиями в предшествующие годы. В этой перспективе стоит признать - проект суверенитета тоже не появился случайно и одномоментно, не пройдя через публичное пространство в 50-е и 60-е гг.: он был подготовлен, и намного раньше, чем случилась Тихая Революция. Часть его корней во франкоканадском национализме первой половины 20-го века.

Я не историк франкоканадского национализма. Но он был на политической сцене, что я наблюдал первую половину своей жизни. И я храню живое воспоминание об этом, иногда отличное от того, что я читаю сегодня по этому поводу. Я был подростком, студентом классических колледжей той эпохи, познавшим и испробовавшим этот национализм, также, без сомнения, как и другие люди моего поколения.

Этот франкоканадский национализм, что я познал, был настолько же канадским, насколько франко-канадским. Он был вдохновлён канадским проектом, образом Канады будущего, который мы надеялись реализовать. Эта Канада мечты была бы построена из двух народов-основателей, французы, первые колонисты, и англичане-завоеватели. Между этими двумя народами был бы заключён контракт в виде Канадской Конфедерации, которая бы признавала равенство этих двух народов. Это всё должно было вести ко дню, когда будет положен конец доминированию английского языка, вызванного принадлежностью к Британской Империи. По логике, франкоканадский национализм требовал независимости Канады, отделения от Империи и Содружества Наций.

В общем, речь шла о проекте обязательного суверенитета и независимости Канады будущего. Необходимо было активно трудиться для того, чтобы этот день наступил. Это то, что мы делали, требуя исчезновения символов британского колониализма, замены государственных символов Канады на символы независимой Канады. Например, мы требовали, чтобы канадский флаг заменил «Юнион Джек» или флаг торгового флота**, который играл роль национального флага в то время, и когда мы требовали, чтобы национальный канадский гимн заменил "Боже храни Британского Короля".

 

Двуязычная Канада


Другое условие было логически необходимо для реализации этого проекта: чтобы Канада признала себя двуязычной. Кампании по внедрению двуязычия шли двумя взаимодополняющими путями. Первый путь состоял в требовании, чтобы федеральная администрация стала двуязычной: я помню многочисленные письма, требующие чтобы то или иное министерство, и особенно то, что называлось "Статистическое бюро Доминиона" давали ответ на запрос на французском языке. В то время мы могли писать, не платя за почту в любую инстанцию федерального правительства: и мы не стеснялись этим пользоваться. Второй путь состоял в том, чтобы требовать признания французских школ вне Квебека, особенно в Онтарио, Манитобе и Нью Брансвике. Англификация через школу - в числе прочих и франкоканадцев, являлась большим препятствием к созданию Канады равных прав.

Насколько известно, франкоканадский национализм не был лишь франкоканадским. Он был и канадским, и франкоканадским: он выражал собой проект деколонизированной Канады и нёс в себе надежду на равный статус для тех, кто назывался "франкоканадцы". Кроме того, этот франкоканадский национализм не нёс в себе антисемитизма. Хотя я помню, что подобные идеи циркулировали среди нас, наши учителя объявляли "Протоколы Сионских Мудрецов" подделкой, сочинённой антисемитами. Кстати, этот национализм сопровождался католическим консерватизмом. Мы поддерживали Франко в испанской войне и почитали Петена. Социальный консерватизм сосуществовал с национализмом, и в наших умах одно было необходимо для другого.

 

Побеги национализма.


Франкоканадский национализм был, без сомнения, самым важным и влиятельным политическим движением в Квебеке с самого начала 20-го века, если не раньше. Всё это время он был жив, и трансформировался, как всё живое. Он дал множество побегов и ответвлений: я насчитываю четыре. Он был главным фактором распространения канадского национализма, достигшего триумфа сегодня. Франкоканадская мечта независимой Канады исполнилась, без сомнения, в связи с другими факторам, особенно в связи с сильным антиамериканизмом, который руководил умами части англоканадской интеллигенции в 60-е и 70-е гг.

Националистическая мечта франкоканадцев о большой Канаде, настолько терпимой, чтобы смочь подстроиться под нас, мечта моей молодости - выжила и будет жить всегда. Это второй побег. Мы видим её у квебекцев, которые называют себя одновременно "федералистами" и "сторонниками автономии Квебека, продвигая интересы Квебека и придерживаясь особого порядка, или даже автономии "La Belle Province"***.

