Чарльз Чой (Charles Q. Choi)
Начинается новая космическая гонка, на сей раз между частными компаниями, а не между государствами. Фирмы из США и России борются за право первенства в деле создания частной космической станции.
Согласно сообщению компании Bigelow Aerospace из Лас-Вегаса, у одного из проектов, предусматривающего создание надувных обитаемых отсеков на орбите, уже есть шесть клиентов, ждущих своей очереди.
«Мы пока видим только вершину айсберга, потому что коммерческие возможности растут, а спрос увеличивается», - заявил SPACE.com директор вашингтонского отделения Bigelow Aerospace по коммерческой деятельности и развитию бизнеса Майк Гоулд (Mike Gold).
Другой проект, осуществляемый двумя компаниями в России, носит название Коммерческая космическая станция (ККС). Его цель заключается в создании жилища-лаборатории. И ККС, и станция Bigelow Aerospace могут быть выведены на орбиту примерно через пять лет либо около того.
Российский проект пользуется поддержкой государственной космической программы.
«Мы считаем Коммерческую космическую станцию очень интересным проектом, способствующим привлечению частных компаний, - говорит заместитель руководителя российского Федерального космического агентства Виталий Давыдов. – Этот проект привлечет частные инвестиции для российской космической отрасли».
До сегодняшнего дня космические станции были делом либо национальным, либо интернациональным. Первой успеха в этом направлении добилась Россия, создавшая станции «Салют» и «Мир». Затем Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства НАСА ввело в игру Соединенные Штаты, создав в 1973 году станцию Skylab. После этого США и Россия объединили усилия с 13 другими странами и построили Международную космическую станцию стоимостью 100 миллиардов долларов, которая в этом месяце отметила десятилетний юбилей работы людей на орбите.
Но частные космические станции, построить которые обещают Bigelow Aerospace и московская компания «Орбитальные технологии», занимающаяся проектом ККС, могут обеспечить интересы более широкой клиентуры. Среди заказчиков могут быть ученые и правительства, а также производители различных материалов и ищущие приключений космические туристы.
Надувная станция
Конструкция надувной станции, разработанная Bigelow Aerospace, основана на результатах прекращенных исследований НАСА в рамках проекта Transhab по созданию модулей из композитных материалов типа кевлар, которые расширяются в космическом пространстве. Такие модули намного просторнее, чем соответствующие модули на МКС. В то же время, они обеспечивают равноценную или даже лучшую защиту от радиации и космического мусора, говорят представители Bigelow.
«Когда на металлическую конструкцию в космосе попадает солнечная вспышка, она подвергается вторичному излучению, которое может быть смертельно опасным, - рассказывает Гоулд. – Наши конструкции не из металла, они существенно уменьшают эту проблему и обеспечивают повышенную защиту от радиации».
Если говорить о воздействии микрометеоритов и тому подобного, то оболочка модулей Bigelow не только гасит и рассеивает энергию удара, но и сохраняет свою форму. «Расширяющаяся конструкция сохраняется дольше, чем другие конструкции, которые могут разрушиться, - отмечает Гоулд. – кроме того, дополнительный объем наших конструкций дает дополнительное время на их установку и ремонт».
Первая станция Bigelow, которая должна быть выведена на низкую околоземную орбиту, будет состоять из четырех частей. Первый модуль носит название Sundancer, его полезное пространство составляет 180 кубических метров, и там может находиться экипаж из трех человек. Далее идет стыковочно-соединительный модуль, увеличивающий возможности по стыковке, а за ним второй модуль Sundancer. Последний модуль - BA330 с объемом в 330 кубометров, где могут размещаться до шести членов экипажа.
«Итого, максимальный экипаж может быть в 12 человек, что в два раза больше, чем на МКС», - говорит Гоулд.
В модуле BA330 четыре больших иллюминатора, покрытых пленкой, защищающей от ультрафиолетовых лучей. Там размещается система контроля окружающей среды и жизнеобеспечения, включая туалет и помещения личной гигиены. Станция будет работать от солнечных панелей и батарей, похожих на те, что используются на МКС.
