ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Эксклюзивное интервью министра образования Андрея Фурсенко

Эксклюзивное интервью министра образования Андрея Фурсенко


23-09-2010, 11:42. Разместил: VP

«Разделение на высшее, среднее и начальное профобразование изживает себя»

 

 

 

Законопроект «Об образовании», перед тем как уйти на рассмотрение в Госдуму, пройдет через процедуру общественных слушаний. О документе, который должен коренным образом изменить всю систему— от школ до университетов,— в интервью GZT.RU рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко.

 

— В сентябре Госдума должна была рассмотреть в первом чтении законопроект «Об образовании». Однако подготовленный министерством документ завернули на доработку. Почему?


— Закон действительно пока слушали в Госдуме. Документ этот очень сложный. В его подготовке принимали участие очень много людей. Помогал Российский союз ректоров. Занимались им и представители всех партий. В результате долгой кропотливой работы документ увеличивался в объеме, было много критики. Даже сами разработчики стали уходить в сторону обсуждения.

— Но депутаты и профильный комитет указали не только на объем документа (около 500 страниц), но и на несогласованность многих статей законопроекта. Кроме того, была и критика по смыслу. Коммунисты даже заявили, что напишут свою версию законопроекта. Удалось прийти к компромиссу?


— Закон «Об образовании»— это настоящий кодекс. Он, такой большой и серьезный, не может удовлетворить всех, и это нормально. Мы пытались его сделать таким, чтобы он всем понравился. Принимать его, даже если с ним согласна значительная часть общества, но есть серьезная претензия у отдельных представителей профессионального сообщества, нельзя. Должен быть консенсус, общественное согласие. Хочу отметить, что документ изначально готовился не кулуарно. Текст был размещен на сайте, через специальную форму мы принимали замечания по нему. Их накопилось уже очень много (на 21 сентября принято около 600 замечаний.— GZT.RU), и поэтому мы решили организовать общественные слушания. Первые состоятся уже 23 сентября в Совете федерации. Далее— в Госдуме. Будут круглые столы в Общественной палате и Союзе ректоров. Кстати говоря, представители и того и другого сообщества участвовали в подготовке. Если после этого мы придем к тому, что документ должен быть кардинально существенно переработан, то будем ставить вопрос о выделении нам большего времени для переработки законопроекта.
Законопроект

 

Новый документ заменит два базовых закона— «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые были приняты в 1992 и 1996 годах соответственно и успели обрасти массой поправок и дополнений. В действующем законодательстве существует неразбериха с понятиями «образовательное учреждение», «образовательные услуги», «образовательный уровень (ценз)», «образовательная программа», «учебный план» и другими. Так, до сих пор в полной мере нигде не охвачены законодательно дошкольное, начальное и среднее профессиональное, а также дополнительное образование. Чтобы выстроить принципиально новое образовательное законодательство, нужны поправки и в еще более чем 50 действующих законодательных актов. Минобрнауки планирует ввести документ на рассмотрение Госдумы в октябре и принять до декабря. В правительство закон поступит перед новым годом.

— Закон, если будет принят, кардинально изменит вузовскую систему в стране. Колледжи станут вузами и будут готовить бакалавров, многие университеты будут понижены в статусе до институтов, а за академиями закрепят аспирантуру и докторантуру. Какова цель реформ?


— Вузы будут меняться. Определяющим фактором станет качество и уровень научных работ, которые ведутся в вузе. Университет должен стать не только крупным образовательным, но и крупным научным центром. Институты займут свое место: студентов ждет хорошая подготовка, но упора на науку не будет. С академиями все сложнее. По моему личному мнению (здесь я даже не выражаю мнение министерства), с академиями нужно решать вопрос в корне. Деление на количество укрупненных групп специальностей— это внутрикорпоративная разблюдовка. Для людей она не очень важна. Многие вузы, даже ведомственные (Минздравсоцразвития, МЧС и другие— GZT.RU), меняют статус с академии на университет или институт.

— Но многие академии, как правило, профильные, становятся университетами путем простого наращивания количества специальностей. Так, в Финансовой академии обучают психологии. И таких примеров очень много.


— Даже не хочу говорить об этом сейчас и как-либо комментировать. Это неправильно.

— Действительно ли закон существенно ограничит количество университетов, скорректирует «всеобщую университизацию 1990-х»?