Тихая революция и её последствия являются третьим побегом франкоканадского национализма: прошедшая под лозунгом "станем хозяевами у себя", стремившаяся к тому, чтобы сильное государство взяло в руки экономику Квебека, и молодой буржуазией, которая открыла для себя свои амбиции и возможности в активном синдикализме.

Наконец, проект суверенитета появился в момент, когда произошла Тихая революция, он был и остаётся наследником франкоканадского национализма, который его подготовил. Может казаться, что суверенизм отвернулся от национализма, как сегодня, но он без сомнения был им вскормлен. Когда в своём начале он диктовал "Квебек для квебекцев", он на самом деле имел в виду "Квебек для франкоканадцев".

Особенно движение суверенитета собрало растущее множество сторонников любого происхождения, которые постепенно осознавали, что франкоканадская мечта о Канаде была совершенно иллюзорной. В Канаде на пути к независимости франкоканадцы теряли ощущение почвы под ногами: тема двух народов основателей была отложена навечно, бикультурализм был заменён мультикультурализмом, федеральная власть постепенно усиливалась, и "подачки" от федерального правительства были чрезвычайно ожидаемы. С приходом иммиграции, с превращением франкоканадцев в меньшинство в этой новой Канаде было неизбежным и настолько же неприемлемым, поскольку это означало очевидную потерю политической власти и медленное исчезновение.

 

Переход к идеям независимости.


Подобный анализ ведёт к единственному логическому решению: сделать Квебек отдельным государством, которое заменит мечту о Канаде. Поменять статус меньшинства в Канаде на статус большинства в независимом Квебеке. Часть боевой энергии франкоканадского национализма перешла в проект квебекской независимости.

Движению за независимость было необходимо отделаться от этнического ярлыка, который мы не перестали на него клеить. Поэтому появилась тенденция дистанцироваться от "старого" франкоканадского национализма, требовалось отказаться от его наследства. Однако, связь совершенно очевидна, если не рассматривать суверенизм наших дней как точный клон национализма. Делая Квебек отдельной страной, суверенизм открыл понятие "Квебекцев" в общем смысле. Выживание французского языка не происходит через внедрение билингвизма, но через "Хартию о французском языке"****.

Надо признать: проект независимости Квебека не имеет смысла, если он не вытекает непрерывно из событий прошлого, всё ещё недавнего, и не основан на нём. Не в отрицании этого прошлого, в котором кроется двойственность его природы, он найдёт своё процветание. Главное, что подпирает свод суверенного Квебека это французская традиция, пустившая корни и принятая в Квебеке, обогатившаяся динамикой взаимодействий, которые она познала в прошлом и продолжает познавать со всеми остальными культурами, которые её сопровождают и которые себя с ней ассоциируют.

 

Примечания переводчика и perevodika.ru:


* Тихая революция — цепь политических и социально-экономических событий в Канаде 1960—1970х гг, заставившая канадцев и мировую общественность по-новому взглянуть на этническую картину канадского государства и в первую очередь пересмотреть отношения между главными его составляющими: англоканадцами и франкоканадской общиной. Важные трансформации затронули в первую очередь все стороны жизни и быта преимущественно франкоязычной канадской провинции Квебек, вставшей на путь модернизации и сознательного поиска чёткой национальной самоидентификации.

** http://en.wikipedia.org/wiki/Canadian_Red_Ensign

*** "La belle province"(красивая провинция) – перифраз, использовавшийся на регистрационных знаках автомобилей в Квебеке до 1978 года. Был убран, вероятно, из-за упоминания Квебека как "провинции" и заменён на национальный девиз "Je me souviens" («Я помню»)

**** #1Charte de la langue française - закон, устанавливающий французский язык единственным государственным языком в Квебеке. В частности, этот закон закрывает иммигрантам доступ в англоязычные школы, устанавливает право каждого квебекца работать на французском языке, и право быть обслуженным на французском языке во всех организациях, фирмах и учреждениях.


Вернуться назад