ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Вперед, в палеолит!
Вперед, в палеолит!27-09-2010, 12:44. Разместил: VP |
Жажда простоты: интернет, комикс-кинематограф и PowerPoint как возращение к культуре петроглифов. Жители XXI века постепенно теряют навыки цивилизации и превращаются в «дикарей с гаджетами». О том, как современные технологии передачи информации способствуют возвращению человечества в первобытное состояние, размышляет социолог Алексей Верижников.
Петроглифы – это своего рода протописьменность наших далеких предков, возникшая еще в эпоху палеолита. Не обладавшие систематичностью и структурированностью, петроглифы, тем не менее, передавали некий месседж за счет примитивизированного символического изображения людей и животных. Для российской пивной рекламы петроглифы были бы точно признаны противоправным изобразительным приемом. Современные высокие технологии в сфере медиа, по идее, должны были способствовать рафинированности и продвинутости человеческого общения. На деле же, они все в большей степени ведут к наиболее архаичным формам коммуникации. А голливудский комикс-кинематограф, претендующий на то, чтобы стать единственной формой кинематографа, подпитывает интернет своими незатейливыми темами и навязывает взрослым людям рамки мышления не умеющих читать и писать дошкольников. Вот, так, мир глазами первобытных дикарей - малолеток. А как все хорошо начиналось!
Власть ракообразных Шутки уровня «Путин – краб», «Онотоле – пыш, пыш», а также способные вызвать умиление старшей группы детсада интернет-персонажи типа Ктулху и Превед-Медведа – вот, собственно, и весь интеллектуальный выхлоп российского интернета. Кроме того, в интернете все больше и больше людей, для которых писать без орфографии и пунктуации – это не прикол такой, а просто по-другому они не умеют (чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на форумы спортивных сайтов). Стебущихся падонкофф заменяют реальные подонки, у которых три зуба и одна извилина, да и та между ягодицами. На рубеже 1990-х и «нулевых», на пике стартовой волны роста российского инета, преобладала иллюзия, что в России интернет станет эксклюзивной площадкой общения наиболее продвинутой части публики, форумом подлинно экспертного сообщества и инкубатором новой вербальной культуры. Заявления типа «я телевизор не смотрю, я – в интернете» звучали гордо - как кредо, как символ новой веры. По прошествии десяти лет интернет-аудитория постепенно сливается с телевизионной (просто люди смотрят Петросяна через интернет в удобное для них время), основным аргументом в дискуссиях на интернет-форумах является универсальная формула «сам дурак», а что касается вербальной культуры в интернете, так она практически умерла вовсе. Даже в таком ресурсе как российский ЖЖ, который претендует на некую интеллектуальность, преобладает обмен картинками, визуальными приколами и фотожабами. Другие же массовые интернет-ресурсы – «Одноклассники» и «ВКонтакте» – это сплошное визуальное царство, где слово изреченное и напечатанное на клавиатуре – это не только ложь, но и никому не нужная дурь.
На заре интернета он виделся своим неофитам, как место полной свободы информации и самовыражения. Мало кто видел проблему в том, что людям не нужно так много фрагментированной информации, и они не знают, как распорядиться дарованной возможностью самовыражения. На самом деле, во всех человеческих сообществах люди видят мир цельно и через призму сложившихся клише. Не являются исключением и западные страны, формально провозглашающие свободу слова и разнообразие мнений, как краеугольный камень своей цивилизации.
Среди таких клише западных людей можно отметить их веру в «свободу и объективность» своих СМИ (хотя по опыту войны в Югославии и Грузии, известно, что, если нужно соврать, то медиа соврут и глазом не моргнут), представление о России, как о стране, где произошла успешная гибридизация медведей с алкоголиками, рабочая гипотеза о том, что Иран интенсивно готовится совершить коллективное ядерное самоубийство, и так далее. Есть, конечно, люди на Западе, которые с этими клише не соглашаются, но они автоматически попадают в разряд интеллектуальных маргиналов. А кому интересно мнение маргиналов?
