ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > В Индии пройдет первая с колониальных времен кастовая перепись

В Индии пройдет первая с колониальных времен кастовая перепись


13-09-2010, 10:09. Разместил: VP

Запишите в неприкасаемые

 

Женщины из касты неприкасаемых. Фото ©AFP
Женщины из касты неприкасаемых. Фото ©AFP

 

В 2011 году в Индии пройдет первая с колониальных времен кастовая перепись. Она призвана помочь государству составить актуальное представление о кастовом составе жителей, чтобы с учетом этих данных правительство разработало социальные программы, направленные на интеграцию в общество представителей низших каст. Однако существуют опасения, что предоставляемые гражданами сведения не будут соответствовать действительности.

 

Официально о проведении учета кастовой принадлежности населения индийское правительство объявило 9 сентября. Перепись, расходы на проведение которой источники BBC News оценили в 850 миллионов долларов, пройдет летом-осенью 2011 года, после того как будет завершена всеобщая перепись населения, начатая в апреле 2010 года. То есть сперва государство планирует собрать о своих гражданах всю информацию, включая биометрические данные, но без учета кастовой принадлежности. А затем проведет отдельную перепись с целью выяснить, кто к какой касте относится.

 

 

Касты в Индии

В Индии насчитывается несколько тысяч каст, которые объединяют жителей страны в соответствии с их происхождением и родом занятий. Кастовая система существовала в Индии на протяжении тысячелетий и изначально была связана с религиозными догмами индуизма. Однако индийские мусульмане и христиане тоже объединены в касты. В последнее время, ограничения, связанные с кастовой принадлежностью, ослабли, однако система каст по-прежнему оказывает значительное влияние на социальные и политические процессы в стране.

 

 

 

Официально кастовая система в Индии была упразднена более 60 лет назад - в конституции страны, составленной в 1950 году, закреплена недопустимость дискриминации по кастовому признаку. Однако в реальности избавиться от традиционной кастовой структуры, веками определявшей устройство индийского общества, оказалось не так-то просто. За пределами больших городов кастовая принадлежность продолжает оказывать весьма ощутимое влияние на жизнь индийских граждан (а за пределами крупных городов проживает, по некоторым оценкам, до 70 процентов населения страны, то есть более 800 миллионов человек).

 

В некоторых регионах Индии представителям низших каст по-прежнему запрещается общаться с членами других каст и посещать их дома, что, в свою очередь накладывает целый ряд ограничений на все сферы общественной и политической жизни. В частности, значительная часть региональных политических партий Индии действует в интересах тех или иных каст и пользуется их поддержкой.

 

С кастовой системой приходится считаться и правительству Индии. Как бы ни хотели власти избавиться от этого, по словам многих либеральных политиков, "самого постыдного пережитка прошлого", государство вынуждено учитывать кастовую принадлежность при проведении политики позитивной дискриминации. Эта политика направлена на интеграцию в общество представителей низших каст и предусматривает для них различные льготы, в том числе квоты при приеме в вузы или на работу.

 

Борьба тех или иных каст за предоставление им широкого спектра прав зачастую принимает кровопролитный характер. Например, в 2008 году в одной из деревень в штате Раджастхан погибли около 40 активистов, требовавших расширения прав своей касты. В свою очередь, значительная часть представителей высших каст выступает категорически против наделения их менее благородных сограждан какими бы то ни было льготами, правами и привилегиями.

 

 

Участница акции протеста против наделения социальными льготами представителей касты неприкасаемых. Фото (c)AFP

Участница акции протеста против наделения социальными льготами представителей касты неприкасаемых. Фото (c)AFP

 

 

 

В последний раз перепись каст проводилась в Индии в 1931 году, когда страна входила в состав Британской империи. С тех пор вопросы о кастовой принадлежности лишь периодически включались в различные всеобщие переписи.

 

Опрос 1931 года выявил в Индии наличие более 3 тысяч различных каст (а с учетом более мелких групп, обладающих, тем не менее, основными признаками каст, их может быть значительно больше). При этом впоследствии отмечалось, что при ответе на вопрос о кастовой принадлежности индийцы зачастую старались причислить себя к более высокой касте. Согласно некоторым прогнозам, грядущая перепись тоже не будет отличаться достоверностью, однако в этот раз все будет строго наоборот. Респонденты будут стремиться принизить свою кастовую принадлежность, в надежде приобщиться к плодам политики позитивной дискриминации.

 

В парламенте и кабинете министров Индии на тему проведения переписи разгорелась нешуточная дискуссия, которая продолжалась несколько недель. Сторонники проведения переписи каст утверждали, что выяснение кастовой принадлежности граждан упростит государству задачу по разработке льгот для представителей низших каст. При этом функционеры региональных партий, ратовавшие за перепись, очевидно, преследовали и иные цели. Представители одной касты в Индии как правило одинаково голосуют на выборах. Следовательно, точная информация о кастовом составе избирателей может оказаться полезной при проведении предвыборных кампаний.

 

Противники переписи, в свою очередь, полагают, что проведение подобного мероприятия будет лишь способствовать закреплению дискриминации в обществе. По их мнению, правительству стоило бы озаботиться тем, как на деле осуществить полную отмену кастовой системы, а не пытаться проводить политику дискриминации, пусть даже и позитивной.

 

Константин Бенюмов


Вернуться назад