- Тут скорее следует говорить вообще о проблеме всеобщего вузовского образования. Граждане должны понимать, что неуниверситетское образование— интересная независимая ветвь в плане социального лифта и реализации себя как профессионала. Профессиональное образование мы будем развивать и поддерживать особо. Принижается роль не университетского высшего образования. А оно не менее важно для страны и человека. Само по себе разделение на высшее, среднее и начальное профобразование изживает себя. И в законе есть попытка учесть эту проблему.

 

— То есть приравнять учебу в колледжах, по сути бывших ПТУ и техникумах, к высшему образованию?


- Почему-то начальное профобразование у нас по-старому ассоциируют с ПТУ. А человек, окончивший техникум или колледж,— лузер по жизни. Надо от этого уходить, срочно. Технарям нужен новый имидж, иначе у нас в стране ничего не получится. Однако эту мысль можно прописать в законе, а в общественном сознании нельзя.

В чем суть реформы вузовской системы

 

Российские вузы ждет окончательный переход на двухуровневую систему: бакалавриат и магистратуру. Как рассказали GZT.RU в Институте развития образования Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), образование первого уровня будут давать колледжи и институты, которых станет больше за счет понижения статуса большинства университетов (их должно остаться не более 120). При этом будет увеличено количество национальных исследовательских (до 50) и федеральных университетов (в четыре-пять раз). После неудачного для Минобрнауки рассмотрения законопроекта в Госдуме документ может значительно измениться. Однако в планах ведомства серьезная перестройка вузовской системы. Планируется организовать корпус «системообразующих вузов» за счет федеральных и исследовательских университетов. По прогнозам экспертов Института развития образования, количество вузов со статусом университетов сократится на 30%: часть из них закроется, часть будет понижена в статусе до института. «То есть до своего реального статуса»,— считает директор института Ирина Абанкина. Сейчас университетом считается вуз, в котором есть минимум семь укрупненных групп специальностей. В новом законе этот критерий может быть убран. Рынок перенасыщен: в России около 1 тыс. вузов, у которых около 3 тыс. филиалов. Из них только 10%— институты. 90% университеты и академии. В число вузов первой ступени обучения (только бакалавриат) попадут колледжи и институты. Цель смены статуса для колледжей— общее повышение престижа средне-специального образования. Начальное техническое образование не востребовано рынком труда, а спрос на квалифицированных технарей огромен. Больше не нужны техникумы и ПТУ, обучающие рабочим специальностям 1–2-го разряда. На выпуске должны выходить рабочие с высшим образованием первого уровня с 3–4-м разрядом. По сути, этот процесс уже запущен. С начала этого года в ряде вузов уже запущен эксперимент по так называемому прикладному бакалавриату.

— В конце августа обсуждалась возможность еще одного конкурса среди вузов на получение статуса национальных исследовательских университетов (НИУ). Будет ли третья волна?


- Мы должны оценить результативность работы уже существующих НИУ и федеральных университетов. К ним предъявлены достаточно жесткие требования. Обязательства, взятые НИУ, не выполняются или выполняются с большим трудом. Для многих вузов статус НИУ— слишком высокая планка. Конкурс на получение статуса НИУ дополняют постановления №№ 218,219,220, направленные на поддержку ведущих вузов. НИУ— это не какая-то застывшая форма. Должны ли появляться новые исследовательские университеты— это вопрос. Но вузы, победившие в конкурсах, если не выполняют требования, предъявляемые к ним, должны лишаться своего статуса. Но это вопрос будет решаться не в ближайшие месяцы, а позже.

 

— Планируется ли увеличение количества федеральных университетов до трех-четырех на регион?


— В таком количестве точно нет. Сегодня реально работают семь федеральных университетов. Северо-Кавказский университет еще не создан даже на бумаге, по нему все находится на стадии согласования. Также обсуждается идея создания федерального университета в Калининграде. То есть в планах около 10 федеральных университетов на всю страну, не больше.

— Также в августе обсуждалась идея создания некоей высшей касты университетов, которые и образуют собой систему элитного высшего образования?


- У нас есть 29 НИУ, есть семь федеральных университетов, есть МГУ и СпбГУ. Это лидирующая группа, которая потащит за собой все сообщество. Между ними идет соревнование, это естественно. Между ними при этом есть и консолидация— все ректорское сообщество понимает объем ответственности, который лег на них.


Вернуться назад