Представление россиян об окружающем мире не только не менее, а, наверное, даже еще более клишировано. Кроме того, в силу полного отсутствия в России гражданского общества и культуры доверия, на сложившиеся стереотипы накладывается устойчивое убеждение, что все всем врут, все всех обманывают и, вообще, никому на самом деле верить нельзя. Получается шизофреническая ситуация: с одной стороны, есть цельная картина мира (поговорите с любым «бомбилой» или водителем на работе – они вам четко по полочкам разложат, как жизнь устроена), с другой стороны, грызет червь сомнения – опять, типа, нам наврали, обманули, запутали. И, вот, человек идет в интернет, дабы самому во всем разобраться. И что он там видит? Миллионы частных мнений. Часть из них является взаимоисключающими, а часть различается настолько нюансно, что это еще больше смазывает и запутывает картину. И верить, верить-то кому? Человек фрустрированный и дезориентированный оставляет свой коммент. В былые времена такие полные фрустрации и мировой скорби комменты оставляли на стенах общественных туалетов. Иногда писали даже собственными экскрементами. Сейчас же свой гнев и печаль можно излить в интернете. В смысле обратной связи на представленную пеструю и фрагментированную картину миру современный интернет представляет собой туалетную стену длиной с Великую Китайскую, где виртуальными фекалиями с той или иной степенью вариативности написано «Вася – мудак». Помимо обструкционных комментариев, защитной реакцией от обилия разнородной информации в интернете является стремление свести всю пестроту и разнообразие смыслов к небольшому набору простых визуальных или элементарных вербальных символов – интернет-мемам.
Интернет-мемы – по сути, те же петроглифы. В лаконичную ритуальную фразу (например, «йа криветко») или ритуальное изображение псевдототемного животного типа Ктулху вкладывается семантический смысл, понятный инсайдерам интернет-культуры. Также и охотники палеолита весь окружавший их пестрый мир могли расписать по категориям «бизон», «кабан», «олень». Хотя, возможно, за незатейливой визуализацией этих ветвисторогих и парнокопытных крылось нечто большее, чем мы видим сейчас. Может быть, для древнего изобретателя мемов это был не просто «бизон» или «кабан», а «бизонко» и «кабанко». Чувствуете разницу? Да и смешно же ведь как!
В интернет-форумах, местах, где окончательно загибается культура восприятия письменной речи, сейчас практически никто не может дочитать до конца сообщение оппонента и адекватно воспринять его смысл. Чтение обычно заканчивается на неком символьном слове, по сути, меме, - например, «Путин», «ментовская власть», «модернизация», «синее ведерко», «советский/ антисоветский», и т.д. После чего начинается нереальное эмоциональное возбуждение (причем, мемы, на которых застопорилось дальнейшее чтение, могут восприниматься как с положительными, так и с отрицательными коннотациями) и грубый наезд на оппонента в вышеупомянутом «фекальном» стиле. Аналогичная ситуация наблюдалась сто лет назад, когда полуграмотные пролетарии приобщались к массовой газетной культуре. Оконченные три класса церковно-приходской школы позволяли складывать буквы в слова, но были недостаточны для восприятия всех нюансов газетной статьи. Но оно было и не нужно. Дойдя до сигнальных слов-мемов, – «буржуй», «кровопийца», «эксплуатация трудящихся» - пролетарии начинали кипеть праведным гневом, а недочитанной газете находилось применение, которое сейчас именуют «санитарно-гигиеническим» (иногда не находилось, если требовался расходный материал для написания краткой прокламации на стене заводского сортира).
Сейчас в интернет массово идут люди, у которых в прямом и переносном смысле три класса образования (компьютер, подключенный к интернету, становится в каждой российской семье таким же предметом мебели, каким раньше был телевизор). За нынешними ракообразными пойдут беспозвоночные, а потом и вовсе простейшие вроде инфузорий-туфелек и пилоток-кедиков. Интернет-аудитория окончательно сольется с телевизионной. И сольются они на теме простоты. Только в телевизоре простота – это сознательная коммуникационная стратегия, направленная на повышение продаж в сфере коммерческой и формирование определенных предпочтений в сфере политической. В интернете же простота – это результат спонтанного броуновского движения элементарных пользователей, ужаснувшихся сложности мира и бросившихся сводить его к первобытным символам.
