ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Откапывание будущего ("The Jerusalem Post", Израиль)

Откапывание будущего ("The Jerusalem Post", Израиль)


9-08-2010, 09:39. Разместил: VP

Страны Балтии уравнивают нацистские и советские преступления.

Рики Бен-Давид (Ricky Ben-David)


ВИЛЬНЮС — В деревне Панеряй, что в 25 минутах от литовской столицы царит зловещая и оглушительная тишина. Во время Второй мировой войны здесь были казнены 100 тысяч человек, из которых 70 тысяч были евреями. Семьдесят лет назад, здесь в течение трех лет, с июля 1941 года по август 1944, было уничтожено более 30 процентов 220-тысячной еврейской общины Литвы. Убитых кидали в братские могилы, самая большая из которых насчитывает 10 метров в диаметре. Основным средством транспортировки обреченных на смерть жертв была расположенная неподалеку железная дорога, но некоторым пришлось преодолеть 10 километров, разделяющие Панеряй и вильнюсское гетто, пешком.

 

 

Мужчин, женщин и детей выстраивали в шеренги и расстреливали немецкие солдаты из айнзатцгруппы СС и члены литовского добровольческого формирования Ypatingas Burys. Массовые казни были зафиксированы офицером СС и руководителем айнзатцкоманды Карлом Ягером (Karl Jager) в ряде документов, позже названных «Рапортом Ягера». Типичная запись выглядит так:

«Согласно моим инструкциям и по моему приказу литовскими партизанами были проведены следующие казни:

 

 

4.7.41 Kauen-Fort VII 416 евреев, 47 Евреек [Итого] 463

 

6.7.41 Kauen-Fort VII 2514 евреев»

 

 

Еще одно детальное описание событий 1941-1943 гг. можно найти в дневниках польско-литовского журналиста Казимежа Саковича (Kazimierz Sakowicz). Сакович и его жена жили в Понарах (польское название деревни Панеряй) неподалеку от леса, где проводились казни. Он писал свои записки на отдельных листках бумаги, которые затем клал в бутылки, запечатывал и закапывал в землю. Первая публикация записок на польском языке состоялась в 1999 году. В 2005 году появилась англоязычная публикация дневников, названная Ponary Diary 1941-1943: A Bystander’s Account of a Mass Murder (Понарские дневники 1941-1945: Массовые убийства глазами очевидца), под редакцией председателя совета Яд ва-Шем Ицхака Арада (Yitzhak Arad), который родился в Литве.

 

 

Автор книги «Партизан из Вильно», доктор Рахиль Марголис (Rachel Margolis), которая родилась в Литве и пережила Холокост, нашла первую порцию записок спустя многие годы после окончания войны, когда работала в Литовском еврейском государственном музее. Затем она в течение нескольких лет кропотливо собирала вместе отдельные листочки.

 

 

Сейчас Марголис живет в Израиле, но вплоть до 2008 года она навещала свой родной Вильнюс ежегодно. В 2007 году она получила письмо от своих тамошних знакомых, в котором говорилось, что люди в форме из литовской прокуратуры пытались найти ее по адресу ее регистрации. Они сказали, что хотят задать Марголис вопросы по поводу боя между еврейскими партизанами и жителями деревни Канюкаи в 1944 году, свою причастность к которому она отрицает. С тех пор, из-за страха ареста или проведения допроса, в Литву она не возвращалась.

 

 

«Слишком стара я для этого, — сказала Марголис, которой в этом году стукнет 89, в телефонном интервью The Jerusalem Post. — Вся моя жизнь теперь здесь, мои дочери живут здесь, скоро появятся новые внуки».

 

Марголис, Ицхак Арад и еще двое евреев стали целями запущенной в 2006 году литовской кампании, направленной на выявление присоединившихся к партизанам для совершения якобы военных преступлений против гражданского населения Литвы во время Второй мировой войны.

«Это возмутительно, — говорит доктор Эфраим Зурофф (Efraim Zuroff), директор иерусалимского Центра Симона Визенталя (Simon Wiesenthal Center) и его координатор по исследованию нацистских военных преступлений во всем мире. — В Литве не был наказан ни один литовский военный преступник, а они пытаются поймать старых евреев?»

