ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > На какие уступки придется пойти РФ при вступлении в ВТО?
На какие уступки придется пойти РФ при вступлении в ВТО?27-12-2010, 10:08. Разместил: VP |
На днях чиновники огласили полный перечень требований, предъявляемых России по линии Всемирной торговой организации.
Комментирует кандидат экономических наук Алексей Чичкин: - Дело вовсе не ограничивается снижением или даже отменой экспортных пошлин на древесину. Фактически речь идет о полном открытии нашего национального рынка для импорта.
Так, на днях СМИ сообщили о том, что ВТО и Евросоюз настаивают, в частности, на повышении внутренних железнодорожных тарифов в России до уровня внешнеторговых. То же подтвердил Аркадий Дворкович, помощник президента РФ по экономическим вопросам, на конференции "Российский банковский сектор: жизнь в новой реальности".
Дескать, низкие внутренние цены на железнодорожные грузоперевозки – это нерыночное субсидирование экономики. Хотя, напомню, что в большинстве стран-членов ВТО, и даже в таких, как Гаити, Малави, Свазиленд, Суринам, Папуа, Фиджи, Грузия, Молдавия, - эти перевозки по-прежнему прямо или косвенно субсидируются государством, чтобы сохранить транспортно-экономические взаимосвязи между регионами тех стран. И, стало быть, для сохранения общегосударственного экономического пространства.
Но расстояния в тех странах, мягко говоря, несопоставимы с российскими. Вдобавок, в России до сих пор регионы добычи сырья на многие сотни, а то и тысячи километров удалены от регионов, где это сырье перерабатывается. Нетрудно предугадать какими последствиями обернется удорожание внутрироссийских грузоперевозок по железным дорогам.
А почему, собственно, такое требование адресовано именно стальным магистралям РФ? Потому, что минимум половину объема перевозок грузов в нашей стране осуществляют железные дороги. По мнению многих экспертов, выполнение этого условия наверняка приведет к экономической изоляции наших регионов друг от друга, причем с очевидными социально-политическими последствиями для единства страны – по крайней мере, экономического.
"Повышение внутренних железнодорожных тарифов может привести к оттоку значительной части грузов, например, в порты соседних стран Балтии, - убежден Виктор Морозов, гендиректор морского торгового порта Мурманска. - За последние годы все порты этих стран прошли полную модернизацию, что делает наши порты неконкурентоспособными". По его мнению, тарифная политика государства должна быть чёткой и экономически оправданной; необходимо "развивать промышленность, обеспечивать перевалку грузов. Иначе мы не сможем на равных конкурировать с зарубежными соседями".
Сообщается также о требованиях ВТО по сокращению в России госсубсидий сельскому хозяйству и пищевой промышленности, увеличению российского импорта мяса и мясопродуктов (т.е. увеличению квот на такой импорт). От нас требуют ослабить контроль за качеством ввозимых сельхозсырья и готового продовольствия.
Но, во-первых, объем госсубсидий сельскому хозяйству и пищевикам в России уже сегодня многократно ниже, чем не только на Западе и в Китае, но и в большинстве развивающихся стран. Поэтому сокращение этих госсубсидий, с учетом предписания увеличивать мясной импорт, окончательно "устранит" препятствия, можно сказать, для завоевания российского рынка импортным продовольствием.
А во-вторых, эти намерения Запада-ВТО впрямую увязаны с ослаблением контроля за качеством импортируемых сельхозпродуктов. Ибо "либеральный" контроль в этой сфере, естественно, ещё в большей мере увеличит долю продовольственного импорта на российских прилавках. Напомню, в этой связи, что уже сегодня этот показатель – минимум 35%, а в крупных городах, индустриальных центрах и курортных регионах – свыше 55%. Причем без учета сельхозтоваров из СНГ.
Но почему столь высока заинтересованность в российском рынке у ВТО и западных стран, у которых преобладающее влияние в этой структуре? Потому что Россия со времени развала СССР остается одним из крупнейших импортеров продовольствия. И входит в десятку стран-мировых "лидеров" по импорту продуктов питания и сельхозсырья. Доля же России в агроэкспорте из Северной Америки и Евросоюза превышает 20%. Вернуться назад |