ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Патриарх Пимен и возрождение Русской Церкви

Патриарх Пимен и возрождение Русской Церкви


23-07-2010, 08:36. Разместил: VP
Патриарх Пимен и возрождение Русской Церкви

23 июля исполняется 100 лет со дня рождения патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Иногда его называют "компромиссной фигурой", но даже в советские годы Святейший собирал полные храмы. О патриархе Пимене вспоминает Николай Капчук, староста Богоявленского собора в Елохове, чье сотрудничество с владыкой продолжалось не один десяток лет.


Святейший Патриарх Пимен помогал людям своим служением. Он единственный, можно сказать, в советские годы, когда церкви не очень потворствовали, призывали служить пореже, был в храме каждый праздник, каждое воскресенье, с людьми. Общение с владыкой было для людей большой радостью, а главной его помощью — молитва перед Богом.

 

Моё знакомство с доброй памяти Святейшим Патриархом Пименом состоялось очень давно, в 1957 году, а личное общение продолжалось 33 года, принося великое утешение и духовную радость. Наша первая встреча оставила в моем сердце глубокий след, а воспоминания о ней до сих пор утешают и радуют. В тот день только что назначенный викарием Московской епархии епископ Дмитровский Пимен служил Божественную литургию в небольшом приходском храме за стенами Троице-Сергиевой лавры, и я, будучи студентом Московской Духовной академии, прислуживал ему иподиаконом.

 

Именно это совместное предстояние перед алтарём оставило у меня самые яркие воспоминания. Тогда же мне довелось наблюдать главное качество владыки Пимена — молитвенность. Сердце его горело любовью Христовой, а его сомолитвенники грелись у этого огня. Другие достоинства будущего Предстоятеля Русской Церкви проявились для меня в те годы, когда я, после окончания учения в 1960 году, стал работать в Московской Патриархии секретарем преосвященнейшего владыки Пимена. Я воочию видел его заботу о людях, о приходах и епархиях, чувствовал его глубокую ответственность перед Богом за своих духовных чад, за устроение церковных дел. И священнослужители, и простые верующие одинаково тянулись к нему, убеждаясь в его искренности, простоте, сердечности.

 

В 1969 году Святейший Патриарх Алексий I благословил меня на ответственное послушание ктитора Богоявленского кафедрального собора в Москве. В то время преосвященный Пимен, управляя Московской епархией с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского, постоянно сослужил Святейшему Патриарху Алексию I в Богоявленском соборе или сам возглавлял здесь богослужения в воскресные и праздничные дни, неизменно обращаясь к прихожанам с проповедями. В них он делился с верующими личным знанием, полученным им с благодатью архипастырства.

 

Это знание не было начётническим, книжным, приобретённым в стенах духовной школы. Это был глубокий собственный жизненный опыт познания сокровенной правды Божией, которым он стремился поделиться с паствой. Литургия с ним проходила незаметно, служба заканчивалась, оставляя в душе чувство близости Бога, которое хотелось сохранить надолго. Поэтому и наша совместная трапеза после службы проходила в сосредоточенной тишине, полной переживаний и молитвенного настроения.

 

Начало Патриаршества Святейшего Пимена пришлось на 1971 год, и мне довелось участвовать в день 3 июня в его интронизации в нашем соборе. По молитвам Святейшего, очень любившего свой кафедральный собор, его клир и прихожан, стали возможными и реконструкция храмового здания, и укрепление богослужебной дисциплины, и устроение приходской жизни. Была расширена солея у иконостаса главного алтаря, настлан мраморный пол, увеличено пространство главного алтаря и проведены другие неотложные инженерно-строительные работы.

 

Началась смена поколений в клире, молитвы у престола Божия вместе с настоятелем — протопресвитером Матфеем Стаднюком — стали возносить молодые, высокообразованные, духовно стойкие священнослужители. Храм занял первенствующее положение в Москве по красоте церковного пения, великолепию внутреннего убранства, благоустроению прихрамовой территории. Обслуживавшие нужды храма труженики не раз слышали слова благодарности из уст Святейшего Патриарха Пимена за ответственное и прилежное выполнение своих обязанностей.

 

В период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси Святейший владыка благословил нас на проведение небывалых по размеру ремонтно-реставрационных работ.

 

Мы много потрудились в дни юбилейных торжеств над организацией праздничных богослужений, которые возглавлял Святейший Патриарх, встреч в соборе иностранных гостей.