По словам Гоулда, главным направлением работы станции Bigelow будет не космический туризм, а астронавтика, и также научные и коммерческие исследования микрогравитации.
«Прежде всего, и это главное, станция не будет космической гостиницей», - подчеркнул он в своем интервью.
У Bigelow Aerospace уже есть шесть заказчиков, дожидающихся своей очереди. Компания заключила меморандумы о договорённости с космическими агентствами и государственными ведомствами Австралии, Нидерландов, Японии, Сингапура, Швеции и Британии.
Цена, которую заплатят заказчики за использование станции, пока не определена, говорит Гоулд. «Главное здесь – вывод на орбиту и возвращение на Землю. Когда мы будем знать, какой носитель будет использоваться, а также откуда будет производиться запуск, у нас появится более конкретное представление о ценовых параметрах и затратах».
Станция Bigelow может быть выведена на орбиту примерно в 2015 году, говорит Гоулд. Для запуска может быть использована ракета «Атлас-5» производства альянса United Launch Alliance, либо ракета «Фалькон-9» компании SpaceX. Они совместно с корпорацией Boeing планируют создать капсулу для экипажа в рамках инициативы НАСА CCDev.
«Те заказчики и компании, которые выйдут в космос, превратятся в будущем в экономических гигантов. Мы надеемся, что это произойдет у нас, и что все человечество сможет воспользоваться преимуществами наших достижений», - заявил Гоулд.
Конкуренция со стороны России
Две российские компании заявили недавно о своем намерении построить, вывести на орбиту и приступить к эксплуатации частного космического аппарата, названного Коммерческая космическая станция (ККС).
«Среди самых увлекательных возможностей – полеты со станции на Луну или на Марс», - заявил SPACE.com генеральный директор московской компании «Орбитальные технологии» Сергей Костенко.
Компания отмечает, что на станции сможет размещаться экипаж численностью до семи человек, и что обслуживать ее будут российские космические корабли «Союз» и «Прогресс», а также другие доступные по цене носители. Станция будет состоять из одного модуля, составляющего в диаметре три метра. Питаться она будет от солнечных панелей, полезный объем составит 20 кубических метров, рассказал Костенко. По плану запуск должен состояться в 2015 или в 2016 году.
Компания сообщила, что уже заключила контракты с рядом заказчиков из коммерческой космической отрасли, и что к работе на ККС проявляет интерес научное сообщество, занимающееся такими вопросами, как медицинские исследования, кристаллизация протеина, обработка материалов, съемки из космоса и дистанционное зондирование. Предлагают свои проекты и средства массовой информации.
Самой главной целью может оказаться туризм», - заявляет Костенко.
Коммерческая космическая станция может также выполнять функции экстренного убежища для экипажа МКС в чрезвычайных обстоятельствах.
«Если возникнет необходимость в проведении ремонта или реальная аварийная ситуация, и не будет возможности вернуть экипаж МКС на Землю, то его члены смогут воспользоваться ККС как временным убежищем», - говорит Алексей Краснов, возглавляющий в российском Федеральном космическом агентстве программы пилотируемых космических полетов.
В своей работе по созданию станции «Орбитальные технологии» сотрудничают с ракетно-космической корпорацией «Энергия» (РКС «Энергия»).
«Мы рады тому, что являемся генеральным подрядчиком в этом амбициозном проекте, - говорит глава РКС «Энергия» Виталий Лопота. – Больше десяти лет инженеры РКС «Энергия» разрабатывали и планировали производство Коммерческой космической станции. Имея 40-летний опыт работы по созданию орбитальных космических платформ, РКС «Энергия» обладает необходимыми техническими ресурсами и знаниями и нацелена на создание ККС в короткие сроки».
Оригинал публикации: U.S., Russia in Race to Build Private Space Stations
Вернуться назад
|