14 октября вступил в силу техрегламент «О безопасности лифтов», который отменил кучу устаревших ГОСТов и поднял требования к жилищно-коммунальному хозяйству. Но благая затея обернулась скандалом. В России каждый третий лифт считается «пенсионером» - отработал больше 25 лет. А замена одного опасного подъемного агрегата обходится в три миллиона рублей. Будут ли работать лифты, если деньги не найдутся ни в местных бюджетах, ни в карманах жильцов?
СПАСАТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, КАК В ГОЛЛИВУДЕ
Технический регламент как по полочкам раскладывает новые требования к лифтам. Приятно узнать, что производитель обязан оборудовать кабину дополнительным источником питания и кондиционером, чтобы при отключении основного электричества в лифте не гас свет и был свежий воздух. Плафоны освещения, стены и кнопки должны быть покрыты антивандальной отделкой. Предусмотрены требования и на случай ЧП - новые лифты оборудуются люком, чтобы спасательная бригада могла вызволить людей в лучших традициях голливудских боевиков.
Эксперты с редкостным единодушием поддерживают повышение требований к безопасности лифтов. Тревогу вызывает лишь перекладывание контроля за подъемными механизмами с государства на плечи компаний-частников. Изучение состояния лифтов возложено на сертифицированные фирмы, лаборатории и самих жильцов. Ростехнадзор имеет право проверить состояне лифтов раз в три года, предупредив о визите управляющую компанию.
- На момент начала действия нового техрегламента в России насчитывалось всего 18 специальных лабораторий и сертифицированных компаний, - говорит замруководителя Экспертного совета по градостроительной деятельности Госдумы Константин Ширшов. - И я не уверен, что этим предприятиям по силам обеспечить контроль за полумиллионом лифтов по всей стране.
Причем в сроках проведения проверок техрегламент вносит путаницу. В одной части документа указано, что на осмотр всех лифтов, которые произведены до 1992 года, дается 5 лет, на проверку всех остальных - 7 лет. А в другом пункте говорится о ежегодной проверке ВСЕХ лифтов. С такой нагрузкой лаборатории и сертифицированные компании не справятся даже при стахановской работе.
ПЕШКОМ НА 17-й ЭТАЖ
Поддержание лифтов в достойном состоянии до последнего времени проводилось за счет государства. Благодаря финансированию из Фонда содействия реформированию ЖКХ удалось заменить примерно 20 тысяч лифтов. Еще не меньше 150 лифтов ждут своей очереди. В Ростехрегулирования говорят, что ежегодно нужно менять не меньше 3 тысяч подъемных механизмов. Но государство больше не планирует тратиться на эти цели.
Сразу после вступления техрегламента в силу замглавы Минрегионразвития Анатолий Попов сообщил, что модернизацию необходимо проводить тремя способами: за счет жильцов, привлекать средства из региональных бюджетов и на кредиты.
Например, в столице согласно одному из последних постановлений исполнявшего обязанности мэра Москвы Владимира Ресина столичное правительство в 2011 году выделит почти 5 млрд. рублей на модернизацию и замену более 3,5 тысячи лифтов. Но этого мало, и будут ли выделены деньги на замену оставшихся лифтов - пока не понятно. Естественно, ситуация гораздо хуже в регионах - не все могут позволить себе такие бюджетные траты. Выходит, что модернизация и замена лифтов становится обязанностью приватизировавшего жилье населения.
Но собственники не потянут таких расходов. Замена лифта обходится примерно в 3 млн. рублей, ремонт - в 1 млн. рублей. Не один год придется откладывать деньги жильцам, чтобы накопить нужную сумму (давайте посчитаем: в одном подъезде 9-этажки - 36 квартир, то есть на каждую придется по 83 тысячи рублей, чтобы заменить лифт, - где взять такие деньги?). При этом по новому техрегламенту получается, что старый лифт (если он небезопасен, а он именно такой и есть) должен быть остановлен по решению суда с подачи Ростехнадзора. Но будет ли действовать эта норма? Специалисты предрекают, что большинство россиян так и будут добираться до квартир на допотопных лифтах. Правда, здесь успокаивают и производители лифтов.
- Лифт не может упасть, - сообщил заместитель гендиректора организации «Русэкспертлифт» Андрей Гурский. - В случае превышения скорости кабины при движении вниз система механических ловителей блокирует кабину. Все тросы разом оборваться не могут: запас прочности каждого из них в 6 раз превышает номинальную грузоподъемность лифта. Катастрофа произойдет только в том случае, если кто-то специально повредит все дублирующие (а их десятки!) системы безопасности подъемника.
С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ... НА БОЛЬНУЮ
Эксперты признают, что идея техрегламента правильная. Владельцы недвижимости должны сами заботиться о своем имуществе. В том числе и о техническом состоянии лифтов. Проблема в другом: население зачастую вынуждено было приватизировать жилье в старых домах - другого-то в их распоряжении не было...
При передаче квартир в собственность властям необходимо было отремонтировать жилье: крышу, фасады, лифты. Но, по всей видимости, власти не потянули расходы. Десять лет назад эксперты рассчитали, что на ремонт приватизируемого жилья требуется примерно 1 трлн. 250 млрд. рублей. А сейчас с учетом обветшания жилья еще больше. Для сравнения: в 2000 году федеральный бюджет составлял всего 855 млрд. рублей, а в 2010-м - примерно 10 трлн. рублей.
- Государство в последнее время вложило 280 миллиардов через Фонд содействия реформированию ЖКХ - четверть от суммы, которая требовалась еще 10 лет назад, - говорит Константин Ширшов. - Фонд будет работать до конца 2012 года, но все равно не отремонтирует весь приватизированный жилищный фонд. Получается, государство перекладывает свои обязательства на регионы.
И на самих жильцов, которым миллионные суммы на ремонт ну просто физически не потянуть...