 

Перед празднованием 1000-летия Крещения Руси не только начали реставрировать Богоявленский собор, но и вновь передали Церкви Свято-Данилов монастырь. Это была первая обитель, которую Церкви передала власть. Все это время, все советские годы, никогда ничего не возвращали. Это была для людей особенная радость. Вся Россия начала собирать деньги, пожертвования, поэтому Свято-Данилов монастырь отстроили в течение года-двух. А в Богоявленском соборе начался запланированный ремонт наружного вида. Его штукатурили, красили, золотили купола. Производились все работы, которые были необходимы. Это происходило в его, Святейшего Патриарха Пимена, годы.

 

Патриарх Пимен отличался молитвой и пользовался необыкновенной любовью народа. К нему было удивительное тяготение, даже когда он еще не был Патриархом, а был епископом. В каком бы храме он не служил, храм заполнялся полностью и не вмещал народа. Народ любил его до последнего, даже когда он уже плохо передвигался, всегда скопление людей было большое. Его провожали так, что он не мог выйти из храма. Люди толкались, чтобы подойти под благословение.

 

Недостает времени и слов, чтобы рассказать подробно о всех деяниях Святейшего Патриарха Пимена, вписанных в церковную летопись Богоявленского кафедрального собора. Надолго запомнились верующим людям и его добрая улыбка, и теплые слова, которые он находил для каждого человека.

 

Строгий лик постника и подвижника Святейшего Патриарха Пимена навсегда запечатлелся в моей памяти воплощением глубокой молитвенной силы, эталоном монашеского аскетизма, сознательного принесения себя жертву Богу для служения по Его воле людям, камертоном, по которому нужно было настраивать собственную духовную жизнь. Он искренне и глубоко верил в то, что Господь нас не оставит в наших трудах на благо Церкви.

 

Каждый из наших патриархов был достойный избранник Церкви.

 

Ктитор Богоявленского кафедрального собора города Москвы,

кандидат богословия

Николай Семёнович Капчук

 

Редакция рубрики "Религия"


Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Справка

Патриарх Пимен

© Издание Патриаршего подворья Санкт-Петербурга


23 июля исполняется 100 лет со дня рождения Четырнадцатого Патриарха Московского и всея Руси Пимена.


Патриарх московский и Всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 23 (10 по старому стилю) июля 1910 года в Богородске (ныне Ногинск) Московской губернии. Воспитанием сына в основном  занималась мать женщина набожная, поэтому мальчик рос и воспитывался в строгой атмосфере, проводя часы за чтением книг и молитвами.

 

В школе он всегда был одним из лучших учеников. В праздничные и свободные от учебы дни Сергей любил бывать в храме, где часто читал и пел на клиросе, а также иподиаконствовал (служил при архиерее во время его священнодействий) у епископов Богородских Никанора и Платона.

 

В 1923 году Сергея, обладавшего прекрасным голосом, пригласили в архиерейский хор собора. Пение в хоре соединялось с серьезными теоретическими знаниями. Овладев мастерством вокального и регентского искусства, вскоре он уже сам пробовал силы в управлении хором своих сверстников в паломничествах по святым местам Центральной России.

 

В 1925 году, после окончания средней школы, Сергей переехал в Москву, и 4 декабря того же года в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор (первая степень пострижения) с именем Платон. В этот период жизни инок Платон управлял церковными хорами в московских храмах.

В 1927 году в пустыне Святого Духа Параклита – одном из скитов ТроицеСергиевой Лавры, 17летний инок Платон был пострижен в монашество игуменом Агафодором с наречением имени Пимен   в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого (имя Пимен означает "пастырь").

 

После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен продолжал руководить хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого. Затем он был регентом Дорогомиловского Богоявленского собора, который был тогда кафедральным храмом Москвы.

 

В июле 1931 года архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) монах Пимен был рукоположен во иеродиакона в Богоявленском храме Москвы, и там же в январе 1932 года владыка Филипп совершил его хиротонию во иеромонаха. Пимен продолжал управлять хором Богоявленского собора, а также церковными хорами и в других московских храмах.

 

В октябре 1932 года Пимен был призван в ряды Красной армии и направлен в 55й отдельный конный транспорт в городе Лепеле Витебской области Белоруссии, где он прослужил до декабря 1934 года. За время службы в армии он получил образование фельдшера и ветеринара, которое пригодилось ему в последующие годы.

 

В конце 1934 года молодой иеромонах вернулся к служению в храме Богоявления в Дорогомилово. В 1935 году он был выведен за штат (такое решение Московская Патриархия принимала в те годы в отношении арестованных клириков).

 

В этот период иеромонах Пимен дружил с художником Павлом Кориным, который в своей знаменитой картине "Реквием" (известной еще под названием "Русь уходящая"), изобразил всех лучших людей церковной России. В центре композиции три патриарха: Тихон, Сергий, Алексий, а справа, в первом ряду, в полный рост фигура 25летнего иеромонаха Пимена.