 

 

 

Зурофф утверждает, что в 1990-ые годы на территории Соединенных Штатов было найдено порядка 15 литовцев, подозреваемых в совершении военных преступлений, но только трое из них предстали перед судом в Литве: шеф Saugumas, литовской тайной полиции, Александрас Лилейкис (Aleksanzras Lileikis), его заместитель Кажус Гимзаускас (Kzys Gimzaukas), и вильнюсский агент Saugumas Альгимантас Дайлизе (Algimantas Dailize). Все они были лишены американского гражданства и высланы из страны в период с начала по середину 90-ых. Но, как говорит Зурофф, вследствие ряда серьезных проволочек и страха литовских функционеров показаться «непатриотичными», они предстали перед судом лишь в 2000, 2001 и 2006 годах, соответственно. По состоянию здоровья, они так и не были арестованы и даже были освобождены от посещения судебных заседаний. Из троих виновным в причастности к убийствам был признан только Дайлизе. Его приговорили к пятилетнему заключению, но в тюрьму он так и не попал.

 

 

«Это были показательные процессы, — считает Зурофф. — Литва совсем недавно обрела независимость и стояла на пороге членства в ЕС и в НАТО. Она хотела продемонстрировать свое соответствие высоким стандартам, но, в итоге, превратила весь этот судебный процесс в какой-то фарс».

 

 

«Все это они делают для того, чтобы избежать необходимости говорить о том, как литовцы боролись с евреями, как они уничтожали евреев. Моих родителей, всю мою семью расстреляли литовцы. Об этом они говорить не хотят. Вместо этого им хочется показать, какой большой вред им нанесли евреи», — говорила Марголис в интервью, которое она дала в 2009 году Довиду Кацу (Dovid Katz), создателю сайта Holocaust in the Baltics и Вильнюсского института идиш при Вильнюсском университете.

 

 

Кац, имеющий литовские корни, родился в Бруклине, а в 1999 году переехал в Вильнюс, где занялся созданием Института идиш. Свой сайт, где хранится внушительная коллекция записей, заявлений, документов, ссылок и фотографий на литовском, английском и идише, связанных с Холокостом в трех прибалтийских странах, он запустил лишь в сентябре 2009 года.

 

 

«Я создал сайт, так как испытывал неловкость, донимая людей своими электронными письмами. И вот, имея нулевые технические познания, я начал публиковать все эти материалы в сети, — сказал Кац Post. —Я посвятил себя борьбе с антисемитизмом и неверным пониманием Холокоста в странах Балтии».

 

 

Зурофф и Кац утверждают, что в этих странах, особенно в Литве, практикуется систематическое искажение Холокоста и распространение ложной информации по этому вопросу.

 

 

«До начала войны в Литве проживало 220 тысяч евреев. К концу 1944 года, 212 тысяч из них были уничтожены — это 91% литовской еврейской общины. Это самый высокий показатель в Европе, если исключить Эстонии, в которой проживала лишь 1 тысяча евреев, — говорит Зурофф. — Пусть нацисты действовали в этом плане очень эффективно, вина лежит не только на них. В Литве евреи были уничтожены их соседями прежде, чем первый нацист ступил на ее землю. Но они не говорят об этом. Они отказываются от ответственности».

 

 

Действительно, нацистская пропаганда изображала местных евреев как коммунистов, подливая масла в уже и без этого пылающий в стране огонь антисемитизма. Как заявил в июне CNN литовский член Европейского парламента Леонидас Донскис (Leonidas Donskis), «довольно обширный сегмент литовского общества до сих пор склонен считать, что на евреях лежит коллективная ответственность за массовые убийства и депортации гражданского населения, а также за другие злодеяния совершенные во время советской оккупации».

 

«На данный момент самым проблемным вопросом является Пражская декларация», — говорит Кац, имея ввиду подписанную 3 июня 2008 года Пражскую декларацию о европейской совести и коммунизме, которая призывает парламенты европейских стран признать преступления коммунистического режима и приравнять их к злодеяниям нацистов.

