ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Дееспособность по-американски, или сюрпризы рейтинга стабильных стран

Дееспособность по-американски, или сюрпризы рейтинга стабильных стран


23-06-2010, 12:59. Разместил: VP
 Американская общественная организация "Фонд мира", которая специализируется на изучении причин и условий, вызывающих войны, и усилиях по их предотвращению, и журнал Foreign Policy в очередной раз представили новый глобальный индекс "недееспособных государств". Стоит признать, что американцы остались верны себе – главенствующими ценностями остаются демократия и соблюдение прав человека, хоть критериев для определения индекса гораздо больше. На первом почетном месте – Сомали, сохраняющее лидерство рейтинга вот уже третий год подряд. В стране продолжается гражданская война, а сообщения о вопиющих фактах пиратства, совершаемых сомалийцами, не сходят с "первых полос" СМИ. В первой десятке "недееспособных" также - Чад, Судан, Зимбабве, Демократическая Республика Конго, Центрально-Африканская Республика, Гвинея и Пакистан.
     
      Вашингтон включил в почетную дюжину и Афганистан с Ираком, где продолжается строительство демократии. Правда, на сей раз страны поменялись местами – на шестом месте Афганистан, а седьмом - Ирак. Не сложно заметить, что внимание США к проблемам Кабула в последнее время возросло. Стоит отметить, что первые 37 стран рейтинга находятся в "красной", особо рисковой зоне. По мнению составителей рейтинга эти 37 государств, список которых замыкает Грузия, имеют критический уровень рисков.
     
      Кстати, Киргизия с ее недавними беспорядками оказалась на 45-м месте, 36- ую и 38-ую занимают Узбекистан и Таджикистан.
     
      Скандинавские страны названы исследователями наиболее стабильными- 177-175-е места у Норвегии, Финляндии и Швеции. Что любопытно, пострадавшая от мирового кризиса Исландия, в дееспособности не потеряла и располагается на высоком 165-м месте.
     
      Россия, по мнению Фонда, стала более дееспособна, чем год назад. Теперь наша страна на 80-м месте против прошлогоднего 71-ого. Рядышком с нами – Индия /79/. Китай - на 62-м. Казахстану и Украине достались соответственно 103-я и 109-я позиции. Выходит, "коллеги" в дееспособности нас опережают.
     
      Стоит отметить, что американские исследователи самокритичностью не отличаются. У США -158-ая позиция, и, видимо, дееспособность этой страны не может поколебать ни социально-экономические проблемы, ни ослабление международных позиций.
     
      Последним сюрпризом рейтинга стали позиции Латвии и Греции – стран, отчаянно борющихся с кризисом. У Латвии высокое 135-ое место, а у Афин – 147-ое!
     
      По всей видимости, американцы, одержимые демократическими идеями, не слишком придают значения таким пустякам, как бюджетный дефицит. По крайней мере, на позиции в рейтинге дееспособности этот фактор влияет мало.
     
      Самое время обратиться к методологии подсчета индекса, выпускаемого с 2005 г. Дееспособность государств формирует достаточное число показателей - от демографической динамики и исхода беженцев до экономического неравенства внутри страны, криминализации и делигитимизации государственной власти, влияния служб безопасности и разобщенности региональных элит.
     
      В целом индекс позволяет оценить способность властей держать ситуацию под контролем, как в области территориальной целостности, так и с точки зрения политической, экономической и демографической стабильности. Отмечается, что модель является инструментом для оценки риска внутригосударственных конфликтов, что особенно удивляет в свете высоких позиций тех же Афин, сотрясаемых забастовками.
     
      Система разработана под руководством президента независимой общественной организации Американский Фонд Мира политолога Полина Бейкера, и, в частности, пытается раскрыть суть термина "недееспособное" государство. Признаков того, что "в датском королевстве что-то неладно" четыре: потеря физического контроля над своей территорией, неспособность власти обеспечить процесс принятия коллективных решений, неспособность власти обеспечить элементарные общественные услуги, а также неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества. Анализ проводится на основании 12 критериев, объединенных в три группы по признаку. Не скрываются и сами параметры: демографические показатели, уровень эмиграции, уровень экономического неравенства, состояние экономики, раздробленность в элите, уровень криминализации, ситуация с беженцами, уровень протестных настроений, количество госуслуг, зависимость от внешнего финансирования, ситуация с исполнением законов и соблюдением прав человека, риски иностранного вмешательства.
     
      Глядя на эти параметры, остается совершенно непонятным, как высоких показателей добилась, например, Греция? Видимо, высокие оценки, например, в области соблюдения прав человека компенсируют существенное проседание в других областях

Вернуться назад