ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Эксперты подводят итоги деятельности Юрия Лужкова на посту мэра Москвы

Эксперты подводят итоги деятельности Юрия Лужкова на посту мэра Москвы


28-09-2010, 13:05. Разместил: VP

Мэр Москвы Юрий Лужков, который сегодня утром указом Президента Дмитрия Медведева отправлен в отставку, занимал пост градоначальника 18 лет. За эти годы город, безусловно, изменился, правда, все эти изменения сложно оценить однозначно. Многие проблемы лишь усугубились, и для решения некоторых придется потратить много усилий и средств.

 

 

 

Первое, что бросается в глаза - Москва не просто богаче, она в разы богаче других регионов. Бюджет мегаполиса держится у отметки в триллион рублей, втрое превосходя питерский и на порядки - бюджеты других крупных городов России.

 

Если выразить одной цифрой, через финансовую систему столицы проходит 80% всех финансовых ресурсов страны. Все это, и, конечно, столичный статус, даёт Москве гигантскую фору по сравнению с другими регионами. На первый взгляд, сплошные плюсы, но какие клубки проблем эти плюсы в конечном итоге порождают?

 

Итак, Москва богаче остальной России (доходы москвичей составляют одну пятую от доходов всех россиян). Богаче - значит, привлекательней. И постоянный рост населения Москвы объясняется, прежде всего, притоком людей из других регионов.

 

Сейчас Москва - самый населенный город не только страны, но и Европы. 10,5 миллионов жителей - официально. Плюс - трудовые мигранты, плюс - приезжающие ежедневно на работу и учебу из Подмосковья и соседних областей... Итого, в среднем, в день в городе находится около 20 миллионов человек. Демографическая ситуация, обычно описываемая злым, но емким словом "понаехали".

 

Нельзя сказать, что это какая-то специфическая особенность, это в разное время проходили все мегаполисы, но от этого проблема не перестает быть менее острой, и даже обоюдоострой: с одной стороны, приезжие не всегда спешат ассимилироваться с москвичами, с другой стороны - и москвичи часто относится к приезжим враждебно.

 

Ольга Вендина, ведущий научный сотрудник Института Географии РАН: "Отчасти эта недоброжелательность связана с ксенофобией. Но мне кажется, что лишь отчасти. А в большей части это связано с тем, что не работают механизмы социальной адаптации, и вопрос социальной ассимиляции не может решаться исключительно на индивидуальном уровне, здесь нужна помощь общества и социальные программы".

 

А ведь кроме легальных мигрантов есть и нелегальные - назвать их точное количество, понятно, невозможно, но по оценкам экспертов, их в городе не меньше миллиона. Пару лет назад журналисты подсчитали: если все "нелегалы" разом захотят пойти на футбол, понадобится около тридцати стадионов размером с "Лужники".

 

Плотность населения "тянет на хвосте" другие проблемы. Например, классический "квартирный вопрос". С одной стороны, эксперты предсказывают: если все жилье, построенное в Москве, будет разом заселено, городу просто не хватит питьевой воды. С другой стороны, купить квартиру в столице по силам немногим, а очередникам и под переселение отводится не больше трети всего нового жилфонда.

 

Так или иначе, застройка уплотняется, а инфраструктура, которая уже работает на пределе возможностей, просто не поспевает за городом, который растет не вширь, а, так сказать, внутрь самого себя.

 

Константин Михайлов, координатор движения "Архнадзор": "Парадоксальная ситуация в Москве сложилась – исторический центр перегружается всевозможными торговыми комплексами и офисными зданиями, и инфраструктура не справляется".

 

А вот и следствие, с которым жители Москвы сталкиваются каждый день - трафик. Сейчас в Москве зарегистрировано почти четыре миллиона автомобилей, не считая тех, что приезжают из Подмосковья и других регионов. А что же дороги? Значительная их часть, особенно в центре, и сейчас той же ширины, что полвека назад, когда машин было в десять-пятнадцать раз меньше... Впрочем, специалисты говорят, что это замкнутый круг: будет больше дорог - станет еще больше автомобилей. Проблема решается не так.

 

Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Москвы: "У нас, например, чтобы проехать из одного дома в другой, нужно ехать или через МКАД, или через центр. Это называется связность сети. У нас связность сети ни на копейку не улучшилась за 15 лет. Мы вместо этого строили парадные проезды, мы периферию города практически не развивали.

 

Я еще могу добавить самую уникальную московскую особенность: здесь можно поставить машину где угодно и абсолютно бесплатно. Этого вообще нет нигде в мире".

 

Больное место - городская логистика. Москва традиционно развивалась стихийно - это проблема даже не последних лет, а десятилетий. И как-то само собой получилось, что, например, в городской черте оказались промзоны, в лучшем случае, относительно безвредные производства или складские комплексы, в худшем - нефтеперерабатывающий завод в Капотне.

 

Нужно выводить промышленность из Москвы в область. Задача решается, но сопряжена с трудностями - от административных (область - это другой регион), до финансовых - не каждое предприятие сейчас "потянет" переезд на новое место, где придется отстраиваться с нуля. Деньги приходится выделять из городского бюджета, который, как и сам город, не резиновый. Хотя проблема "развить периферию - разгрузить центр" назрела уже давно.

 

Сигурд Шмидт, академик Российской Академии образования, москвовед: "Не строить новых, требующих многолюдства и машин вокруг зданий, и особенно промышленных зданий в центре Москвы, тех же торговых, конечно. Чтобы это было как-то по-иному распределено. Нужно активно новую жизнь начинать на окраине. Потому что то, что заселено в центре, то заселено. А остальное - нужны и учреждения, и культурные учреждения, и всякое, тем более, проводить линии метро".

 

Наконец, экология. По ней бьет решительно все вышеперечисленное - и вредные производства, и плотность населения, и в первую очередь, выхлопные газы. Большинство как поверхностных, так и грунтовых вод не соответствует никаким стандартам качества. Подсчитано, что на одного москвича в год приходится 46 килограммов вредных веществ - от сравнительно невинных окислов азота до кадмия и стронция.

 

С какой точки зрения ни взглянуть - с экологической, демографической, транспортной или градостроительной - проблемы Москвы сводятся, в сущности, к одному и тому же: город должен расти и развиваться, но не должен задохнуться сам в себе.

 

Григорий Емельянов


Вернуться назад