 

Декларация утверждает, что «Европа не будет единой, если не сможет воссоединить свою историю, признать коммунизм и нацизм общим наследием, а также прийти к честному и всестороннему рассмотрению всех преступлений тоталитарных режимов прошлого столетия». Она призывает к «признанию того, что многие преступления, совершенные во имя коммунизма, должны расцениваться как преступления против человечества, точно так же, как нацистские преступления были оценены Нюрнбергским трибуналом, чтобы это послужило предостережением для будущих поколений». Кроме того, декларация призывает «сделать 23-е августа, когда был подписан пакт Гитлера-Сталина, известного в истории как пакт Молотова-Риббентропа, днем памяти жертв сталинизма и нацизма».

 

 

Документ подписали 27 европейских политиков, в том числе, из Германии, Чехии, Швеции и Великобритании. Подписали ее также член Европарламента Витаутас Ландсбергис (Vytautas Landsbergis), бывший диссидент и президент Литвы, и Эмануэлис Зингерис (Emanuelis Zingeris), еврейский член литовского Парламента и председатель Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов в Литве, которая также известна, как Международная историческая комиссия.

 

 

Эта попытка уравнять нацистские и советские преступления была названа «теорией двойного геноцида», в которой многие усматривают попытку уклониться от ответственности, прикрывшись утверждением, что евреи также совершали акты геноцида против литовского народа, а значит все «квиты».

 

 

«Это часть кампании, направленной на то, чтобы изобразить из себя жертв», — уверен Зурофф.

Литва, несомненно, пострадала от коммунистического режима — советская оккупация страны в 1940 году была настолько зверской, что многие были рады приходу нацистов в 1941, а когда Советская армия снова захватила страну в 1944 году, сотни тысяч литовцев были уничтожены, депортированы или отправлены в тюрьмы. Но, как считает Зурофф, никаких параллелей здесь нет.

 

 

Зингерис утверждает, что обвинение в уравнивании ложно, и что Пражская Декларация воспринята неверно.

 

 

«Чехия — произраильская страна. Литва тоже произраильская. Обвинение в антисемитизме и прочих грехах — ошибка. Советско-нацистскому заговору здесь нет места», — сказал он Post, находясь в своем офисе в Сейме (Литовском парламенте) в Вильнюсе.

 

 

Однако он признает, что некоторые формулировки в декларации могут показаться размытыми, и, исходя из этого, настаивает на том, что должна появиться декларация, подчеркивающая различия между нацистскими и советскими преступлениями. Он утверждает, что поправка, отражающая эти различия, появилась в материалах конференции «Преступления коммунистических режимов», прошедшей в феврале в Праге. Седьмая статья этого документа, который был найден в интернете — в которой нет никаких упоминаний о Пражской декларации или о тех, кто ее подписывал — гласит: «… Коммунизм должен подвергнуться такому же осуждению, что и нацизм. Мы не уравниваем преступления нацистов и коммунистов. Каждый из режимов должен быть изучен и оценен, исходя из его собственных ужасных качеств».

 

 

«Жертвы советских преступлений имеют право на память. В советские годы многое утаивалось, поэтому литовцы мало что знают о своей истории, — говорит Зингерис. — Израильтяне тоже должны отдавать дань памяти евреям, уничтоженным Иосифом Сталиным. Я не вижу никакой опасности в том, чтобы чтить память жертв этих двух страшных режимов в один и тот же день [23 августа]. Ведь существует же теперь Международный день памяти жертв Холокоста».

 

 

Являясь председателем Международной комиссии по оценке преступлений нацистского и советского оккупационных режимов, которая была создана в 1998 году, Зингерис играет важную роль в исследованиях Холокоста в Литве и в деле просвещения литовцев по этому вопросу. Возглавляемая им комиссия, отвечает за публикацию просветительских материалов, научно-исследовательских работ и прочих результатов своей деятельности, а также занимается созданием «центров толерантности» в литовских школах, которых на сегодня 67.

 

 

«Антисемитизм — это большая проблема, — говорит Зингерис. — Мы отправляем преподавателей на обучение в Яд ва-Шем, мы издаем материалы, демонстрирующие масштабы участия литовцев-коллаборационистов в уничтожении евреев во время Второй мировой войны».