Что же касается мнящих себя гуру интернет-снобов, то они по-прежнему тешатся иллюзией, что все передовое и продвинутое исходит исключительно от них, а лишь потом уже бросается с барского плеча простым смертным – типа, нате, мол, донашивайте. Однако очень скоро они окажутся на так называемой «кухне» (аналог кухонным разговорам советской интеллигенции, не интересовавшим никого, кроме самой интеллигенции). Весь интернет будет разделен на мейнстрим и «кухню», где кухонные горе-эксперты будут вариться в собственном соку, и к их мнению будут прислушиваться не более, чем сейчас прислушиваются к мнению всяких тихих чудиков вроде нумизматов или филателистов.
Искушение летающим сантехником: он придет и все исправит? Комиксы в большинстве стран являются переходным этапом при обучении детей навыкам чтения. Визуальный ряд сопровождается минимум текста уровня «бум!» и «бац!», что позволяет дошкольникам, поставив этот элементарный вербальный месседж в контекст динамично разворачивающегося изображения, легче овладевать навыками складывания в слова букв алфавита.
В США же комиксы – это особая культура, где основной целевой аудиторией являются не дети, а взрослые. Оставим за скобками морализаторство, что взрослым людям нравится то, что, по идее, должно перестать нравится уже к третьему-четвертому классу школы. Культура – это всегда вещь в себе, и в любой культуре есть вещи, которые кажутся абсурдными представителям других культур. Главным является то, что в рамках культуры комиксов, письменная речь и вербальная культура в целом приносится в жертву примитивизированной визуальной коммуникации, по сути дела, современным петроглифам. А голливудский комикс-кинематограф – фильмы, снятые по сюжетам комиксов (все эти бэтмены, супермены и железные человеки) – является по сути второй производной от изначального примитивизма, дистиллятом дебиловатой «наскальной живописи», служащей инструментом прямолинейной ценностной коммуникации.
Но, оказывается, возможна еще и третья производная общей интеллектуальной деградации в рамках цепочки: комикс – голливудское кино – интернет. Речь идет о комиксе «Человек-Грызлов», бывшего относительно недавно хитом российского интернета. От американского комикса – к голливудскому блокбастеру, а затем и к российской интернет-версии палеолитического наскального повествования о мужестве на охоте и попрании злых духов (Человек-Грызлов, завинчивающий вентиль газопровода и сокрушающий Черного Олигарха). На подходе, видимо, аналогичная комикс-серия про Медведа в высокотехнологичном костюме «железного человека», пролетающего на форсаже над Сколково и в упоении все фоткающего на iPhone 4. Модернизация, как-никак, на повестке дня!
Могучая точка – все под контролем! Презентационная программа PowerPoint корпорации Microsoft, безусловно, обладает рядом неоспоримых достоинств. Прежде всего, это максимально удобная форма для представления любого лекционно-информационного материала. Времена, когда шуршали пожелтевшими листками лекций/докладов и писали мелом на доске, безвозвратно ушли в прошлое. Но в PowerPoint есть одна ловушка – он дает иллюзию контроля над множеством разрозненных данных за счет максимально упрощенной подачи материала в виде картинок, стрелочек и схем (утвердившимся правилом хорошего тона в PowerPoint презентациях является минимум текста и максимум визуализации). Вместо иллюстрации к излагаемой информации, PowerPoint презентация становится, по сути, ее единственным носителем, причем носителем, со всей неизбежностью эту информацию примитивизирующей и искажающей (ну, нельзя физически все загнать в схемочки и стрелки – у любой визуализации есть границы точности передачи материала). Причем, в PowerPoint всегда есть искушение пожертвовать контекстом, нюансами и сложившейся неоднозначной картиной происходящего ради красивой и убедительно выглядящей схемы. В результате, мы получаем тот же петроглиф.