 

В начале 1937 года последовал новый арест иеромонаха Пимена. Он был приговорен к принудительным работам на строительстве канала МоскваВолга и направлен в Дмитровский исправительнотрудовой лагерь НКВД СССР, затем был выслан в Узбекистан. Пимену пришлось работать санитарным инспектором общепита Андижана, заведующим областным Домом санитарного просвещения (ДСП) отдела здравоохранения Ферганской области в городе Андижане, где он работал до июля 1940 года.

 

Летом 1940 года он поступил на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Учебу он совмещал с преподаванием в школе.

 

Иеромонах Пимен успел закончить только первый курс института. 10 августа 1941 года он был призван на военную службу в ряды Красной Армии.

В 1943 году отец Пимен был ранен и направлен в госпиталь в Москву, где проходил лечение, после чего был комиссован из армии. Изза путаницы в документах (писарь внес его в список пропавших без вести) иеромонаха сочли дезертиром, и он в 1944 году был арестован. В марте 1945 года отец Пимен был доставлен по этапу в ВоркутоПечорский лагерь (Воркутлаг), где он работал санинструктором.

 

18 сентября 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны.

 

До 1946 года иеромонах Пимен служил священником Благовещенского собора в городе Муроме. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие епархиальные послушания.

 

В декабре 1947 года Пимен был возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. Вскоре игумен Пимен был переведен в Ростовскую епархию, где занимал должности секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.

 

В конце 1949 года игумен Пимен был назначен наместником ПсковоПечерского монастыря, а через полгода возведен в сан архимандрита.

С 1954 по 1957 год он был наместником ТроицеСергиевой лавры.

 

17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе в Одессе архимандрит Пимен был хиротонисан во епископа Балтского и в конце того же года стал викарием Московской епархии епископом Дмитровским.

 

В июле 1960 года епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода. С 16 марта 1961 года архиепископ Пимен был назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским.

 

За период с 1959 по 1962 год владыке Пимену наряду с основными обязанностями поручалось временное управление Луганской, Смоленской, Костромской и Тамбовской епархиями. Архиепископ Пимен состоял председателем Хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятелем Патриаршего Богоявленского кафедрального собора.

 

В октябре 1963 года он стал митрополитом Крутицким и Коломенским.

 

18 апреля 1970 года, после кончины Святейшего Патриарха Алексия I, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с "Положением об управлении Русской Православной Церковью", в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола.

 

2 июня 1970 года Поместный Собор Русской Православной Церкви единогласно избрал Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена Патриархом Московским и всея Руси.

 

Интронизация Святейшего Патриарха Пимена совершилась 3 июня 1970 года в день всероссийского праздника в честь Владимирской иконы Божией Матери.

В 1980е годы Патриарху Пимену суждено было открыть совершенно новую главу в отношениях церкви и государства: в 1988 году было объявлено о начале разработки закона о свободе совести, призванного вернуть церкви ее юридические и духовнопросветительские права.

 

В период 19881990 годов были открыты новые приходы, Церкви возвращены ряд храмов и монастырей. В июне 1988 года Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000летию Крещения Руси, в том же году он председательствовал на Соборе, одобрившем новый церковный устав. Среди важных церковных событий патриаршества Пимена канонизация ряда святых (1988), а также канонизация Патриарха Тихона (1989), положившая начало прославлению новомучеников и исповедников Российских.

 

Патриарх Пимен был доктором богословия, почетным членом Ленинградской (1962) и Московской (1963) духовных академий. С 1963 года был членом Всемирного Совета Мира, Советского комитета защиты мира и Советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. От русской православной церкви участвовал в Варшавской (1963) и Женевской (1966) сессиях Всемирного Совета Мира, во Всемирных конгрессах за всеобщее разоружение и мир в Москве (1962), Хельсинки (1965), на Всемирной ассамблее мира в Берлине (1969), на ассамблее Всемирного Совета Мира в Будапеште (1971), на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве (1973).

 

За заслуги в деле защиты мира был награжден Почетными грамотами и именными медалями Советского фонда мира (1969, 1971), золотой медалью Советского комитета защиты мира "Борцу за мир" (1970).

 

С середины 1980х годов Патриарх тяжело болел и надолго отошел от управления Церковью. Патриарх Московский и всея Руси Пимен скончался 3 мая 1990 года в своей резиденции в Чистом переулке. Он погребен в крипте Успенского собора ТроицеСергиевой лавры.

 

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

http://rian.ru/religion/20100723/256604843.html


Вернуться назад