 

 

В 2002 году, Литва стала членом Рабочей группы по международному сотрудничеству в области просвещения, памяти и исследований Холокоста (Task Force for International cooperation on Holocaust Education, Remembrance and Research), а в 2003 году Международной комиссией была разработана и запущена Национальная программа просвещения по вопросам Холокоста. В 2007 году комиссия подписала соглашение о сотрудничестве с Центром профессионального развития учителей, по которому учителя посещают семинары по Холокосту в Яд ва-Шем и в Литве.

 

 

Роналдас Рачинскас (Ronaldas Racinskas), ответственный секретарь Международной исторической комиссии, говорит, что просвещение по вопросам Холокоста входит в обязательную программу для пятых, шестых, восьмых и десятых классах литовских школ, но количество времени на изучение каждой из тем остается на усмотрение учителей. «Мы предоставляем дополнительные материалы и поощряем учителей уделять больше времени этим предметам, — рассказывает он Post. — Кроме того, мы побуждаем их присоединяться к нашей сети Центров толерантности и перенимать нашу программу просвещения по вопросам Холокоста, с помощью которой мы пытаемся развить новую систему ценностей. В рамках наших программ, подростки совершают организованные поездки в Панеряй и в другие места массового уничтожения евреев».

 

 

В Литве таких мест более 200 и Рачинскас вместе со своей командой предлагают школам посещать, те из них, которые расположены неподалеку, «ведь не все могут поехать в Панеряй».

 

 

Он отметил, что высокий уровень литовского коллаборационизма во время Второй мировой войны — вопрос весьма щепетильный, добавив, что их образовательная программа, тем не менее, занимает твердую позицию относительно того, чтобы показать все негативные аспекты этой проблемы без прикрас, как бы неприятны они ни были. «Делать так — наша моральная ответственность. Проблема в том, что литовцы, к сожалению, все еще воспринимают Холокост как трагедию, которая имеет отношение только к евреям. Но евреи — неотъемлемая часть последних 600 лет литовской истории здесь. Таким образом, это трагедия, которая произошла со всем литовским народом, а не только с литовскими евреями», — говорит Рачинскас.

 

 

Сейчас в Литве проживает порядка 4 тысяч евреев, большинстве из них — в Вильнюсе.

 

 

«Мы пытаемся показать, что суть Холокоста - это не цифры, а пустынные улицы в тех местах, где процветала когда-то еврейская культура», — добавляет он.

 

 

Довида Каца Зингерис и Рачинскас вместе с их усилиями не впечатляют. «Эмануэля Зингериса ненавидит вся еврейская община Вильнюса. Этот человек «внедряет» Холокост в литовское общество в обмен на политические выгоды. Он предает память о 200 тысячах литовских евреев, уничтоженных во время Второй мировой войны», — говорит Кац.

 

 

Кац считает, что его острая критика, направленная на Зингериса и литовское правительство, может являться настоящей причиной, того, что его контракт в Вильнюсском институте идиш, окончившийся в этом месяце, не был возобновлен.

 

«Мне также кажется, что преследование Рахиль Марголис объясняется ее ролью в публикации «Понарского дневника». Мне известны и другие, оказавшиеся в подобных ситуациях».

 

 

Это довольно серьезные обвинения, которые посол Литвы в Израиле Дариус Дегутис (Darius Degutis) настойчиво опровергает. «Никто не арестует Рахиль Марголис или кого-то еще, возвратись они в Литву. Все судебные дела против Марголис и Арада закрыты», — сказал он Post.

 

 

«Давайте посмотрим на то, что Литва сделала для примирения. Нынешний премьер-министр [Андрюс Кубилюс (Andrius Kubilius)] был первым, кто одобрил закон о компенсациях [для жертв Холокоста], который теперь ждет принятия в парламенте. Нынешнее правительство организовало специальную комиссию для сохранения еврейского квартала в Вильнюсе. Наша образовательная программа, посвященная Холокосту, согласно ОЭСР, является одной из лучших в Европе», — говорит Дегутис.

 

 

Нужно также отметить, что Яд ва-Шем признал 728 праведников мира из числа литовцев, а это немалая цифра для такой небольшой страны.