И на основании этих «петроглифов» сейчас принимаются все основные бизнес-решения! Кроме того, чем выше уровень принятия решений, тем меньше читают. «Наверху» более 10 слайдов в PowerPoint обычно предпочитают не читать. А что можно уместить на 10 слайдах, если это, например, было сложное межстрановое исследование, покрывающее пять рынков? Люди, принимающие важные бизнес-решения, барственно смотрят на слайды, отмечают красоту визуализации (или, наоборот, ее отсутствие) и, если представленная схемка совпадает с клише, сидящими в их голове, легким кивком дают понять, что «ничего, покатит».
Первыми забили тревогу не в бизнесе, а в Пентагоне. Весной этого года Роберт Гейтс, министр обороны США, издал распоряжение, согласно которому американским офицерам и генералам запрещено принимать важные решения на основе PowerPoint презентаций. Ситуация в вооруженных силах США, видимо, действительно стала критической, поскольку офицеры и генералы, вместо того, чтобы заниматься боевой подготовкой в вверенных им частях, и день, и ночь строчат презентации в PowerPoint, оттачивая свои дизайнерские навыки в ущерб тактическим и стратегическим. Апофеозом стал слайд в PowerPoint, отражающий стратегию США в Ираке и Афганистане. Впоследствии, он был назван журналистами «тарелкой со спагетти». На одном слайде было более ста стрелочек, образующих сплошную слипшуюся массу. Соответственно, сделать из него какие-либо внятные выводы вообще не представлялось возможным.
PowerPoint совершенно не предназначен для этого, чтобы эффективно анализировать сложную и полную нюансов этно-конфессиональную и племенную структуру Ирака и Афганистана. Максимум, на что он способен – это расписать простенький SWOT-анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы). Чтобы понять сложный контекст, нужно много читать и много думать, тщательно вникая во все возможные нюансы. Скользя же беглым взглядом по красивой/некрасивой картинке, этого, увы, никогда не достичь. Если уже спохватились военные, то рано или поздно спохватятся и в бизнесе. Пока же там все еще правит бал петроглиф. Причем, мало кто дает себе отчет в том, что жарить мясо на костре и писать презентацию в PowerPoint – это одного корня первобытные практики.
В простоте и в обиде Современный мир являет собой коллизию двух противоположных тенденций. С одной стороны, происходит глобализация современных коммуникационных технологий, ведущих по всему миру к вытеснению культуры письменной речи культурой незатейливых имиджей и символов – «мемов-петроглифов». С другой стороны, происходит обособление в рамках отдельных цивилизаций, каждая из которых жестко цепляется за свои традиции и ценности. Причем локализации подвергаются такие глобальные вещи, как интернет. Уже сейчас можно говорить о достаточно обособленных пространствах - интернете западном (российский cектор www – это такая чудная часть западного интернета), китайском и арабском.
Каждый из перечисленных цивилизационных интернетов активно вырабатывает своих «Ктулху» и «Медведов». По мере роста недовольства друг другом ведущих мировых цивилизаций, возможно начало идеологической борьбы между ними. Причем, вестись она будет не на уровне книг и брошюр, а на уровне интернет-мемов. По сравнению с этими интернет-мемами, такие идеологические поделки, как «Манифест коммунистической партии» или Mein Kampf, покажутся образцами утонченного мышления и текстами практически каббалистической сложности. Интернет-пользователи западного, китайского и мусульманского миров будут активно размахивать из своих цивилизационных окопов расово окрашенными Медведами (китайский наверняка будет напоминать панду со слегка монголоидными чертами).
Известный политический деятель начала XX века Владимир Ульянов-Ленин в своем памфлете «Материализм и эмпириокритицизм» жестко наезжал на философов-оппонентов, впавших в грех эмпириомонизма, махизма (не путать с мазохизмом) и прочих «измов», используя глубоко интеллектуальную аргументацию типа: «черт белый, черт желтый, черт зеленый, черт красный – какая разница?» Хотя, если задуматься, то для описания ситуации начала XXI века с ее конкуренцией мемов-петроглифов, порождаемых различными цивилизациями, ленинская характеристика, возможно, и не покажется такой уж грубой. Добро пожаловать в мир троглодитов современных коммуникаций с их любимыми тотемными животными! Вернуться назад |