ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Российским заводам не нужны высококлассные спецы?

Российским заводам не нужны высококлассные спецы?


27-09-2010, 08:47. Разместил: VP
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

Эксперты считают, что отечественный бизнес не хочет вкладывать деньги в повышение квалификации своих рабочих и как результат - модернизировать страну некому...

Александр ЗЮЗЯЕВ — 27.09.2010

«В России свирепствует кадровый голод», - жаловались перед кризисом многие бизнесмены. Мол, чуть ли не настоящая катастрофа сложилась в промышленности, там категорически не хватает инженеров и квалифицированных рабочих. Сейчас власти требуют от бизнеса модернизироваться, а как это делать, если не хватает высококлассных спецов? Директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон проанализировал ситуацию с трудовыми ресурсами в промышленности. И пришел к неожиданному выводу: квалифицированных работников не очень-то и ждут на российских заводах. Почему?

ЗА СТАНКИ ВСТАЛИ МИГРАНТЫ И ПЕНСИОНЕРЫ

Кадровый голод - заезженная, как старая пластинка, проблема. Развал системы профтехучилищ (ПТУ) обернулся дефицитом квалифицированных рабочих на заводах и фабриках. Молодежь мечтает о работе чиновника или юриста, а инженерные специальности не пользуются популярностью.

Но исследование Владимира Гимпельсона «Нужны ли нашей промышленности квалифицированные работники?» показывает, что кадровая проблема в промышленности многограннее. Система ПТУ на самом деле развалилась. Но вот парадокс - количество желающих потрудиться на рабочих специальностях наоборот выросло.

- Хотя ежегодный выпуск из системы начального профессионального образования постоянно сокращался, численность претендентов на рабочие специальности в стране увеличилась с 12 млн. человек в 2003 году до 14,7 млн. в 2008-м, - говорится в исследовании. - Другими словами, в последние годы предложение труда работников с начальным профессиональным образованием на рынке труда возросло почти на четверть!

Как такое возможно? Оказывается, что ускоренный рост зарплаты по отношению к пенсии до 2008 года стимулировал возврат пенсионеров обратно к станку. Да и мигрантов не стоит списывать со счетов: на многих заводах и фабриках приезжие работники вполне пришлись ко двору.

Вот и получилось, что мало того, что предприятие, как правило, неэффективное, так и работающий на нем персонал - в основном пенсионеры да гастарбайтеры. О какой вообще модернизации может быть речь, тем более нельзя говорить и o повышении эффективности. К тому же наличие на рынке такой рабочей силы привело к тому, что зарплаты начали снижаться.

ПОЛУЧКА ВДВОЕ НИЖЕ, ЧЕМ В СРЕДНЕМ ПО СТРАНЕ

Как результат, из-за низких доходов высококлассные спецы уходят с производства туда, где больше платят. Аховая кадровая ситуация, по мнению экспертов, уже сложилась в легкой, обрабатывающей промышленности, машиностроении и некоторых отраслях военно-промышленного комплекса. Если в начале десятилетия работник обрабатывающей промышленности зарабатывал в среднем в 1,5 раза больше, чем в торговле, то к концу десятилетия средние зарплаты почти уравнялись (хотя уровень образования и квалификации в торговле намного ниже).

В интервью журналистам бизнесмены частенько жалуются на квалификацию сотрудников. Но когда дело доходит до опросов социологов и экономистов, менеджеры профессионализму своих работников ставят твердую четверку.

Возможно, что так предприниматели пытаются скрыть собственные просчеты. Бизнес многих стран мира постоянно вкладывает деньги в повышение квалификации сотрудников. Потому что понимает - расходы вернутся в качестве прибыли от более продвинутого производства. Но только 33% российских компаний занимаются повышением квалификации персонала. Хуже, чем в России, ситуация только в Румынии (28% компаний инвестируют в своих работников). Предприятия наши громоздки и консервативны. Понабрав дешевую рабсилу, руководство компаний не видит смысла затем повышать ее квалификацию.

- Да и зачем, если ежегодный уровень увольнений на промышленных предприятиях в 2000-е годы составляет в среднем около 34%, - говорит Владимир Гимпельсон.

В результате хилые предприятия не могут набрать или удержать квалифицированных сотрудников, а слишком крупные не могут при необходимости быстро «сбросить лишний вес» из дешевых гастарбайтеров и тех, кому пора на пенсию.

«ОТСТОЙ» САМИМ НЕ НУЖЕН

Ситуация не изменилась и с приходом кризиса. Во второй половине 2008-го - начале 2009 года многие предприятия закрыли почти все вакансии и заморозили прием новых сотрудников. При этом как во время экономических проблем, так и несколькими годами раньше работодатели крайне неохотно брали на работу молодежь. Опросы 2009 года показывают, что 24% предприятий не приняли на работу ни одного выпускника с рабочей специальностью.

- Глубоко «провалившись» по зарплате по отношению к другим секторам, промышленность потеряла доступ к «сливкам» квалифицированного труда, - приходит к выводу Владимир Гимпельсон. - Доступный же по цене профессиональный «отстой» ей самой не очень-то нужен.

 

 

 


КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Тормоз модернизации


- По большому счету российский бизнес еще не знает, что такое дефицит рабочих кадров, - говорит Лилия Овчарова, замдиректора Независимого института социальной политики. - Работодатели избалованы дешевым трудом рабочих-мигрантов. Но высокого качества производства мигранты не дают. Тратить приличные деньги на высококлассных специалистов или повышать образование имеющихся бизнес не собирается. А если инвестирует в образование, то по принципу: нужен один высококлассный специалист, вот одного и подготовим. Но экономические законы говорят, что спрос и предложения находят друг друга: люди переезжают, меняют место работы... Чтобы обеспечить себя специалистами высокой квалификации, их необходимо обучить с запасом.

Требуется реанимация системы профессионально-технического образования. К осознанию этой проблемы власти пришли перед кризисом, но экономические проблемы спутали все планы. Думаю, что через год - два мы снова вернемся к очень серьезному обсуждению этой темы. Ее можно откладывать до бесконечности, но она превращается в серьезный тормоз модернизационного развития.


Вернуться назад