ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Эксклюзивное интервью министра образования Андрея Фурсенко
Эксклюзивное интервью министра образования Андрея Фурсенко23-09-2010, 11:42. Разместил: VP |
«Разделение на высшее, среднее и начальное профобразование изживает себя»
Законопроект «Об образовании», перед тем как уйти на рассмотрение в Госдуму, пройдет через процедуру общественных слушаний. О документе, который должен коренным образом изменить всю систему— от школ до университетов,— в интервью GZT.RU рассказал министр образования и науки Андрей Фурсенко.
— В сентябре Госдума должна была рассмотреть в первом чтении законопроект «Об образовании». Однако подготовленный министерством документ завернули на доработку. Почему? — Закон действительно пока слушали в Госдуме. Документ этот очень сложный. В его подготовке принимали участие очень много людей. Помогал Российский союз ректоров. Занимались им и представители всех партий. В результате долгой кропотливой работы документ увеличивался в объеме, было много критики. Даже сами разработчики стали уходить в сторону обсуждения.
— Но депутаты и профильный комитет указали не только на объем документа (около 500 страниц), но и на несогласованность многих статей законопроекта. Кроме того, была и критика по смыслу. Коммунисты даже заявили, что напишут свою версию законопроекта. Удалось прийти к компромиссу?
— Закон, если будет принят, кардинально изменит вузовскую систему в стране. Колледжи станут вузами и будут готовить бакалавров, многие университеты будут понижены в статусе до институтов, а за академиями закрепят аспирантуру и докторантуру. Какова цель реформ? — Вузы будут меняться. Определяющим фактором станет качество и уровень научных работ, которые ведутся в вузе. Университет должен стать не только крупным образовательным, но и крупным научным центром. Институты займут свое место: студентов ждет хорошая подготовка, но упора на науку не будет. С академиями все сложнее. По моему личному мнению (здесь я даже не выражаю мнение министерства), с академиями нужно решать вопрос в корне. Деление на количество укрупненных групп специальностей— это внутрикорпоративная разблюдовка. Для людей она не очень важна. Многие вузы, даже ведомственные (Минздравсоцразвития, МЧС и другие— GZT.RU), меняют статус с академии на университет или институт.
— Но многие академии, как правило, профильные, становятся университетами путем простого наращивания количества специальностей. Так, в Финансовой академии обучают психологии. И таких примеров очень много. — Даже не хочу говорить об этом сейчас и как-либо комментировать. Это неправильно.
— Действительно ли закон существенно ограничит количество университетов, скорректирует «всеобщую университизацию 1990-х»? - Тут скорее следует говорить вообще о проблеме всеобщего вузовского образования. Граждане должны понимать, что неуниверситетское образование— интересная независимая ветвь в плане социального лифта и реализации себя как профессионала. Профессиональное образование мы будем развивать и поддерживать особо. Принижается роль не университетского высшего образования. А оно не менее важно для страны и человека. Само по себе разделение на высшее, среднее и начальное профобразование изживает себя. И в законе есть попытка учесть эту проблему.
— То есть приравнять учебу в колледжах, по сути бывших ПТУ и техникумах, к высшему образованию? - Почему-то начальное профобразование у нас по-старому ассоциируют с ПТУ. А человек, окончивший техникум или колледж,— лузер по жизни. Надо от этого уходить, срочно. Технарям нужен новый имидж, иначе у нас в стране ничего не получится. Однако эту мысль можно прописать в законе, а в общественном сознании нельзя.
— В конце августа обсуждалась возможность еще одного конкурса среди вузов на получение статуса национальных исследовательских университетов (НИУ). Будет ли третья волна? - Мы должны оценить результативность работы уже существующих НИУ и федеральных университетов. К ним предъявлены достаточно жесткие требования. Обязательства, взятые НИУ, не выполняются или выполняются с большим трудом. Для многих вузов статус НИУ— слишком высокая планка. Конкурс на получение статуса НИУ дополняют постановления №№ 218,219,220, направленные на поддержку ведущих вузов. НИУ— это не какая-то застывшая форма. Должны ли появляться новые исследовательские университеты— это вопрос. Но вузы, победившие в конкурсах, если не выполняют требования, предъявляемые к ним, должны лишаться своего статуса. Но это вопрос будет решаться не в ближайшие месяцы, а позже.
— Планируется ли увеличение количества федеральных университетов до трех-четырех на регион? — В таком количестве точно нет. Сегодня реально работают семь федеральных университетов. Северо-Кавказский университет еще не создан даже на бумаге, по нему все находится на стадии согласования. Также обсуждается идея создания федерального университета в Калининграде. То есть в планах около 10 федеральных университетов на всю страну, не больше.
— Также в августе обсуждалась идея создания некоей высшей касты университетов, которые и образуют собой систему элитного высшего образования? - У нас есть 29 НИУ, есть семь федеральных университетов, есть МГУ и СпбГУ. Это лидирующая группа, которая потащит за собой все сообщество. Между ними идет соревнование, это естественно. Между ними при этом есть и консолидация— все ректорское сообщество понимает объем ответственности, который лег на них. Вернуться назад |