 

«Говоря о сталинизме и нацизме, литовцы и жители Восточной Европы должны при использовании термина «геноцид» проявлять большую чуткость. Для меня, к примеру, не проблема сказать, что мне стыдно за то, что некоторые литовцы сделали в прошлом, — добавляет Дегутис. — Следует избегать двусмысленности, когда мы говорим, что пострадали от сталинизма. И речь идет не о сравнении этих двух режимов, но о должной оценке каждого из них».

 

Зурофф утверждает, что литовское правительство могло бы сделать куда больше, чем сделало. «Например, День Холокоста в Литве — 23 сентября. В 1943 году в этот день была проведена принудительная эвакуация вильнюсского гетто. Если они хотят продемонстрировать признание своей вины, почему бы им тогда не выбрать 28 октября, когда в 1941 году литовцы убили в Каунасе 10 тысяч евреев? Им стоит задуматься над тем, что именно они хотят этим сказать».

 

 

«Пражскую декларацию необходимо отменить», — считает Кац.

 

 

«Нельзя изменить все за один день,— возражает Дегутис. — Такие критики, как Эфраим Зурофф и Довид Кац уж слишком реакционны. Они отказываются замечать положительные моменты того, что мы делаем».

 

 

В прошлом месяце литовское правительство объявило о том, что премьер-министр собрал экспертную группу для учреждения Форума наследия литваков (литвак - литовский еврей), цель которого — «объединить литваков со всего мира в единое сообщество». Центр Симона Визенталя обрушился на это с резкой критикой и обвинил литовское правительство в «попытке заручиться поддержкой евреев для продолжения своих кампаний, искажающих значение Холокоста и продвигающих ложную идею равнозначности коммунистических и нацистских преступлений».

 

 

«Этот шаг — то же самое, как если бы турки создали Группу поддержки армян, чтобы заручиться их поддержкой в отрицании геноцида армянского народа», — съязвил Зурофф в пресс-релизе, посвященном этому вопросу.

 

 

Ассоциация литовских евреев в Израиле, самой большой в мире организации евреев литовского происхождения (литваков), в прошлый вторник призвала к бойкоту новой инициативы литовского правительства. Председатель ассоциации Иосиф Меламед (Josef Melamed) прокомментировал ситуацию следующим образом: «Наша ассоциация понимает истинные намерения литовского правительства: они хотят чтобы литваки поддержали их ложную версию истории Второй мировой войны, в которой минимизировано широкое участие литовских коллаборационистов в массовых убийствах евреев в Литве и за ее пределами».

 

 

«Это возмутительный случай попытки похищения национального самосознания», — добавляет Кац.

Так на самом ли деле Литва прилагает должные усилия для того, чтобы победить своих демонов Холокоста? Зурофф так не считает.

 

 

«Нельзя сказать, что Литва совсем не говорит о Холокосте. Говорит. Много. Но она опускает и искажает очень важные моменты», — говорит Зурофф.

 

 

Осенью Центр Симона ВизенталХ выпустит свой годовой доклад, посвященный международному поиску и судебному преследованию нацистских военных преступников. Публикация предварительных результатов была приурочена ко Дню холокоста в апреле. На 50 страницах полной версии доклада содержится подробная информация о количестве осуждений, обвинительных актов и продолжающихся поисках нацистов в европейских странах и список самых разыскиваемых военных преступниках. Центр Симона Визенталя также проводит классификацию стран на основании результатов работы, проделанной ими в прошлом году. В 2006 году Литва, признавшая Далиде виновным, получила «B». «Когда же суд отказался исполнить наказание, мы были изумлены», — говорит Зурофф. С тех пор, страна неуклонно получает «F».

 

 

Дариус Дегутис считает, что для надежды еще есть место. «Работая в позитивном ключе, мы сможем достигнуть гораздо большего. Мне бы хотелось, чтобы они доверяли нашим намерениям, не прибегая к машинальной критике всякий раз, когда мы делаем очередной шаг», — резюмирует он.

 

 

Автор - редактор публицистического раздела The Jerusalem Post.

 

Оригинал публикации: Digging up the future


Вернуться назад