ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Алкоголики — самая влиятельная из российских сект

Алкоголики — самая влиятельная из российских сект


21-12-2010, 11:07. Разместил: VP

Вы полагаете, что альбигойцы, катары, богомилы, павликиане и прочие последователи манихейских и гностических сект давно канули в Лету? Да ничего подобного — собрания их духовных преемников регулярно проходят в каждом дворе, на каждой улице. Есть основания полагать, что именно манихейское мировоззрение делает наших соотечественников алкоголиками.

 

Гностики и манихеи считали материальный мир творением злого Демиурга, и, следовательно — воплощением зла. Полную картину мироздания в их учении можно описать одной короткой фразой: "Весь мир — дерьмо". Не аналогичную ли жизненную философию исповедуют практически в любой пьющей компании?

 

Конечно, мировоззрение пьяницы может быть и дионисийским, когда алкогольные напитки — это один из атрибутов полноты, буйства жизни. Вино здесь стоит в одном ряду с другими радостями и удовольствиями — вкусной и обильной едой, сексуально привлекательными собутыльниками или собутыльницами, веселой музыкой. Но дионисийство более характерно для людей средиземноморской, нежели традиционно русской культуры.

 

Отечественные алкоголики являются своего рода аскетами с "нестяжательской" этикой. Например, "тяжелым грехом" в их кругах считается тратить деньги на закуску, особенно дорогую. Помните старый анекдот про пьяниц, которые долго спорили между собой: "Берем три или две? Три или две?" А потом подходят к прилавку и говорят продавщице: "Пожалуйста, четыре бутылки водки и две ириски". Также глубоко неправильным считается обладать хоть каким-то имуществом кроме самого необходимого — зачем позволять себе вторую пару штанов, когда можно обойтись и одной парой, а вторую — пропить?

 

Отношение к сексу в алкогольной среде тоже гностически-манихейское. Поздние гностики, например, альбигойцы, считали, что половые органы даны людям для поругания собственных тел и душ, а любой половой акт является кровосмешением, потому что все люди — братья и сестры. В иерархии ценностей пьяницы алкоголь занимает гораздо более высокую ступень, чем налаженная сексуальная жизнь.

 

Некоторые люди полагают, что распитие спиртных напитков в разнополой компании — это непременно оргия, сопровождающаяся невиданным развратом.

 

Как же, они же все перепились и уснули полураздетыми вповалку! На самом же деле, алкоголики часто исповедают своеобразную философию питейного братства, согласно которой домогаться собутыльника — глубоко безнравственно. Для многих из пьющих людей алкоголизм является специфической формой "умерщвления плоти": "С женой развелся, с другими женщинами не везет, вот и пью". А если даже между друзьями-собутыльниками и случается секс, то мотивом для него служит не желание получить удовольствие, а стремление разрушать и хулиганить, не эрос, а танатос по Фрейду. "Разбил стекло", "отымел Маньку", "орали в метро матерные частушки" — эти события стоят в одном ряду алкогольных "подвигов".

 

О появлении подобных губительных сект апостол Павел предупреждает в своем послании к Тимофею: " Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением" (1-е Тим.4:1-3). Подобные взгляды не имеют ничего общего с христианской аскетикой. Если гностики и манихеи считают злом собственно пищу и половые отношения, потому что по их учению все это сотворено "злым Демиургом", то святые отцы называют грехом лишь неумеренность, в то время как вкусную еду и секс они признают созданными Богом для человеческого блага.

 

Некоторые священники, занимающиеся реабилитацией алкоголиков, например, игумен Иона (Заимовский) из Свято-Данилова монастыря, подчеркивают, что для тех, кто пытается бросить пить, аскетизм очень нежелателен и может привести к срыву и запою. В своей недавно изданной книге "Странички трезвости" отец Иона советует алкоголикам лучше нарушить пост и принять какую-либо вкусную пищу, чем употреблять "постные" пиво или водку.

 

Тем, кто осознал пагубность своего пристрастия к спиртному и решил от этого избавиться, рекомендуется комфорт. Например, один бывший запойный алкоголик после того, как "завязал", начал употреблять только качественные продукты — мясо стал покупать на рынке, молоко — у хозяйки, держащей корову, яйца — тоже домашние. Конечно, его расходы на еду выросли, но эти затраты были несопоставимы с теми суммами, которые он прежде тратил на водку.

 

Отец Иона в своей книге постоянно подчеркивает роль отказа от ложно понятого аскетизма в реабилитации алкоголиков — герои его историй пьют хороший кофе, едят изысканные пирожные, отдыхают на мягких диванах. Буржуйство? Может быть, но все же лучше, чем постепенно превращать себя в полную развалину.

 

Поздние гностики признавали допустимым самоубийство — ведь, по их учению, плотью человека наделил злой Демиург, так почему бы не швырнуть эту плоть с презрением ему в лицо? Христиане же, как известно, считают самоубийство грехом, особенно тяжелым по той причине, что в нем невозможно покаяться. Самоубийство в христианстве — акт оскорбления Творца, который благ.

 

Ни для кого не секрет, что пьянство — это самоубийство, только медленное. Здоровье для пьяницы не ценность — зачем жить долго, если "весь мир — дерьмо". "Как хорошо, что у меня нашли панкреатит, вот бы умереть поскорее", — делился мыслями один алкоголик, стоя в очереди за очередной порцией в рюмочной.

 

Избавиться от алкоголизма может помочь только перемена мировоззрения — поверьте, что не весь мир является большой кучей экскрементов, в нем немало и доброго. А вот избегать земных радостей не советовал даже известный своей строгостью святитель Иоанн Златоуст: "Если ты хочешь получить удовольствие, иди в сады, к текущей реке и озерам, рассматривай цветы, слушай пение кузнечиков, посещай святые места; здесь ты найдешь и здравие для тела, и пользу для души, а вреда никакого, и не будешь раскаиваться после этого удовольствия, как-то бывает после зрелищ. Ты имеешь жену, имеешь детей, — что может сравниться с этим удовольствием? У тебя есть дом, друзья: эти удовольствия вместе с целомудрием доставляют великую пользу. Ибо скажи мне, что может быть приятнее жены и детей для того, кто хочет жить целомудренно?"

Ольга Гуманова


Вернуться назад